Роль ассоциативного восприятия в эмоциональном и эстетическом развитии учащихся
(13.5 Kb)
17.09.2025, 12:50
Шпиндлер Маргарита Евгеньевна
учитель ИЗО, технологии, МО г. Ивантеевка, Образовательный центр №7
Эмоциональное восприятие окружающего мира является важным аспектом развития личности. В образовательном процессе особое внимание уделяется формированию гармоничного и многостороннего восприятия, включая эстетическое. Одним из инструментов для достижения этой цели может стать изучение взаимосвязи между эмоциональным восприятием и цветовым восприятием.
Цель исследования
Целью проведённого исследования было выявление роли соотношения в ассоциативном восприятии пейзажа (или его изображения) с музыкальным звучанием произведений, посвящённых изображению природы или природных явлений. Также ставилась задача выявить учащихся с повышенной (пониженной) сензитивностью в цветоощущениях и наметить пути повышения (развития) сензитивности (ассоциативного восприятия) различных видов искусств в процессе уроков изобразительного искусства.
Методика исследования
Для достижения поставленной цели был проведён ряд экспериментов. В ходе экспериментов учащимся предлагалось прослушать музыкальные произведения, посвящённые изображению природы, и соотнести их с определёнными цветовыми гаммами при восприятии пейзажей или их изображений.
Результаты исследования
В результате проведённых исследований было предположено наличие среди испытуемых сравнительно небольшой группы детей с изначально повышенной сензитивностью (эмоциональной чувствительностью восприятия). Также была выявлена группа учащихся с низким эмоциональным развитием и слабо развитой эмоциональной связью.
Выводы и рекомендации
Для учащихся с низким эмоциональным развитием и слабо развитой эмоциональной связью необходимо разработать методы развития на специально направленных и организованных занятиях по изобразительному искусству. В деятельность учащихся следует включить формообразующие компоненты двух искусств: «эмоциографическое описание», «образно-речевые параллели» и другие.
Для проведения эксперимента были выделены экспериментальные и контрольные классы, где уроки проводятся строго по программе. Это позволит более эффективно отслеживать динамику развития эмоционального и эстетического восприятия учащихся.
Дальнейшие исследования в этой области могут помочь разработать более эффективные методы обучения, способствующие формированию гармоничного и многостороннего восприятия у учащихся.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 31.10.2025
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.