В настоящее время на первый план выходят проблемы экологического воспитания, и учёные, натуралисты, педагоги уделяют им всё больше внимания. Ответ на вопрос, почему эти проблемы стали актуальными содержится в деятельности человека в природе. Очень часто данная деятельность носит безграмотный, неправильный с экологической точки зрения, расточительный, ведущий к нарушению экологического равновесия характер.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Основная задача ознакомления с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Условно знания детей об окружающем мире можно разделить на три основных блока: мир природы, мир людей и мир предметов.
Воспитатели должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе и к окружающему миру в целом, посредством не только знакомства с экологией, как с наукой, но и практической экспериментальной деятельности.
Организованная образовательная деятельность по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
«Детское экспериментирование направлено на приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков и выступает как главный мотив деятельности.
Основной метод детского экспериментирования – проблемное обучение – помогает создать образ положительного эмоционального тонуса на организационной образовательной деятельности: дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок. Чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить обучающегося, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблемы. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации.
Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое в свою очередь, имеет исключительное значение, так как делает реальной цель современного образования – развитие личности.
Мир природы имеет большое влияние на развитие личности. В детстве ребенок слышит огромное количество звуков: будь то дуновение ветерка, или пение птиц, или звуки дождя, барабанящего по стеклу. Малыша окружают незнакомые запахи цветов. Тайны и загадки природы заставляют остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Современный педагог ДОО в целях экологического воспитания дошкольников должен:
владеть технологиями экологического воспитания;
создавать эколого-развивающую среду;
реализовывать систему экологического воспитания;
повышать свою профессиональную эколого-педагогическую культуру;
работать над повышением экологической культуры родителей.
Взаимодействие всех этих компонентов поможет в решении вопросов экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Так как дети, вырастая, берут пример с родителей, воспитателей. Именно взрослые должны стать примером для дошкольника, и научить его, как нужно обращаться с дарами природы, как уберечь природные богатства от разрушения.
Список литературы:
1. Марудова Е.В Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.
2. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный
возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России,
2010. – 79 с.
3. Локтионова З.А. Поисково-познавательная работа в детском саду /
З.А. Локтионова, В.В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64
|