Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Родные языки в этнокультурном дошкольном образовании в Республики Карелия

СКАЧАТЬ (43.5 Kb) 02.07.2022, 00:51
Решетина Анна Александровна
заведующий, МДОУ Детский сад №89

Решетина Анна Александровна заведующий МДОУ Детский сад №89, заместитель председателя регионального отделения Всероссийской общественной организации Воспитатели России» Республика Карелия

«Статья подготовлена в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации», реализованном общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» в 2020-2022 гг.»

Республика Карелия – это финно-угорская республика, где традиционно проживают разные народы, этносы с разной культурой, традициями и языками. Это ценно, однако очень важно сохранение идентичности каждого народа, в связи с этим, необходимо создавать условия в регионе по сохранению и популяризации родных финно-угорских языков. Благодаря неравнодушному отношению носителей языка, общественности, представителей культуры и образования осуществляются важные шаги по сохранению и развитию родных языков, в республике начиная с дошкольного возраста предоставляется возможность изучать карельский, финский, вепсский языки.

Изучая языковую ситуацию в этнокультурном дошкольном образовании, обнаруживается распространенность и заинтересованность коллег, родителей, детей в изучении родных языков. Так, карельский язык в дошкольном образовании изучается в семи муниципальных районах в 21 дошкольном учреждении, а вепсский и финский язык - в пяти дошкольных организациях. 41 педагог карельского языка обучают 869 воспитанников родному языку, а 9 педагогов - вепсскому и финскому языкам 174 дошкольника.

Современное дошкольное образование активно развивается, с одной стороны, появляются нормативные документы (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), профессиональные стандарты, примерная основная программа дошкольного образования, адаптированная основная образовательная программа и др.), регламентирующие качественное дошкольное образование, с другой стороны, проявляется потребность родителей в сохранении языков своих предков, интерес к своей Малой Родине, что приводит к выстраиванию этнокультурного образования в регионе. В связи с этим, необходимо дать определение «этнокультурного образования»: это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

С точки зрения ФГОС ДО, одним из важных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития ребенка, то есть этнокультурное образовательное пространство, которое и призвано создать мотивирующие условия для развития языковых и этнокультурных представлений детей дошкольного возраста. При этом важными компонентами этнокультурной образовательной среды являются субъекты – участники образовательных отношений, технологии освоения языка меньшинства, мотивация социальных эффектов от сохранения и владения языком, а также связи использования и обращения языка в естественной непринужденной языковой обстановке.

В Карелии предпринимаются различные усилия для сохранения и развития языка, такие как муниципальные, региональные проекты, языковые и этнокультурные практики поликультурного мира, включенность и заинтересованность населения, общественности и власти, а также необходимое программно-методическое обеспечение обучения родному языку.

В дошкольных образовательных организациях республики большое внимание уделяется изучению родных языков и определение их места в учебных планах, программах и в образовательных системах в целом: родной язык – как парциальная программа/часть образовательной программы, формируемой участниками образовательной программы или как дополнительная общеразвивающая программа с различным объемом и содержанием.

В связи с этим важна и роль программно-методического обеспечения обучения детей родному языку в дошкольной организации в условиях двуязычия, определение места родного и/или иностранного финно-угорского языка в образовательной программе ДОУ.

Наличие программно-методического обеспечения обеспечивает, прежде всего, поддержку педагогов и детей, выстраивание планомерного, системного образовательного процесса. В нашем понимании, программно-методическое обеспечение – это источник образовательного процесса для решения важных социальных вопросов, в том числе сохранения языка. Составляющие программно-методического обеспечения – это перечень документов, которые регламентируют деятельность в рамках образовательной программы. Региональная программа дошкольного образования «Карельский, вепсский, финский языки в детском саду» одобрена учебно-методическим объединением при Министерстве образования Республики Карелия. В программе представлены 3 наречия карельского языка, финский, вепсский языки в объёме лексико-грамматического материала, который может освоить ребёнок на уровне аудирования, говорения.

Программа построена по принципу «минимакса» в зависимости от уровня языковой подготовки детей, от профессионализма педагогов, запроса родителей и возможностей образовательной программы (20–40%) в части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Программа носит рекомендательный характер и может быть реализована в разных вариативных моделях обучения языку. С учётом выбранной организации модели языкового образования определяются объём и содержание финно-угорской речи воспитанников на всех этапах обучения. Если обучение языку осуществляется в объёме 20% от части, формируемой участниками образовательных отношений, то занятия с детьми проводятся 1–2 раза в неделю; если 40%, то, кроме занятий, вся образовательная деятельность в рамках режимных моментов также осуществляется на изучаемом языке. Все изучаемые лексические темы должны усложняться по мере накопления речевого опыта ребёнка, языковой материал постоянно повторяется, закрепляется, активизируется, переносится в новые контексты, на новые ситуации.

Создана, апробирована и эффективно используется рабочая тетрадь «Karjalan kieli päivykois» (Карельский язык в детском саду), которая является частью программно-методического обеспечения по обучению детей карельскому языку и приложением к региональной программе. Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребёнка 3–7 лет. С помощью этой тетради дети и взрослые учатся понимать карельскую речь, по словесному указанию находить называемые предметы, описывать их, задавать вопросы, отвечать на них. В рабочую тетрадь включены учебно-игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики, графических навыков и зрительного восприятия детей. Целесообразность использования рабочей тетради («раскраски») способствует созданию условий для максимально естественного введения языка (ситуативность), все лексические темы отражают события и ситуации, которые окружают ребенка. Благодаря рабочей тетради обучение языку происходит с опорой на речевое окружение и наглядность (контекстуальность). Методически ценными являются методические рекомендации к данной рабочей тетради «Karjalan kieli päivykois», где представлены советы по определению программного содержания, распределению речевого материала по возрастам, описание некоторых коммуникативных и речевых игр и т.д. Особо значимой составляющей программно-методического обеспечения обучения карельскому языку являются дидактические материалы, которые могут быть использованы для обследования речи детей дошкольного возраста на родном языке. Предлагаемая форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за языковой активностью ребёнка в период пребывания в дошкольной организации с применением тестовых и диагностических методик. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты, позволяющие представить полную картину усвоения обучающимся родного языка, произвести оценку динамики достижений детей и скорректировать образовательную деятельность по языку. Дидактические диагностические материалы представляют собой 20 тематических картинок формата А4, которые содержательно соотносятся с разделами предложенной региональной программой. Перечень методических материалов можно пополнять, совершенствовать, обновлять в зависимости от выбранной системы обучения языку, от выбранной модели языкового образования.

В заключение следует отметить, что в дошкольных организациях создаются достаточные условия для сохранения родных языков, начиная с дошкольного детства: этнокультурная образовательная среда с необходимым включением носителей языка, заинтересованными партнерами и родителями, программно-методическим обеспечением обучения языку с целью сохранения малочисленных языков Республики Карелии.


Категория: Блоги | Добавил: НРА
Просмотров: 329 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог