В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. сформулированы важнейшие задачи воспитания подрастающего поколения. Особое значение среди них имеют формирование патриотизма и гражданственности, духовности и нравственности, гуманизма и толерантности, гражданской ответственности и правового самосознания [1]. В современном обществе правовое воспитание является общенациональной задачей, ведь уровень развития правовой культуры государства напрямую зависит от уровня правосознания и правовой воспитанности отдельных граждан. Под воспитанием чаще всего понимается целенаправленное воздействие на индивида с целью формирования у него определенных знаний, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации и успешной социализации. Согласно ФЗ «Об Образовании в РФ», «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, и ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [2]. Таким образом, перед современной российской школой стоит сложная задача, связанная с воспитанием социально - ориентированной личности, владеющей базовыми знаниями и навыками в области права и правовой культуры.
Трудно переоценить значение правового воспитания детей и подростков. Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции правовой культуры, опыта, идеалов и способов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Оно способствует поддержанию законности, правопорядка и стабильности в государстве, развивает правовое сознание отдельного человека, что благотворно влияет на уровень правовой культуры всего общества. Одной из главных задач правового воспитания обучающихся общеобразовательных организаций является формирование правовой грамотности, повышение уровня правосознания и правовой культуры. Знания в области права необходимы школьникам, чтобы грамотно выстраивать взаимоотношения в социуме, регулировать свое поведение с позиций «разрешено» – «запрещено». Базовые юридические знания дают возможность активнее реализовывать и защищать свои права в различных сферах социальных отношений (в семье, ученическом или трудовом коллективе, общественном месте). Но необходимо учитывать, что правовое воспитание это не только правовая информированность. Это сложный, многогранный процесс, связанный с осознанием роли правовой культуры, важностью соблюдения законов и уважения прав и свобод других граждан. Кроме этого, оно расширяет возможности для самореализации, укрепляет жизненную позицию и повышает социальную активность, обостряет чувства непримиримости к негативным явлениям, связанным с нарушением норм права.
Реализация задач правового воспитания детей и подростков в общеобразовательных организациях осуществляется в рамках учебной и внеурочной деятельности. Так, на уроках гуманитарного цикла (история, литература) большое внимание уделяется формированию морально - правовых идеалов, непримиримости к антиобщественным явлениям и поступкам. На примере исторических персон или литературных героев обучающиеся видят, что может произойти с человеком, если он нарушает установленные в обществе нормы поведения. На уроках естественнонаучного цикла (биология, экология) происходит знакомство с нормативно - правовыми актами в области охраны окружающей среды, охраны здоровья человека. Уроки ОБЖ обучают школьников алгоритму действий в ситуациях, когда происходит нарушения техники безопасности на производстве и в быту, т.е. наглядно демонстрируют последствия несоблюдения правовых и иным норм, знакомят с мерами ответственности лиц, виновных в авариях, пожарах и иных техногенных катастрофах. Это способствует формированию гражданственности, культуры безопасности, ответственного отношения к себе и своим поступкам.
Большая работа по формированию правовой культуры у обучающихся ведется на уроках обществознания в 6-11 классах. Изучение практически любой темы из блоков «Экономика», «Политика», «Социальные отношения», «Духовная сфера», «Право» предполагает воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, патриота и гражданина. Именно поэтому оно должно быть направлено на создание условий для развития гражданско-правовой ответственности, правосознания обучающихся. Уроки обществознания помогают школьникам успешно освоить азы правовой грамотности, развивают навыки правомерного поведения, предотвращают противоправные деяния. Все это служит необходимым условием для выполнения в будущем выпускниками школы основных социальных ролей (гражданина, избирателя, налогоплательщика, потребителя, работника, члена семьи).
Важную роль в правовом воспитании подростков играет курс правоведения, в рамках изучения которого дети изучают особенности различных отраслей права, учатся применять полученные знания в ходе решения практических задач. Данный курс реализуется в нашей школе с 2009 г. в рамках предмета «Право. Основы правовой культуры». Он ориентирован на формирование у старшеклассников (10-11 классы) собственной позиции, основанной на правовых ценностях общества, необходимых для защиты прав и законных интересов личности, правомерной реализации своих гражданских свобод. Уроки данного курса дают возможность познакомиться с основными нормативно - правовыми актами РФ (Конституция РФ, Трудовой, Семейный, Гражданский, Уголовный и другие Кодексы, иные НПА). Подростки учатся анализировать данные документы, применять их на практике (например, составление заявления о приеме на работу, анализ условий и особенностей заключения брачного договора, составление гражданско - правового договора, написание искового заявление в суд). Данный курс имеет и профориентационную направленность. Обучающиеся знакомятся со спецификой профессиональной деятельности судьи, прокурора, нотариуса, следователя, адвоката, юрисконсульта, что позволяет им в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе профессии. За годы преподавания данного предмета в нашей школе выпускники ежегодно выбирают профессии, связанные с обеспечением правопорядка и безопасности граждан. Они успешно заканчивают ВУЗы и колледжи, трудятся в полиции, ФСИН, Прокуратуре, Следственном комитете, юридических консультациях и адвокатских конторах.
Полученные на уроках правовые знания активно используются в рамках внеурочной деятельности по предметам, во внеклассной и общешкольной воспитательной работе. Необходимо учитывать, что выбор формы или методов воспитательного воздействия напрямую зависит от индивидуальных особенностей школьников, их возраста, актуальности и практической пользы, а также возможностей педагогического коллектива школы. Если в начальном и среднем звене преобладают такие формы работы, как беседы, игры, конкурсы рисунков на правовую тему, то в старших классах предпочтение отдается круглым столам, диспутам, деловым играм, анкетированию, конкурсам плакатов и буклетов, индивидуальным профилактическим беседам, встречам с представителями юридических профессий и др.
Огромную роль в правовом воспитании детей играет особый психологический климат в школе, наличие у самих педагогов высокой степени правовой культуры. Если учителя и классные руководители собственным примером будут демонстрировать правомерное поведение, это будет иметь гораздо большее воспитательное значение, чем десятки проведенных теоретических занятий. Например, говоря о необходимости соблюдения правил дорожного движения, сам педагог должен неукоснительно соблюдать эти правила. Или, требовать соблюдения учебной и трудовой дисциплины может лишь тот, кто сам не опаздывает, не нарушает установленных в коллективе правил поведения, четко и в полной мере выполняет свои должностные обязанности.
Большим подспорьем в воспитании правовой культуры школьников является их привлечение к деятельности, предполагающей наличие определенных знаний и умений в области права. Современные подростки - будущее страны, и то, каким будет наше будущее, во многом зависит от активности молодежи сегодня, от ее сознательности, ответственного отношения к поручениям и поступкам, от ее уровня правовой компетентности и четко выработанной гражданской позиции. Решить поставленные задачи дает возможность участия в детских и молодежных объединениях. В нашей школе функционирует несколько таких объединений. Это отряд «Юные помощники полиции», «Отряд юных пожарных», отряд Милосердия «Искра», организация детского самоуправления «Современник», организация РДДМ «Движение первых». Каждая из этих организаций имеет свою специфику, но все они объединены общими целями – развитие гражданственности и ответственности, формирование общественно значимого поведения, которое будет проявляться в осознанном правомерном поведении, грамотной реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России.
Необходимо отметить, что лишь усилиями педагогов и воспитателей невозможно полноценно развить правосознание и правовую культуру детей и подростков. Верным помощником в этом вопросе педагогическим работникам должна стать семья. Именно родители должны показывать пример правомерного поведения, защищать права детей, контролировать их поступки, предотвращать их противоправное поведение вне стен школы. Ведь наличие крепких эмоциональных связей между членами семьи является залогом успешного правового воспитания. Азы правомерного поведения ребенок получает именно в семье, а не в образовательной организации. Родители закладывают ту базу моральных и правовых качеств, которую в дальнейшем ребенок будет воспринимать как шаблон или регулятор своего поведения. Поэтому лишь совместные усилия педагогов и родителей могут решить задачи по воспитанию социально ответственной личности, человека и гражданина. К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция роста количества неблагополучных семей или семей, находящихся в социально опасном положении. Зачастую в таких семьях не только безответственно относятся к воспитанию, но и к содержанию детей. И вся работа по воспитанию детей перекладывается на плечи образовательной организации. В таком случае в обязанности школы вменяется формирование законопослушного поведения не только обучающихся, но и их родителей. Это осуществляется через личные беседы с классными руководителями и администрацией образовательной организации, приглашение родителей на Советы по профилактике правонарушений, посещение семей на дому, организация родительских собраний на правовую тему, приглашение специалистов извне.
Таким образом, проводимая педагогическим коллективом работа по правовому воспитанию детей и подростков дает возможность не только формировать правовую культуру, но и развивать гражданские качества и правомерные установки поведения, что, безусловно, является одной из важнейших задач современной школы. И любая воспитательная работа, направленная на утверждение правопорядка, законопослушности, соблюдение прав человека и гражданина, сохранение мира и стабильности, является по своей сути ценностным воспитанием, и его реализация в полной мере возможна лишь при условии включенности в этот процесс всей системы образования и всех участников образовательного процесса. Одним из аспектов всестороннего развития личности является высокая степень правовой культуры, состоящей из сознательного отношения к своим и чужим правам и обязанностям, закрепленным в Конституции РФ, готовность соблюдать законы, стоять на страже интересов государства и социума, принимать активное участие в общественной жизни.
Список использованных источников
1. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс].
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) [Электронный ресурс]. -
|