МБУДО "ДШИ" пгт.Нижний Одес
Методическое сообщение
"Роль декоративного рисования в развитии личности ребенка"
В настоящее время в российском обществе прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности связывают со способностью личности откликаться на красоту и творить по законам красоты, действуя не шаблонно, а творчески. В связи с чем в современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека.
Все культурные ценности, накопленные человечеством, – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В этой связи в образовательной среде актуализировались вопросы, связанные с развитием творческой и уникальной личности. Особая роль в этом процессе отведена искусству, декоративному рисованию в частности, которое в качестве раздела входит в программу рисования в образовательной школе и ставит своей задачей ознакомить учащихся с основными принципами декоративно – прикладного искусства.
Декоративное рисование - это рисование в декоративной манере, где во главу угла ставятся такие аспекты, как нарочитость, приукрашенность, достижение максимальной выразительности изображаемого.
Декоративное рисование обладает разнообразными способами эмоционального воздействия на детей младшего школьного возраста, посредством присущих ему средств выразительности, среди которых:
-цвет,
-мазок,
-линия,
-пятно,
-цветовой и световой контрасты.
Рассматривая и изучая узор, ребенок начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. Его восхищает, как художник простыми и лаконичными средствами добивается необыкновенной выразительности, и у него начинает рождаться творческая инициатива. Ребенок хочет испробовать свои силы, чтобы так же, используя простые формы, создать красивый узор. Все это приучает детей к творческой деятельности, способствует развитию их воображения, творческих способностей.
Составляя композицию узора, орнамента для декоративного оформления объекта, каждый ученик стремится, как можно красивее, расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче, цветистее раскрасить свой рисунок, что способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств.
В основе декоративного рисования в I – III классах лежит декоративная переработка (стилизация) формы и цвета объектов растительного и животного мира и составление из них узоров, орнаментов.
Как правило, декоративные работы представляют собой обобщение формы и цвета объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т.п., которые изображаются с натуры. Следует отметить, что к декоративному рисованию относится и творческое составление праздничных открыток, эскизов елочных игрушек, карнавальных костюмов.
По разделу декоративного рисования в первом классе дети должны усвоить простейшие сведения о создании предметов декоративно-прикладного искусства, их основных особенностях:
- связь формы предмета декоративно-прикладного искусства с его практическим назначением (функцией),
- связь декоративного украшения (орнамент, цвет и др.) с формой предмета, с материалом, из которого создан предмет.
Дети должны научиться выполнять узоры в: полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных форм животного и растительного мира.
В ходе выполнения декоративной работы дети учатся применять линии симметрии, чередование элементов.
Содержание занятий по декоративному рисованию в первом классе представлено:
- рисованием узоров и декоративных элементов с образца;
- самостоятельным выполнением в полосе, в квадрате, в круге узоров из форм растительного и животного мира (декоративная переработка листьев деревьев, кустарников, цветов, грибов и др.), а также геометрических форм (кругов, треугольников, прямоугольников.
Если в первой половине первого класса дети выполняют рисунок по образцу, то со второй половины - декоративные работы творчески составляются самими детьми. Особое внимание учеников при этом обращается на умелое, выразительное использование в декоративных работах: ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета.
Понимание последних затем находит применение в различных работах на уроках трудового обучения, например, в: аппликациях, плетениях, лепке, изготовлении игрушек, вышивке и т. п. Большинство из этих изделий делаются по предварительным эскизам, рисункам, которые выполняются на уроках декоративного рисования, а некоторые из них, уже готовые, украшаются орнаментом на этих занятиях.
Во втором классе уроки декоративного рисования ориентированы на усваивание детьми простейших сведений о декоративном обобщении форм и цветовой окраски растительных форм и форм животного мира, о симметрии, выразительности линии и цвета, которые присутствуют в изделиях декоративно-прикладного искусства; начальные сведения относительно декоративно-сюжетной росписи, а именно, о: русских прялках, декоративных тканях. Школьники узнают об эстетических особенностях русской деревянной игрушки и игрушки современной - технической.
Второклассники учатся согласованию цвета стилизованных декоративных элементов и цвета фона узора; использованию светового контраста - темное на светлом, светлое на темном.
Во втором классе дети, по сравнению с первым классом, самостоятельно составляют более сложные по композиции, форме объектов, которые декоративно обобщаются, узоры в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике. Кроме того, они выполняют декоративно-сюжетные композиции в полосе, круге, квадрате.
У детей происходит закрепление умений относительно применения в декоративной работе линии симметрии и чередования отдельных элементов узора.
В третьем классе уроки по декоративному рисованию ориентированы на понимание школьниками тесной, неразрывной связи декоративного оформления предмета и его практического назначения, формирование умений самостоятельно отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного. Дети составляют эскизы простейшего декоративного оформления предметов быта, творчески используют в работах графические элементы и цвет. В декоративные работы третьеклассников вводятся изображения колосьев, дубовых листьев, символики и др. Дети выполняют несложные тексты из брускового шрифта.
На уроках декоративного рисования ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства осуществляется в тесной, органической связи с содержанием конкретного учебного задания, а не выделяется в специальные уроки-беседы о декоративно-прикладном искусстве. Это позволяет школьникам более глубоко понять связь декоративного украшения вещи с ее практическим назначением, осмыслить особенности декоративного узора, орнамента. Кроме того, последнее способствует более яркому, выразительному выполнению собственного рисунка детьми.
Таким образом, содержание уроков по декоративному рисованию в начальных классах ориентировано на знакомство с декоративно-прикладным искусством, выполнение узоров в полосе, квадрате и круге, декоративную переработку (стилизация) формы и цвета объектов растительного и животного мира и составление из них узоров, орнаментов.
Декоративное рисование - это рисование в декоративной манере, в основе которого лежит принцип достижения максимальной выразительности изображаемого, которое способствует развитию у детей младшего школьного возраста творческих способностей, художественно-эстетического вкуса, формированию у них моральных ценностей и качеств, среди которых ценностное отношение к другим народам.
Содержание уроков по декоративному рисованию в начальных классах направлено на знакомство детей с декоративно-прикладным искусством; обучение их выполнению узоров в полосе, квадрате и круге; декоративную переработку (стилизация) формы и цвета объектов растительного и животного мира и составление из них узоров, орнаментов по образцу и самостоятельно с применением творческого подхода.
На уроках декоративного рисования формируется и моральный облик детей. Воздействуя на ученика, на его чувства и мысли, декоративное искусство вызывает определенное мироощущение, воспитывает личность. Так, рассматривая узоры, которыми различные народы украшают свой быт, дети знакомятся с некоторыми чертами культуры этих народов, у них появляется чувство уважения к тем, кто создал эти красивые узоры. Этот росток проявления дружественного отношения к культуре других народов в дальнейшем, при активном воздействии учителя, превратится в одну из основных черт морального облика человека.
Таким образом, декоративное рисование способствует развитию у детей младшего школьного возраста воображения, творческих способностей, художественного вкуса, эстетических чувств и моральных качеств.
Список используемой литературы:
1. Ананьев Б.Г. Первоначальное обучение и воспитание детей / Ананьев Б.Г.- М.: Лира, 2011, - 234с.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. /Бакушинский А.В. - М.: ЭКСМО,2010. - 143с.
3. Громова Д.М. Декоративное рисование с использованием приемов стилизации в ДХШ // Международный студенческий научный вестник. –2015.–№4-4.–С.562-562;
4. Декоративное рисование. Энциклопедия живописи.
5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. / Ростовцев Н.Н. - М.: Дрофа, 2012. - 145с.
6. Серякова Т.П. Экспериментальная образовательная программа "Декоративный рисунок"
7. Скильский Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искусства в школе, как средство развития творческих способностей учащихся / Скильский Д.М. - М.: Лира,2011. - 123с.
|