Родительское собрание "Психологические особенности старших подростков"
(28.2 Kb)
| 23.11.2021, 14:41 |
Васильева Анна Викторовна |
методист, Муниципального учреждения дополнительного образования Центр туризма, экологии и краеведения |
Методическая разработка родительского собрания на тему:
«Психологические особенности старших подростков»
Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста.
Подготовка к собранию.
Подготовить бланки для проведения среди родителей теста «Знаете ли вы подростковую психологию?» (Приложение 1).
Оформить выставку книг об особенностях подросткового возраста.
Подготовить плакаты с высказываниями о воспитании (Приложение 2).
Ход собрания
1. Вступление.
Сегодня нам представляется важным рассмотреть вопрос о психологических особенностях старших подростков. Но вы можете задуматься: «А зачем, я воспитываю двух-трёх детей, я и так всё знаю, могу сама или сам дать совет». Вот и замечательно, в течение нашей встречи вам представиться такая возможность. А достаточно ли вы знаете подростковую психологию? В начале моего выступления я предлагаю Вам пройти тестирование «Знаете ли вы подростковую психологию?». В конце нашей встречи мы обсудим результаты. На бланках поставьте, пожалуйста, свою подпись. В этом случае Вы легко найдёте свою анкету для последующего анализа, после того как я с ними поработаю. Но, в тоже время, будет соблюдена анонимность.
2. Психологические особенности старших подростков.
Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?
Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.
Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.
В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.
Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.
Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.
Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.
В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.
Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.
Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.
Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе –нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.
Все эти психологические особенности раннего юношеского возраста мы учли при составлении мониторинга деятельности ПС по профессиональному самоопределению подростков.
3. Проблемные ситуации для родителей.
Педагог предлагает родителям разделиться на 2-3 команды (с помощью разноцветных жетонов).
В течение 5 минут подготовить для соперников типичную ситуацию из жизни, связанную с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста.
Каждая команда предлагает свою ситуацию соперникам, а те предлагают варианты решения. После этого озвучивается собственный вариант решения.
(На подготовку ситуаций даётся 5-7 минут. В это время педагог может посмотреть результаты тестирования «Знаете ли вы подростковую психологию?»)
4. Обсуждение результатов тестирования
«Знаете ли вы подростковую психологию?»
Мини-беседа.
- Сложно ли было отвечать на вопросы?
- Заставило ли тестирование Вас задуматься?
- Результаты тестирования соответствуют Вашим ожиданиям? И т.д.
5. Анкета «Обратная связь»
- Прошу Вас ответить (анонимно) на поставленные вопросы с целью получения обратной связи после окончания родительского собрания.
Заранее Вам благодарна!
Инструкция: Ответьте на несколько вопросов, отмечая цифры от 0 до 5. Если вы полностью согласны, то отметьте цифру -5, если совсем не согласны то цифру – 0.
Степень Вашей включенности в мероприятие? |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Степень полезности этого родительского собрания? |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Поучаствовали ли ещё в подобном мероприятии? |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Заключение.
Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности в общении. Мы с вами рассмотрели сегодня некоторые аспекты взаимодействия с нашими детьми. Если у вас остались вопросы, касающиеся именно вашего ребёнка, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы.
Приложение 1
Тест для родителей
«Знаете ли вы подростковую психологию?»
Инструкция: Предлагаем вашему вниманию опросник, который содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.
Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны – знак «-»; если затрудняетесь дать определённый ответ – знак «?».
№ п/п |
высказывания |
ответ |
1 |
Поверхность – характерная черта подростков. |
|
2 |
По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию. |
|
3 |
Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем». |
|
4 |
Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.
|
|
5 |
Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей. |
|
6 |
Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности. |
|
7 |
К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании. |
|
8 |
Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода. |
|
9 |
Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте. |
|
10 |
Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах. |
|
11 |
Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.
|
|
12 |
В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями. |
|
13 |
Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей. |
|
14 |
«Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста. |
|
15 |
Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется. |
|
16 |
Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей. |
|
17 |
Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития. |
|
18 |
Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки. |
|
19 |
Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность. |
|
20 |
Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу. |
|
21 |
Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги. |
|
22 |
Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых. |
|
23 |
Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой. |
|
24 |
Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам. |
|
Подсчитайте баллы: За каждый положительный ответ на вопросы 1,2,4,6,8,14,16,18,19,20,22 даётся по одному баллу. За каждый отрицательный ответ на вопросы 3,5,7,9,10,11,12,13,15,17,21,23,24 даётся по одному баллу.
Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: низком – менее 9 баллов, среднем – 9-15 баллов, высоком – более 15 баллов. Испытуемые со среднем уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом. Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.
Приложение 2
«Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге».
Ричард Бах
«Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства».
Эбнер-Эшенбах
«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины».
Дороти Нолт
«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…
как если бы от этого зависела Ваша жизнь»
Л.Кьюби
«Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими».
А.Моруа
|
Категория: Блоги | Добавил: anya01
|
Просмотров: 407 | Загрузок: 7
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|