Аннотация. Статья посвящена роли проектной деятельности в работе учителя начальных классов. В ней обобщён практический опыт педагога по данной тематике. Автором предложены методы и приведены конкретные примеры работы по формированию навыков проектной деятельности у младших школьников. Обобщён опыт работы над педагогическими проектами.
Проектная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, в основе которой лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включаются в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
Методологической основой ФГОС нового поколения является компетентностно-деятельностный подход. Цели образования выступают в виде уровня сформированности универсальных учебных действий. Стандарты ориентируют учителя на создание такой системы образования, которая была бы основана на использовании инновационных технологий. Одной из таких технологий и стала для меня проектная деятельность. Исследования в образовательном процессе способствуют развитию творческих способностей, как учащегося, так и педагога, помогают приобретению и использованию новых знаний, активизируют познавательную активность.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта. «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.»[1]. Творческий процесс – это всегда появление чего-то нового, но ему предшествует длительное накопление знаний, умений и навыков. Задача педагога сегодня – это использование в образовательном процессе таких педагогических приёмов и методов, которые могли бы не только помочь получить знания умения и навыки, но и развивать творческие способности и умения эти знания применить при решении практических задач. Педагог должен научить мыслить нестандартно и уметь применять полученные знания в окружающей действительности.
Я организую проектную деятельность на уроках и во внеурочное время. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность мне значительно расширить творческий потенциал детей и свой собственный, разнообразить формы проведения занятий, применять на них эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. Это требует от меня постоянного самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и умений, проектная деятельность развивает не только ученика, но и учителя. Информационно-образовательная среда гимназии позволяет осуществлять обучение на высоком методическом уровне. Метод проектов использую как дидактическое средство развития, обучения и воспитания учащихся. При проектировании пользуюсь следующим алгоритмом:
-Определение проблемы
- Определение цели и задач
- Выдвижение гипотезы
- Обсуждение методов исследования и предстоящей деятельности
- Проведение самой практической деятельности
- Подведение итогов деятельности, оформление и презентация результатов
- Выводы, выдвижение новых проблем, поиск «точек развития проекта»
Я ежегодно провожу конференцию среди учеников класса. Дети в течение первого полугодия работают над проектом, под моим руководством или самостоятельно выбирают тему и методы исследования. Проект разрабатывается по инициативе учащихся под руководством учителя и родителей. Тема каждого детского исследования актуальна: «Где эта улица? Где этот дом?», «Игрушки. История кукол. Современность», «Быстрый счёт», «Чернила и его свойства», «Волшебный путь сказочного героя», «Как предсказать погоду с помощью шишки», «Вода, которую мы пьём», «Верёвочные узлы и их применение в обычной жизни» и другие. Учащиеся старательно анализируют состояние проблемы, учатся использовать известные результаты и факты, обосновывают собственные выводы и грамотно отвечают на вопросы в процессе защиты результатов исследования.
Моя задача как педагога – научить детей самостоятельно исследовать окружающую действительность, творчески использовать полученные в процессе обучения знания, придумывать свои пути решения интересующих их проблем. Для этого я обучаю детей проектной и исследовательской деятельности. Самые интересные работы участвуют в районных и городских конференциях. Наши работы стали участниками и победителями Всероссийских конференций «Первые шаги в науку», «Мы - гордость Родины» и «Старт в науку». Всё это характеризует учебное исследование как педагогическую технологию, один из способов организации образовательного процесса, который даёт высокий педагогический результат. Основная форма исследовательской деятельности – это проект, органически связывающий теорию и практику.
Мы вместе с детьми и родителями увлеклись исследованием истории своего рода. Совместно поставили перед собой цель - узнать о своих родственниках, об их важных делах и поступках, чтобы мы могли гордиться славой и делами своих предков, а также, чтобы лучше разобраться в себе, чтобы видеть эталон для подражания и стремиться к нему. Знания о славе предков носят и воспитательный характер, они связаны с мыслями о чести и заставляют постоянно следить за собой, за исполнением определённых моральных норм. В первом классе все дети составляли генеалогическое древо. Результаты своего труда дети с гордостью показывали одноклассникам. Здесь были и варианты рисунков, и схемы, и газеты, и презентации на интерактивной доске. Некоторые ребята даже придумали мини книги. Вся эта работа закончилась представлением своих результатов перед учащимися класса. Ребята узнали о своих прадедушках и прабабушках, узнали их имена, рассмотрели фотографии, рассказали об их жизни.
При моём участии в нашей гимназии был разработан проект «Виват, победа!». Первым этапом участия в проекте был конкурс классных газет. Перед тем, как начать работу над газетой, ребятам были продемонстрированы фильмы на военную тему, небольшие презентации с рассказами о городах-героях Советского союза. Многие дети заинтересовались этим, и следующие рассказы с презентацией, рисунком или просто текстом, готовили уже ученики дома вместе с родителями. Совместная работа детей и родителей сплотила семью, они с гордостью делились результатами с классом. По предложению самих детей мы создали книгу – раскладушку, в которую оформили небольшие рассказы о городах-героях и рисунки на предложенную тему. С этой книгой мы познакомили и учеников первого класса. Дети увлеченно рассказывали о подвигах защитников этих городов, читали стихи и показывали фотографии. Теперь книга хранится у нас в классе.
Во время подбора материалов для газеты мы собрали информацию о том, есть ли в их семьях участники Великой отечественной войны или труженики тыла. Проанализировав полученную информацию, мы вместе с детьми постарались расположить её на страницах нашей газеты. Газету мы сначала рассмотрели в классе, впоследствии вывесили её для ознакомления других учащихся начальной школы. Очень увлекательным занятием оказалось для детей работа гида – экскурсовода. На переменах по очереди каждый ученик рассказывал о своих прадедах и прабабушках, показывая портреты и фотографии. Ребята из нашего класса гордо рассказывали о своих родственниках, отвечали на вопросы, показывали фотографии и награды. Детей увлекли рассказы о ветеранах, они делились новой информацией со мной и одноклассниками, обсуждали на переменах.
Участие во втором этапе проекта предполагало выступление перед ребятами из других классов с рассказами о боевых заслугах своих родственников. Учащиеся делились информацией с гордостью.
В третьем классе начатая работа была продолжена и вылилась в групповые и индивидуальные исследовательские проекты учащихся класса. Все ученики моего класса составляли небольшие проекты по теме «Участие моей семьи в Великой отечественной войне». Коллективный проект троих учеников был представлен на городской конференции «Моё первое исследование» и стал победителем.
Мы вместе с ребятами оформили стенд на тему «Мои герои», где проследили не только биографию, участие в войне, но и на карте указали боевой пусть своих героических прадедов.
В ходе одного из проектов, проведенного с детьми на базе второго класса – «Наши защитники», дети познакомились с профессиями, связанными с охраной нашей Родины, узнали о профессиях своих родителей и познакомили одноклассников с работой своих пап, с их победами и заслугами. Совместная работа школы и семьи позволяет сформировать важнейшие черты личности - гражданственность и патриотизм, заложить фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и воспитать будущего защитника Отечества.
В 2020 году два ученика готовили проект по теме: «Геральдика Новосибирской области», они познакомили всех ребят с историей гербов, порядком их составления, составили для классного пользования альбом «Гербы районов НСО». На карту Новосибирской области мы нанесли гербы районов НСО с изображением животных. Работа по проекту оказалась очень интересной, дети часто рассматривают этот альбом на переменах. Используя полученные знания, ребята попробовали сами построить гербы своих семей. Свой проект они представили на городской конференции «Моё первое исследование», где заслуженно получили диплом лауреата.
Важным этапам в формировании гражданской позиции является и знакомство с историей своего города, улицы, школы. В 2021 году мы с коллегой разработали план нового большого проекта по знакомству учащихся с городом Новосибирском и НСО. Мы несколько раз ездили и ходили на экскурсии по Новосибирску, в доступной и игровой форме знакомились с его историей, основными этапами в развитии, достопримечательностями. Были на экскурсии в музее Калининского района, знакомились с его экспонатами. Интересной и запоминающейся стала экскурсия по улице Богдана Хмельницкого, проведённая с участием родителей в виде квеста.
В ходе проекта в первом классе во время уроков по обучению грамоте и по мере знакомства с буквами каждый ребёнок участвовал в создании «Азбуки Новосибирска». Детям было дано задание выбрать достопримечательное место города на определённую букву и рассказать об этом классе в интересной и оригинальной форме. Далее мы вместе оформляли самые главные выдержки из полученного материала на альбомный лист. Конечный результат – совместно созданная «Азбука Новосибирска» в виде красочно оформленной книги.
Дальнейшая работа по проекту была продолжена и в 2022 году, уже во втором классе. Теперь мы познакомились с необычными памятниками города, а во втором полугодии запланирована работа по знакомству с театрами, выбраны спектакли для просмотра вместе с детьми, разработаны экскурсии.
Следующий этап проекта будет реализован в 3 классе, это будет тема « Мои славные земляки», в ходе освещения которой учащиеся узнают о прославленных новосибирцах, которые внесли большой вклад в развитие и процветание города.
Самым интересным должен стать последний этап проекта, в процессе которого дети должны поделиться своими впечатлениями и знаниям с учащимися параллельного класса. По нашему плану учащимся предстоит самостоятельно или с небольшой помощью учителя разработать онлайн и живую экскурсию по городу Новосибирску. Мы планируем в мае 2022 года провести такие экскурсии в параллельном классе, а учащиеся другого класса соответственно будут проводить экскурсию в нашем. Очевидным результатом проекта станет разработанная нами экскурсия.
На моих уроках учащиеся имеют возможность выполнять творческие работы по темам окружающего мира, литературы, математике, русского языка. Ребята делают презентации по темам, которые даёт учитель или самостоятельно готовят вопросы по пройденной теме для своих одноклассников, составляют кроссворды, сообщения и т.д. Готовятся, затем представляют свою работу в классе. Создание индивидуальной образовательной траектории прослеживается в организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и вне учебное время. Ученики становятся соавторами в наполнении содержания урока.
Мы с коллегой совместно разработали и реализовали педагогический проект «Формирование у младших школьников познавательного интереса к чтению и читательской самостоятельности». Эта тема сейчас очень актуальна. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В наш век научно-технического прогресса дети потеряли интерес к чтению. Чтению книг многие предпочитают просмотр кинофильмов, мультфильмов и компьютерные игры. Современные красивые фильмы не дают ребёнку, да и не требуют от него творчески подходить к осмыслению происходящего. Ребёнку не надо самому представлять образы героев, не нужно додумывать действия. Замечательные специалисты своего дела уже всё сделали за детей и навязывают им свои образы. Читая книгу, ребёнок имеет огромную возможность думать над образами, представлять то, о чём читает, творчески подходить к сюжету и героям. Он начинает самостоятельно мыслить, примеряет на себя определённые ситуации, иногда придумывает своё продолжение произведению. А ведь в соответствии с ФГОС - современному обществу нужен как раз человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
Современные родители жалуются, что детей трудно заставить читать. К педагогам начальных классов часто обращаются с вопросами о том, как пробудить у ребёнка интерес к чтению. Педагоги среднего звена отмечают бедный словарный запас выпускников начальной школы. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. Чтобы воспитать читателя мы, взрослые, должны сами понимать ценность книги, её воспитательные возможности, понимать роль книги в жизни человека, суметь помочь ребёнку заинтересоваться книгой и чтением вообще.
Для формирования продуктивного чтения младших школьников недостаточно усилий одного учителя. Поэтому необходима интеграция ресурсов образовательной среды, в которую включаются уроки литературного чтения, внеклассная работа, семейное чтение, библиотечные уроки, участие в литературных конкурсах.
Наш проект является: учебно-образовательным, информационным, долгосрочным, межпредметным (так как включает литературное чтение, изобразительное искусство, технологию, музыку), совмещает урочную и внеурочную работу.
Цель проекта - пробудить у детей интерес к чтению, воспитать читателя, интересующегося книгой и процессом чтения.
Задачи проекта: пробудить желание к чтению книг; создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика; развитие личности ребенка, его творческих способностей; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств через знакомство с мировой и отечественной детской литературой; воспитание литературного вкуса; способствовать воспитанию бережного отношения к книге; привлечение родителей к работе по приобщению школьников к чтению художественной и научно-познавательной литературы; знакомство детей с творчеством детских писателей и поэтов.
Методологической основой проекта является системно - комплексный подход, позволяющий рассматривать систему средств, методов и организационных форм развития познавательного интереса к чтению в их совокупности.
Ожидаемые результаты: сформированный навык осознанного чтения; грамотная диалогическая и монологическая речь; сформированные коммуникативные навыки, навыки делового общения; способность к самостоятельному поиску и усвоению информации, способность к самостоятельному мышлению; устойчивый интерес к чтению в период обучения и после него; расширение кругозора и обогащение словарного запаса учащихся;
Наш проект – долгосрочный, рассчитан на 4 года.
Работа над проектом разделена на три этапа.
1.Подготовительный (информационно-аналитический)
2. Основной (организационно-практический)
3. Заключительный (аналитический)
1. На подготовительном (информационно-аналитическом) этапе мы обратились к «Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования» и изучили материалы современных педагогов о формировании познавательного интереса к чтению и читательской самостоятельности у младших школьников. Для организации работы на основном – практическом этапе, составили план работы.
2 этап – основной. Успешная самостоятельность в учении детей немыслима без беглого чтения. Для более быстрого овладения навыком чтения в 1 классе на уроках используем пятиминутки «жужжащего» чтения. «Жужжащее чтение» было одним из элементов обучения чтению ещё в школе Василия Александровича Сухомлинского. В первом классе мы их проводим, начиная с октября, на каждом уроке. В начале урока в течение пяти минут все дети читают свою книгу в своём темпе в полголоса. После окончания чтения в течение 1-2 минут задаём вопросы нескольким детям:
Для индивидуальной работы с детьми, имеющими низкую скорость чтения, используем специальные упражнения. Знакомим с ними родителей, рекомендуем заниматься с ребёнком дома. Во втором классе минутку ««Жужжащего чтения» проводим только на уроке литературного чтения. Исходя из возрастных особенностей учащихся, учитывая пожелания детей и родителей, определяем круг детского чтения на год. На определённое время учащиеся получают задание самостоятельно прочитать произведение, а затем проводится урок-отчёт. Уроки –отчёты проводятся в форме викторин, уроков-путешествий, литературных квестов, литературных праздников. За неделю перед проведением литературной викторины класс делится на команды. Учащиеся выбирают капитана, если предполагается домашнее задание - распределяют обязанности. Учитель создаёт презентацию в программе Power Point или SMART Board. Для успешного выполнения заданий, ученикам необходимо хорошо знать материал, проявлять сообразительность и смекалку.
По окончанию игры проводится рефлексия. Ребята обсуждают, кого из своей команды они хотели бы особенно отметить, похвалить, кто на этот раз оказался самым внимательным читателем, кто в команде вёл себя дружелюбно, что у команды не получилось, на что стоит обратить внимание. Постепенно у детей воспитывается ответственность, так как каждый ребёнок понимает, что от того как он подготовился, внимательно ли читал литературное произведение, и как контактировал со своими товарищами, зависит успех всей команды. Данный вид деятельности формирует коммуникативные учебные действия: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение отстаивать свою точку зрения и при необходимости – принимать другую. Во всех мероприятиях родители принимают активное участие: оформляют класс, закупают призы, являются членами жюри, готовят элементы костюмов.
Для формирования у детей познавательных и коммуникативных УУД в своей работе используем квесты и игры – путешествия. Дети успешно участвовали в игре «Путешествие в сказку». Для подготовки к ней были сделаны выставки книг, рисунков и на уроке технологии дети лепили свою сказку из пластилина, озвучивая её.
Большую помощь в реализации проекта оказали сотрудники библиотеки имени Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Мы с детьми один раз в месяц ходили «в гости» в библиотеку. Темы библиотечных уроков разработали совместно с сотрудниками библиотеки. Там дети не являлись пассивными слушателями, они активно включались в процесс обсуждения, игры либо беседы. К этим урокам мы готовились заранее, читали книги определённого автора, готовили рисунки, инсценировки, учили стихи. Совместно с сотрудниками библиотеки за период с 1 по 4 класс мы стали участниками различных библиотечных уроков.
Для того, чтобы научить глубже понимать прочитанное, делать выводы, со 2 класса начинаем вести «Читательский дневник». Дневник читателя помогает научить ребёнка работать с текстом, понимать и лучше запоминать прочитанное. Дети учатся выделять главную мысль в тексте, структурировать полученную информацию, выражать свои мысли на письме. Читательский дневник помогает осмыслить произведение более глубоко, учит анализировать прочитанное, делать выводы и высказывать своё мнение о прочитанном произведении. При ведении читательского дневника ребёнку надо суметь выразить главную мысль текста в 1-2 предложениях, значит, он учится делать выводы и выделять главное. Данная форма работы развивает общеучебные универсальные действия: извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Мы пробуем описывать в дневнике не только главную мысль, героев и их поступки, но и стараемся научить ребёнка писать отзывы о прочитанном произведении. Конечно, не все второклассники справляются с этой работой с первого раза. Для тех, кому трудно сразу выразить своё отношение к произведению, предлагаем шаблон с вопросами. Таким образом, дети учатся осознанно строить речевые высказывания, то есть развиваются общеучебные универсальные действия. Из отзывов детей оформляем стенд «Советуем прочитать». Отзывы на стенде меняются раз в месяц. Дети из других классов и родители с интересом читают сочинения наших учеников, задают авторам вопросы. Ученики испытывают гордость, что их отзыв заинтересовал других школьников, кого-то побудил прочитать ту же книгу.
3 этап. Результатами проекта мы считаем победы наших детей в мероприятиях различного уровня - в городском экологическом проекте «Седьмой лепесток», где команда учеников 1 класса «В» «Эрудит» вошла в Лигу сильнейших команд среди учащихся 1-2 классов; в Городском конкурсе книгочеев «Город читающий», где получили диплом лауреата в номинации «Семейный вернисаж»; в областном конкурсе творческих работ «Чародей русского языка» в номинации «Моё знакомство с Пушкиным» и других.
Мои ученики стали активными участниками интеллектуальных игр различного уровня и показывают высокие результаты. 2 команды из наших вторых классов попали в «Золотую десятку» по результатам ТРИЗ турнира, команда «Эрудит» заняла первое место в Городском конкурсе «Триз-турнир» среди 3-4 классов. Далее команда «Эрудит»- победитель поединка в районной игре и 2 место в Городском триз-турнире для учащихся 3-4 классов. В районной игре «Запро100» участвовали две команды. Команда «Эрудит» заняла 1 место в районе среди 3-4 классов, команда «Читатели» - 3 место. Во время работы над проектом мы с учениками приняли участие в конкурсе «Книгочеев» и «Радуга талантов», поучаствовали в командной и индивидуальной игре «Лукоморье» и создали свой фильм о любимых книгах для участия в районной видео площадке «Я читаю».
Кроме этого, хочется отметить, что дети стали лучше ориентироваться в мире книг, все ученики записались в районную или школьную библиотеки. Дети стали на переменах рассказывать друзьям о прочитанных книгах. Придумывают продолжение литературных произведений. Сами изготавливают небольшие книги, записывают сказки, стихи и рассказы собственного сочинения, иллюстрируют их.
Мы считаем, что цель проекта достигнута. Дети с удовольствием читают книги, обсуждают их, умеют анализировать, писать эссе и отзывы. Но работать в этом направлении мы продолжаем. Сейчас я набрала новых первоклассников, и мы уже несколько раз посетили библиотечные уроки, работаем над техникой чтения, обсуждаем прочитанные книги и снимаем видеоролики по прочитанным произведениям. Мы надеемся, что следующие четыре года пройдут также плодотворно и интересно.
Проектная деятельность в начальной школе играет огромную роль и для учащихся и для педагога. Она даёт огромный простор для творчества, положительно влияет не только на самих детей, но и на учителя, и на родителей. В процессе работы над проектом формируются все необходимые универсальные учебные действия, дети учатся совместной деятельности, прослеживают связь знаний с действительностью и возможность их применения. Именно проектная деятельность помогает воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческий потенциал и умственные способности.
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
2. Молокова А.В. Современное учебное занятие: решение школьниками проектных задач // Сибирский учитель. 2017. № 2. С.24-29
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017. 53 с
|