Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Роль коррекционно-развивающих игр на уроках математики в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся"

СКАЧАТЬ (69.5 Kb) 24.01.2022, 22:03
Кудряшова Раиса Николаевна
учитель начальных классов, ГБОУ школа-интернат г.о.Отрадный
Успешность обучения ребенка с интеллектуальным недоразвитием зависит от многих причин, в частности от владения учителем основами изучаемого предмета и его методической грамотности, умений точно подобрать тип задания, сформулировать инструкцию, оказать помощь, создать условия для применения заданий.

 Самая главная задача учителя, несмотря на сложность математики, как учебного предмета, на проблемы познавательной сферы детей с интеллектуальным недоразвитием, продумать обучающие действия и привить ребенку интерес к математике, воспитать любовь к занятиям и получить положительный обучающий эффект.

Трудности в усвоении учебного материала учащимся коррекционной школы нередко приводит к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и, на первых порах, нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у обучащихся коррекционной школы резко снижены.

Особую роль нужно уделить произвольному вниманию, т.к. оно  является одним из важных приобретений детей на первых годах обучения в школе. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность всего обучения.

Детям с нарушением интеллекта, характерна неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудность переключения внимания. Внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, и неуклонно снижается по мере продолжения работы, у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих отмечается, периодические колебания внимания, и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

При работе с данной категорией детей педагог должен помнить и об их возрастных особенностях, и об их отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, дети с нарушением интеллекта инертны, неэмоциональны. Поэтому при работе необходимо использовать такие методические приемы, которые заинтересовали бы каждого ребенка, создали у него положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

В связи с особенностями развития, такие дети в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в специально организованной работе, целью которой является помочь им в овладении произвольным вниманием в силу их индивидуальных возможностей. Учитель должен специально организовать работу на уроках и в обязательном порядке должны быть использованы   коррекционно-развивающие игры. Игра занимает значительно место в жизни детей. Она создает благоприятные условия для усвоения знаний, коррекции и развитии личности ребенка.

Коррекционно-развивающая игра имеет две цели:  
1. Одна из них обучающая,  которую  преследует  взрослый;                                                  
2. Другая – игровая, ради которой действует сам ребенок.

Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив обучающих целей, не смог достичь игровых.

Игры, используемые на уроках математики должны быть направлены на коррекцию и развитие свойств произвольного внимания Основное условие успешности, результативности игр –неоднократное использование материала на уроках. Поэтому на уроках математики необходимо использовать разнообразные методы и приемы преподавания, привлекать красочный дидактический материал и наглядные пособия, вовлекать учащихся в практический процесс овладения предметом. Использование различного занимательного материала: дидактических игр и упражнений, коррекционно-развивающих заданий, задач в стихотворной форме, задач-шуток, фокусов, игровых моментов.

Занимательный материал, используемый на уроках и во внеклассной работе по математике, не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания и навыки. Использование занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость, поддерживает внимание.

Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнить, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

При подготовке к уроку, подбирая какую-либо дидактическую игру, учесть:

1. Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения?2. Какие воспитательные цели будет преследоваться в процессе игры?
3. Посильна ли она для учащихся класса?
4. Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
5.  Подведение итогов игры.

Дидактическую  игру  для обучения детей с нарушением интеллекта необходимо проводить в соответствии с программными требованиями. Подбирая  игру учитывать, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизацией их мыслительной деятельности.

Учитывать то, что дидактическая игра должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, предусмотренной программой по математике, не только развивать математические способности, но и развивать мыслительную деятельность и речь учащихся.

Задания на развитие памяти.
Развитие произвольной памяти – одна из главных задач современной школы. Для формирования произвольного запоминания можно использовать задания на основе геометрического и счетного материала. Детям предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить.

Игра «Память на числа».
В жизни нам приходится часто запоминать адрес, номер телефона, посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.

Игра «Сколько?»
Учитель показывает треугольники и круги, не придерживаясь ни какого порядка, учащиеся должны запомнить, сколько увидели треугольников и сколько кругов. Те, кто правильно запомнил, считаются победителями. Теперь учитель вводит в игру квадраты (далее аналогично). Затем и прямоугольники (далее аналогично).

Задания на смекалку.
Для подбора заданий на смекалку имеется самая большая литература. Сюда относятся задачи-шутки, головоломки, ребусы, занимательные вопросы и т.д.  Подобные задания способствуют разностороннему развитию умственной деятельности детей, так как учащиеся пробуют сопоставлять, менять местами, находить подходящие варианты.

«Летели гуси».
Летели гуси: один гусь впереди, а два – позади; один – позади, два – впереди; один между двумя. Сколько всего летело гусей? Как они летели? Сделайте рисунок.

Задания на умение сравнивать.
На первый взгляд простая операция сравнения включает в себя несколько ступеней:
  1. Мысленное выделение признаков предметов и расчленение их на существенные и несущественные.
  2. Выделение основания для сравнения.
  3. Выявление сходства по данным признакам.
  4. Выявление различия.
  5. Объяснение выявленного сходства и различия; вывод.
Задания на умение сравнивать, это такие, где надо дорисовать недостающие части предмета, сравнить записанные выражения, не вычисляя их значения, найти схожее и отличительное в записи того или иного упражнения, сравнить выполненные на доске рисунки.

1. «Хватит ли?»
3 девочки и 4 стула. Хватит ли стульев?
7 учеников и 6 ручек. Хватит ли ручек?
5 малышей и 7 пар варежек…
8 петель и 9 пуговиц…

Задания на умение обобщать.
Задания на обобщение включают в себя умение из множества чисел, слов, выражений, предметов и др. выделить «лишнее». Для устного выполнения творческих заданий этого типа детям приходится и сравнивать, и анализировать, и использовать элементы классификации, и только затем на основе всего этого дела выводы. От них требуется не только назвать или указать «лишний» предмет, «лишнее» число и др., но и обосновать свой выбор.

1. Игра «Назовите одним словом».
четыре               квадрат
два                     треугольник
один                   круг
пять                   прямоугольник

Задания на установление взаимосвязей и соответствий.
Этот тип заданий – один из наиболее сложных для детей с нарушением интеллекта. Найти соотношение, выражающее согласованность, равенство в каком-либо отношении довольно трудная задача порой даже для взрослых. Учащиеся предлагается в рамках этого вида заданий найти соответствие между парами выражений, частями предмета, найти недостающую часть изображения, раскрасить по аналогии предметы и т.д.

Задания на установление последовательности и использование зачатков планирования.
Творческие задания на установление последовательности очень редко встречаются в методической литературе. Чтобы научить детей находить логически обоснованные, закономерно вытекающие пути решения данных упражнений, учителю надо потрудиться самому, составляя и находя эти задания, посильные для детей. Это задания, где учащимся надо расставить картинки в определенном порядке, заполнить «шведскую стенку», постепенно выполняя действия, подняться по математической лесенке с «секретом», определить порядок действий, найти последовательность перехода по лабиринту.

1. «Интересное задание».
Используя данную закономерность, продолжи ряд чисел:
1, 3, 5, 7….
2. «Ромашки».
Расположи ромашки по порядку.




Сколько же в семье детей?

Заключение.
Использование  занимательного материала способствует возникновению положительных эмоций, активизации деятельности ребенка, развитию произвольного внимания, памяти, мышления, систематизации жизненного опыта, а также общему развитию речи, расширению кругозора и обогащению словаря.

Игровые моменты на уроках – разрядка для нервной системы.
Все это свидетельствует об огромном значении занимательного материала, используемого на уроках и во внеклассной работе по математике.

Учитывая особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, дальнейшая работа над этой темой может способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся.


Категория: Блоги | Добавил: 123fghjk
Просмотров: 264 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог