Конструкт пробного урока по изобразительному искусству по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 36 специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Киселевой Ксении Александровны
Дата: 09.03.2022
Класс: 2 «А»
УМК: «Школа России»
Тема урока: Роль контраста в композиции
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Цель урока: формирование представлений о роли контраста в процессе создания композиции «Цирк»
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют умение организовывать рабочее место и рабочее пространство; познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность, самоопределение
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, сравнение, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, выстраивать взаимосвязи при работе в паре, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение).
Предметные: обучающиеся знают, что такое композиция, композиционный центр, контраст, знают в чем проявляется контрастность, правила техники безопасности при работе с красками, кистями; о холодных и теплых цветах, умеют их различать, отображать различный контраст в композиции
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся умение организовывать рабочее место и рабочее пространство; познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность, самоопределение
Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция); развивать познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, сравнение, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера), развивать коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, выстраивать взаимосвязи при работе в паре, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение).
Образовательная: актуализировать знания детей о том, что такое композиция, познакомить с понятиями «композиционный центр», «контраст», дать представление о том, в чем проявляется контраст, актуализировать знания о технике безопасности при работе с красками, кистями, о холодных и теплых цветах, научить их различать, отображать различный контраст в композиции
• Изобразительная: научить детей рисовать сюжет рисунка по замыслу, используя алгоритм
• Композиционная: совершенствовать композиционные навыки изображения на плоскости, используя все пространство
• Техническая: совершенствовать навыки рисования красками
• Цветовая: учить детей самостоятельно передавать колорит, соответствующий композиции
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
• принцип наглядности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности;
• принцип целостности;
• принцип деятельности;
• принцип психической комфортности.
Принципы воспитания:
• создание положительно эмоционального подъема;
• воспитание через взаимодействие;
Методы обучения и воспитания:
Методы организации учебно-позавательной деятельности:
Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация, упражнение
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа
Методы стимулирования учебно-позавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование введение героя и занимательным содержанием
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование:
• Демонстрационное: презентация «Роль контраста в композиции», поэтапное рисование клоуна на арене
• Индивидуальное: шифровка «Роль контраста в композиции», билеты в цирк, лист А4 с ареной, шаблон клоуна, карточка с критериями, краски, кисти, непроливайка с водой
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 от 22.09.2011 №2357). Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373.
2. Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся
Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Структура урока:
Этап урока Время
Организационно-мотивационный этап 3 мин
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы 5 мин
Решение проблемы 10 мин
Физкультминутка 2 мин
Первичное закрепление 5 мин
Самостоятельная работа 12 мин
Рефлексия 3 мин
Итого 40 мин
Макет доски
Презентация 16 февраля
Классная работа
Ход урока
Этап Методы Деятельность учителя и обучающихся Планируемый результат
1.Организационно-мотивационный этап.
Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности.
Методы обучения и воспитания:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Методы получения новых знаний: беседа, упражнение
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование введение героя и занимательным содержанием
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Александровна и сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я
-Давайте подравняемся по рядам! Вижу, что готовы и тишина в классе. Проверим рабочее место: должна быть постелена клеенка, стоит непроливайка с водой, лежат кисти и краски, а также пенал с письменными принадлежностями. Если у вас чего-то нет скажите сейчас, мы решим эту проблему.
Отлично! Для того, чтобы настроиться на урок и предстоящую работу я предлагаю немного поиграть и вспомнить какие оттенки относятся к холодным, а какие к теплым, если я назову вам теплый оттенок, то вы хлопаете, а если холодный, то вы поднимаете руки вверх. Начнем! Красный, черный, желтый, голубой, коричневый, фиолетовый, оранжевый. (хлопают, руки вверх, хлопают, хлопают, руки вверх, руки вверх, хлопают)
-Молодцы, ни разу не ошиблись!
-Теперь присядем правильно! Ноги стоят на полу ровно, спинка дружит со спинкой стула, между вами и партой проходит кулачок, а руки лежат на парте домиком.
-Теперь мы готовы и можем начинать наше занятие. Личностные: обучающиеся демонстрируют умение организовывать рабочее место и рабочее пространство; познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность, самоопределение
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция); познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме,), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение).
Предметные: обучающиеся знают, о холодных и теплых цветах и умеют их различать
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача: актуализировать знания детей о том, что такое искусство, сформулировать тему урока, план урока.
Методы обучения и воспитания:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация, упражнение
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
- Для того, чтобы начать наш урок я предлагаю вам вспомнить что мы рисовали на предыдущем уроке изобразительного искусства (на прошлом уроке мы рисовали букет цветов для мамы на 8 марта)
-Да, все верно!
*звук сообщения*
-Ой, ребята, что же это такое! Смотрите на слайд, нам пришло какое-то письмо! Прочитаем его? (да)
*на слайде письмо с фотографией клоуна*
Здравствуйте, ребята! Я клоун Тишка. Я узнал, что у вас в классе самые дружеские и теплые отношения между друг другом, знаю, что вы очень веселые и любознательные ребята. Так ли это? (да)
Тогда я приглашаю вас к нам в цирк, но вот незадача, я совсем забыл ваши билеты, а без них вас не пустят. Если вы согласны, то я могу рассказать, что нужно для получения билета. Если вы согласны, то поднимите руку (поднимают)
Отлично! Тогда сейчас нам нужно узнать тему урока, для этого вам нужно будет разгадать шифр в паре с соседом по парте. Я раздам каждому шифр и карточку для ответа, в которую вы и запишите тему нашего урока. Каждой букве соответствует своя цифра, вам нужно вписать буквы под цифрой и так мы узнаем какая тема нашего урока. Первые 2 слова разгадает тот, кто сидит на 1 варианте, а остальную часть 2 вариант. Приступайте!
ШИФР
-…, какая тема получилась у вас? (Роль контраста в композиции)
-Отлично, кто согласен с ребятами хлопните в ладоши 1 раз. (хлопают)
-Отлично, вот наши билеты и мы можем войти в здание цирка. Посмотрите, а что же это такое на них написано? (задачи на урок)
-Верно! На билеты написаны задачи нашего урока, давайте их прочитаем!
-… прочитай 1 задачу (Вспомнить, что такое композиция и композиционный центр)
-Спасибо! …, прочитай нам 2 задачу (Узнать, что такое контраст)
-Отлично! А что же 3 задачей нам предстоит сделать? (Нарисовать рисунок)
-Отлично! Чтобы пройти на представление к клоуну нам нужно решить все эти задачи. Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательную активность, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция); познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, сравнение, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, выстраивать взаимосвязи при работе в паре, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение).
3. Решение проблемы
Задача: выявить пути решения проблемы.
Методы обучения и воспитания:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация,
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования: поощрение
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
-Посмотрите ещё раз на наши билеты и прочитайте что нам нужно сделать 1 пунктом плана (вспомнить что такое композиция и композиционный центр)
-как вы думаете, что это такое? (ответы)
-Спасибо за ваши ответы, посмотрите на слайд, вот такое определение я подготовила для вас
*Композиция – это распределение предметов и фигур в общем пространстве картины. У каждой картины есть центральный предмет, который находится в самом центре и на переднем плане и называется это композиционным центром
-Как вы поняли, что такое композиция и композиционный центр (ответы детей, дают краткое определение этим понятиям)
-Отлично! Чтобы закрепить эти знания рассмотрим несколько рисунков и определим на них композиционный центр.
*на слайд вывожу*
-Что на этом изображении является композиционным центром? (ваза с цветами)
-Верно!
-А что тут будет композиционным центром? (слон)
-Давайте рассмотрим последние изображение. Назовите композиционный центр на этом рисунке (школа)
-Отлично! Вы большие молодцы!
-Решили мы с вами первую задачу? (да)
-Отлично! Отметим галочкой напротив задачи в билете
-Что мы решим второй задачей? (узнаем что такое контраст)
-Так, посмотрите на слайд, что там изображено? (2 шарика)
-А что общего у них? (форма)
-А чем отличаются? (цветом)
-Верно!
А что изображено здесь? (2 квадрата)
-А что у них различается? (размер)
-Эти различия и называются контрастом. Большой и маленький, темный и светлый
*Контраст - прием в изобразительном искусстве, основой которого является противопоставление. Чтобы закрепить это определение попробуйте привести примеры контрастов (белый, черный, большой – маленький, тонкий - толстый)
-Решили мы 2 задачу?
-Отлично! Отметим галочкой напротив задачи в билете
-ребята, посмотрите куда мы пришли
*на слайде дверь «Гримёрная клоуна Тишки»*
-Верно, к Тишке в гримерную
Слова клоуна: ой, ребята, кажется, у меня пропали атрибуты для выступления, как же мне быть. Мой номер начнется совсем скоро
-Ребята, как мы можем помочь Тишке? (предлагают)
-А можем нарисовать Тишку с его предметами для номера?
-Да
-Отлично, так и поступим
-но сначала нам нужно отдохнуть! Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательную активность, любознательность, сообразительность,
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция);
познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение).
Предметные: обучающиеся знают, что такое композиция, композиционный центр, контраст, знают в чем проявляется контрастность.
Физкультминутка
Задача: снять
мышечное
напряжение,
переключиться на
другой вид
деятельности.
Методы эмоционального стимулирования: поощрение
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
-Поднимайтесь со своих мест! Встаньте так, чтоб не мешать друг другу
Вышел клоун на арену (поднимаются и машут ручками)
Поклонился всем со сцены (наклоны головы вперёд)
Влево, вправо и вперед (повороты туловища и наклон головы)
-Поклонился он как мог! (наклон вперед)
-отлично, присаживайтесь Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на работу
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция);
4.Первичное закрепление
Задача: закрепить полученные знания Методы обучения и воспитания:
Методы организации учебно-позавательной деятельности:
Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация, упражнение
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа
Методы стимулирования учебно-позавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования: поощрение
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
-Ребята, давайте определим критерии оценивания работы. Какая она должна быть?
(примерные ответы: аккуратная, красивая, законченная, похожа на образец)
-Отлично! Спасибо за ваши ответы, сегодня мы попробуем оценить работы по таким критериям: аккуратность, соответствие теме, использование контраста, творчество, законченность
Критерий Есть/нет
Аккуратность
Соответствие теме
Использование контраста
Творчество
Законченность
-Верно! После того, как нарисуем наших клоунов мы попробуем их оценить
-Я приготовила для вас поэтапное рисование
-посмотрите внимательно, кто изображен на рисунке? (клоун, который выступает)
-А где он выступает? (на арене цирка)
-А какой именно номер он исполняет? (жонглирует шарами)
-Верно! А какого размера шары, все ли они одинаковые? (нет)
-Так, а теперь скажите, где в картине используется контраст? (шары, которыми клоун жонглирует разного размера)
-Умнички!
-Скажите какие цвета используются в картине (яркие)
-Чтобы выполнять работу безопасно вспомним правила техники безопасности при работе с кистями, красками? (называют правила: рисовать только на листе, быть аккуратным, не рисовать красками на себе и соседе)
-Чтобы размять наши пальчики и кисти рук перед выполнением работы давайте проведем пальчиковую гимнастику
Раз, два, три, четыре, пять,
Пальчиками пора вставать (из согнутого кулака разгибаем пальчики по 1 на обеих руках сразу)
Будем делать мы зарядку, (хлопки)
Будем мы скакать вприясдку (будто стряхиваем воду с рук)
Будем прыгать и плясать (круговые движения кистями)
Раз, два, три, четыре, пять! (сгибаем пальчики под счет сразу на двух руках) Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция);
познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, сравнение, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение).
Предметные: обучающиеся знают, правила техники безопасности при работе с красками, кистями
5.Самостоятельная работа
Задача: организовать самостоятельную работу обучающихся.
Изобразительная: научить детей рисовать сюжет рисунка по замыслу, используя алгоритм
Композиционная: совершенствовать композиционные навыки изображения на плоскости, используя все пространство
Техническая: совершенствовать навыки рисования красками
Цветовая: учить детей самостоятельно передавать колорит, соответствующий композиции
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования: поощрение
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
-Отлично, продолжаем
-Посмотрите у вас на партах лежит лист А4 с изображенной ареной и шаблон клоуна. Вам каждому нужно обвести нашего клоуна так, чтоб визуально он стоял в середине сцены, приступайте!
-Покажите, что вы готовы подняв своё изображение вверх.
Посмотрите теперь еще раз на свой рисунок и на мой, что добавилось? (у клоуна прорисованы детали и появились шары разных размеров)
-Верно! У вас на доске будет расположен пример готовой работы, вы можете смотреть туда и рисовать своего клоуна, приступайте!
-Свою готовность так же покажите, подняв рисунок вверх
-Вижу, что уже готовы, теперь что осталось сделать? (раскрасить)
-Умнички!
Раскрашивайте своих клоунов. Помните, что баночка с водой и краски стоят слева, если вы рисуете правой рукой и справа – если левой.
-Приступайте к работе, помните, что время ограничено!
-рисуют-
-Давайте попробуем оценить работы друг друга, поменяйтесь работами с соседом и оцените по критериям на карточке. Если критерий проявляется, то ставим «+», если нет – «-». Ниже поставьте оценку своему соседу по парте! Если все критерии отмечены «+», то поставьте «5», если 4, то «4», если 3 критерия – «3». Не забудьте подписать фамилию и имя соседа в верхнем правом углу.
-Отлично! Предлагаю организовать выставку! Подходите к доске и вывешивайте свои работы!
-Посмотрите, какие у нас получились замечательные рисунки, нарисовав их мы с вами смогли помочь клоуну Личностные: обучающиеся демонстрируют умение организовывать рабочее место и рабочее пространство; положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (сравнение,), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение).
Предметные: обучающиеся знают, правила техники безопасности при работе с красками, кистями; умеют отображать различный контраст в композиции
6.Рефлексия
Задача: подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования: поощрение
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
-Давайте вспомним чем мы занимались на уроке (узнали что такое контраст, что такое композиция, композиционный центр, нарисовали жонглирующего клоуна на арене)
-Замечательно! Вы отлично запомнили ход нашего урока
-У вас на столах 3 шара: большой, маленький и средний.
-поднимите большой шар если поход в цирк был интересен, познавателен и у вас получилось нарисовать рисунок, средний если где-то были затруднения или что-то непонятно, ну и маленький шар если не понравилось рисовать и помогать нашему гостю.
-Спасибо за ответы!
-Сегодня я хочу поблагодарить каждого из вас, вы большие молодцы, проделали огромную работу, узнали новую полезную информацию и помогли клоуну Тишке. Он так же попросил меня передать вам огромное спасибо за помощь, сейчас Тишка готовиться к выступлению
-Спасибо за урок, до свидания!
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, выстраивать взаимосвязи при работе в паре, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение).
|