Чембергенов Ш.
студент высшей школы естественных наук и технологий
Научный руководитель: Никитина М.В.
к.х.н., доцент
Аннотация: Элективные курсы играют важную роль в формировании экологической культуры учащихся. Они позволяют расширить кругозор, развить химико-экологические знания и навыки, а также сформировать экологическую компетентность. На примере предмета «Химия» в средней школе можно увидеть, как элективные курсы способствуют развитию экологического сознания у школьников.
Ключевые слова: элективные курсы, экологическая культура, химия, образование, школьники.
Abstract: Elective courses play a major role in the development of student culture. They allow you to broaden your horizons, change chemical-ecological knowledge and skills, and also take into account environmental competence. On the topic of the subject "chemistry" in high school, you can see how elective methods contribute to the development of environmental consciousness in schoolchildren.
Key words: elective courses, environmental culture, chemistry, education, schoolchildren.
Переход на профильное обучение в России предполагает обязательное посещение элективных курсов для старшеклассников. Концепция профильного обучения, утверждённая Министерством образования РФ, предусматривает удовлетворение индивидуальных потребностей и склонностей учащихся через выбор курсов. Школа организует элективные курсы, выделяя на них максимум 72 академических часа в год (эквивалент 2 часов в неделю). Длительность курса зависит от цели и содержания и может составлять четверть, полугодие, год или два года. В выпускных классах предусмотрено время на проекты, практики и исследования. Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения, компенсируя ограничения базовых и профильных курсов и удовлетворяя образовательные запросы старшеклассников.
Классификация элективных курсов по назначению включает пять основных типов:
дополнение к профильным курсам;
установление межпредметных связей;
интенсивная подготовка к экзаменам;
формирование конкретных образовательных результатов.
расширение кругозора и изучение интересующих областей.
При оценке эффективности курса учитываются результаты: способность решать проблемы, определение будущей профессии, успешная реализация, изменение отношения к обучению и мотивация к самообразованию. Организация образовательного процесса должна учитывать психолого-педагогические особенности учащихся, особенно в естественнонаучных классах.
Изучение элективных курсов по химии в рамках химического профиля помогает достичь необходимого объёма знаний и сформировать естественнонаучную картину мира. Элективные курсы делятся на предметные, межпредметные и практические, а также могут быть направлены на подготовку к ЕГЭ по химии. Важно предоставить учащимся широкий выбор курсов, чтобы они могли адаптировать их под свои интересы и профиль обучения.
При создании элективного курса важно определить его место в системе предметов, выявить межпредметные связи, наметить пути развития универсальных и химических знаний, умений и навыков, а также создать условия для повышения интереса учащихся к обучению и их профессиональному самоопределению. Методы и формы проведения курса должны соответствовать требованиям профильного обучения и учитывать индивидуальные особенности учащихся. Используйте методы проблемного обучения, самостоятельную работу с источниками информации, групповые и индивидуальные занятия, а также различные виды деятельности, связанные с химией. Тематический план курса должен содержать информацию о содержании и распределении часов на изучение тем, а для успешного проведения курса необходимы различные учебные материалы.
Элективные курсы требуют определения ожидаемых результатов обучения и методов их оценки. Результаты важны для учащихся и влияют на престиж курса. Они могут быть представлены в виде формулировок «знать», «иметь представление», «уметь», «владеть».
Необходимо разработать механизмы текущего и итогового контроля, а также учесть требования ЕГЭ по химии. Элективные курсы позволяют углублённо изучать предметы и формировать индивидуальную образовательную траекторию, помогая выбрать будущую профессию.
Элективные курсы строятся по определённой схеме: создание рабочей программы, выбор лекционного материала, подготовка заданий, организация семинаров и лабораторных работ, оценка прогресса учащихся и финальный контроль. Рабочая программа должна соответствовать стандартам, основной образовательной программе и учебному плану специальности.
К рабочей программе предъявляются следующие требования:
– актуальность содержания, отражающая современное состояние, тенденции и перспективы развития науки и практики в соответствующей предметной области;
– соответствие специфике профессиональной деятельности, области её применения и уровню подготовки выпускника по данному направлению подготовки или специальности (специализации);
– учёт состава, содержания и особенностей междисциплинарных связей данного учебного предмета и предметов, изучаемых до, после и параллельно;
– логичность и структурированность информации, составляющей содержание учебного предмета;
– баланс между содержанием, методами и средствами реализации различных видов обучения, изучения учебного предмета (лекции, практика, самостоятельная работа студентов и т. д.), контроля и оценки достигнутых результатов;
– адекватность методов и средств оценивания результатов изучения предмета целям программы;
– учёт индивидуальных особенностей ведущего преподавателя.
Программа элективного курса должна включать:
титульный лист (наименование организации, информация об утверждении программы, название элективного курса, классы, ФИО и должность автора, место и год создания программы);
пояснительную записку;
тематический план (разделы, темы, количество часов, формы работы);
содержание курса (темы и краткое описание);
методические рекомендации (методы, средства, формы работы, дидактический материал);
список литературы (педагогические и методические материалы и пособия для преподавателей и студентов).
Разработка элективных курсов основывается на принципах научности, доступности, последовательности и системности, а также на личностно-ориентированном и деятельностном подходах. Это позволяет создавать курсы, которые соответствуют современным требованиям и интересам учащихся, способствуют их саморазвитию и профессиональному самоопределению.
Из-за сложной и противоречивой современной экологической ситуации, сложившейся в отношениях между обществом и природой, возникло несколько проблем, решение которых требует активного экологического образования. Экологическое образование становится приоритетным направлением в работе образовательных учреждений различного типа. Экологическая грамотность – это общая готовность и способность человека к экологической активности, основанная на экологических знаниях и опыте, приобретенных благодаря экологическому образованию, ориентирована на самостоятельное участие человека в учебном процессе и способствует его успешной интеграции в общество.
Воспитание такой социально активной, экологически грамотной личности требует от учителей современной школы использования совершенно новых методов, подходов и форм работы. Для формирования экологически грамотного выпускника необходимо использовать активные методы экологического образования, педагогические технологии, которые развивают, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личную активность школьников. Осуществление компетентностного подхода через элективные экологические курсы является одним из перспективных направлений решения этой задачи. Экологические элективные курсы являются элементом учебного плана, который дополняет содержание экологического образования и позволяет удовлетворить разнообразные познавательные интересы учащихся в отношении решения экологических проблем в окружающей среде. Эти курсы могут затрагивать любую экологическую тему, как в пределах общеобразовательной программы, так и за ее пределами. Элективные курсы представляют собой новейший механизм для актуализации и индивидуализации учебного процесса.
Экологические элективные курсы дополняют содержание экологического образования и удовлетворяют познавательные интересы учащихся. Они затрагивают различные экологические темы и обеспечивают индивидуализацию учебного процесса.
Элективные курсы основаны на учебных программах профильного образования и выполняют две функции: расширение содержания основного курса экологии и поддержка изучения связанных предметов на профильном уровне.
Обучение по профилю обеспечивает личностно-ориентированное обучение и возможность формирования индивидуальной образовательной траектории. Остальные элективные курсы специализированы внутри профиля.
При создании межпредметных курсов по экологии нужно определить, с каким предметом будет связь. Стоит учесть, что по многим смежным предметам уже есть интеграция. Например, химия тесно связана с физикой и математикой. При создании элективного курса, поддерживающего основной предмет – химию – нужно сопоставить уровень основного и профильного предметов, выделить ключевые знания и навыки, обратить внимание на недостаточно проработанные темы. Элективный курс практической направленности позволяет применять полученные навыки для оценки состояния окружающей среды, выявления источников загрязнения и разработки мер по их устранению. Учащиеся смогут проводить анализ проб воды, воздуха и почвы, определять уровень содержания различных веществ и предлагать способы снижения негативного воздействия на природу.
Элективные курсы по экологии помогают учащимся определиться с будущей профессией, связанной с экологией, и понять роль этой науки в разных сферах жизни. Такие курсы учитывают индивидуальные интересы и способности учащихся и предоставляют им возможность углублённо изучать интересующие их темы.
Элективные курсы по экологии помогают развивать экологическую грамотность, самостоятельность и профессиональное самоопределение учащихся. Они основаны на принципах научности, доступности, последовательности и системности, а также на личностно-ориентированном и деятельностном подходах.
Экологические элективные курсы дополняют содержание экологического образования и удовлетворяют познавательные интересы учащихся. Они затрагивают различные экологические темы и обеспечивают индивидуализацию учебного процесса.
Элективные курсы выполняют две функции: расширение содержания основного курса экологии и поддержка изучения связанных предметов на профильном уровне.
Таким образом, элективные курсы помогают ученикам определиться с выбором будущей профессии в области экологии, создают мотивацию для обучения на профильном уровне, знакомят учащихся с основными видами экологической деятельности, активизируют познавательный интерес школьников к химии и улучшают их информационную и коммуникативную компетентность в этой области.
Список использованных источников:
1 Письмо Минобразования РФ от 13.11.2003 N 14-51-277/13 «Об элективных курсах в профильном обучении» // КонсультантПлюс (дата обращения: 21.12.2023). – Загл. с экрана.
2 Азизова, Л.Р., Роль экологических дисциплин и проблем в изучении и развитии химии [Электронный ресурс] / Л.Р. Азизова, Р.М. Гусейнов, Т.М. Гусейнова – Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 2019. – №4. – Электрон. текстовые дан.
3 Баталова А.Е., Экология Архангельской области: учебное пособие для 9-11-х классов общеобразовательной школы [Текст] / А.Е. Баталова, Л.В. Морозова. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 152 с.
4 Блинова, С. В. Методика преподавания естествознания: отдельные вопросы: учебное пособие / С.В. Блинова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. – 60 с.: ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5- 8353-1591-8; То же [Электронный ресурс].
5 Габриэлян О. С. Теория и практика элективных курсов [Текст] / О. С. Габриэлян. – Химия в школе. - 2006. -№4. - С. 2-4.
6 Ермаков Д. Течения и «подводные камни» в море элективных курсов [Текст] / Д. Ермаков. – Народное образование. – 2007. – №1. – С. 155–162.
7 Каспржак А. Элективные курсы – ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства [Текст] / А. Каспржак – Директор школы. – 2006. – №1. – С. 3–9.
8 Каспржак А. Элективные курсы: типология и задачи [Текст] / А. Каспржак – Директор школы. – 2006. – №3. – С. 53–57.
9 Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий: теория и практика [Текст]: учеб. пособие/ Е. В. Коротаева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 172 с.
10 Коротаева Е. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: Учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Е. В. Коротаева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – 224 с.
11 Кусакина О. В., Методика разработки элективных курсов по химии для профильного обучения [Электронный ресурс] / М. С. Плотникова, Е. А. Жарикова, Т. И. Рыбкина – Электрон. текстовые дан. – Успехи в химии и химической технологии. 2008. №2 (82). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razrabotki-elektivnyh-kursov-po-himii-dlya-profilnogo-obucheniya, свободный (дата обращения: 01.02.2024). – Загл. с экрана.
|