Самостоятельная работа – важнейшая составляющая образовательного процесса, способствующая развитию независимой, инициативной и ориентированной личности. Под самостоятельной работой понимают «особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъектного опыта с культурными образцами» [3, с. 25]. Основная цель самостоятельной работы – научить учащихся мыслить, анализировать и действовать без помощи преподавателя.
В стандарте третьего поколения одними из требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы является:
- «готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества»;
- «готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному определению» [4].
«В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умение самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью» [1, с. 3]. Поэтому очень важно не только определить роль и место самостоятельной работы учащихся в процессе осуществления образовательной программы на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе, но и максимально эффективно способствовать ее развитию, ведь самостоятельность – это важнейшее условие самореализации индивида.
И именно личностно-ориентированный подход в обучении создает «благоприятную почву» для самостоятельного развития школьников. Целью такого обучение является «создание условий для проявления познавательной активности учащихся» [5]. Ученик в данном случае становится субъектом обучения, для которого создаются все возможные условия для самореализации, развития самостоятельности в получении знаний, поиске и анализе информации, проявлении своих способностей на практике. Объектом обучения в личностно-ориентированной системе становится сам процесс познания, характеризующийся стремлением учащихся более углубленно и детально овладеть знаниями по изучаемой теме.
Стоит отметить, что самостоятельность учащихся – «это не только отсутствие помощи учителя, внешних опор, но и своеобразие, оригинальность, способность по-новому решать ту или иную задачу» [2, с. 26]. Ключевой особенностью личностно-ориентированного процесса обучения является вариативность, то есть у учащихся появляется «свобода действий» и возможность выбора (содержания, метода и темпа обучения) с учетом индивидуальных, возрастных и психических особенностей каждого, благодаря которым формируется самостоятельность, инициативность и ответственность.
Поэтому при осуществлении данного подхода меняется и сам учебный процесс, так как он направлен на работу с каждым учащимся. От традиционной системы «заучивания» и командного стиля обучения к активному творчеству и сотрудничеству. Именно сотрудничество учащегося с другими участниками образовательного процесса (учителем, одноклассниками и другими учащимися) является важнейшим компонентом реализации личностно-ориентированного обучения. В результате чего ученик, как субъект деятельности, умеет ставить перед собой цель, планировать, корректировать, контролировать и оценивать результаты своих действий.
При осуществлении такого похода обучения меняется и содержание учебных и дидактических материалов. Учителю необходимо создать дидактическое обеспечение и методические рекомендации по их использованию, прописать регламентацию норм контроля знаний учащихся и другие приемы, направленные на развитие обучающихся. Для этого учитель должен творчески подойти к выбору учебного материала, который сможет заинтересовать учащихся, побуждая их к активной мыслительной деятельности.
Качество и эффективность использования личностно-ориентированной системы обучения зависит от методической системы, которая должна способствовать активизации мыслительной деятельности, развития творческого потенциала и повышения самостоятельности учащихся. Опираясь на интересы, склонности, способности и субъективный опыт каждый ученик имеет возможность самореализации не только в учебной деятельности, но и в личностной. Для этого создается оптимальная учебная среда, состоящая из:
- возможности выбора способа выполнения заданий;
- разработки индивидуальных программ;
- создания условий для самостоятельной и коллективной деятельности;
- использования различных нетрадиционных форм обучения;
- использование дидактического материала разных видов и жанров и т.д.
Важно помнить, что развитие самостоятельности учащихся – это долгий и сложный процесс. Но при систематическом выполнении различных видов самостоятельных работ на уроках русского языка основной общеобразовательной школы степень самостоятельности учащихся будет увеличиваться, что в свою очередь окажет существенное влияние на развитие творческой инициативности и индивидуальных способностей. Важнейшее значение здесь имеют задания творческого и исследовательского характера, требующие от ученика большей самостоятельности и сосредоточенности в поиске средств и способов решения поставленной задачи.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что самостоятельная работа на уроках русского языка в условиях личностно-ориентированного обучения имеет огромное воспитательное и образовательное значение. Выполнение различного вида заданий в ходе самостоятельной работы требует от учащихся сосредоточенности, проявления инициативности и активности, а также творческого решения поставленных перед ним задач. Правильная организация, подбор методов и приемов, учет возрастных и психологических особенностей учащихся при организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы в условиях личностно-ориентированного обучения делают ее осуществление наиболее эффективной не только на уроках русского языка, но и на всех предметах в основной общеобразовательной школе, раскрывая в каждом ученике его индивидуальные особенности.
|