Сегодня: 28.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Роль самостоятельной работы на уроках русского языка в условиях личностно-ориентированного обучения

СКАЧАТЬ (18.8 Kb) 31.01.2024, 06:46
Кокшарова Надежда Олеговна
учитель русского языка и литературы, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №21" г.Каменск-Уральский
Самостоятельная работа – важнейшая составляющая образовательного процесса, способствующая развитию независимой, инициативной и ориентированной личности. Под самостоятельной работой понимают «особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъектного опыта с культурными образцами» [3, с. 25]. Основная цель самостоятельной работы – научить учащихся мыслить, анализировать и действовать без помощи преподавателя.

В стандарте третьего поколения одними из требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы является:
- «готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества»;
- «готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному определению» [4].

«В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умение самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью» [1, с. 3]. Поэтому очень важно не только определить роль и место самостоятельной работы учащихся в процессе осуществления образовательной программы на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе, но и максимально эффективно способствовать ее развитию, ведь самостоятельность – это важнейшее условие самореализации индивида.

И именно личностно-ориентированный подход в обучении создает «благоприятную почву» для самостоятельного развития школьников. Целью такого обучение является «создание условий для проявления познавательной активности учащихся» [5]. Ученик в данном случае становится субъектом обучения, для которого создаются все возможные условия для самореализации, развития самостоятельности в получении знаний, поиске и анализе информации, проявлении своих способностей на практике. Объектом обучения в личностно-ориентированной системе становится сам процесс познания, характеризующийся стремлением учащихся более углубленно и детально овладеть знаниями по изучаемой теме.

Стоит отметить, что самостоятельность учащихся – «это не только отсутствие помощи учителя, внешних опор, но и своеобразие, оригинальность, способность по-новому решать ту или иную задачу» [2, с. 26]. Ключевой особенностью личностно-ориентированного процесса обучения является вариативность, то есть у учащихся появляется «свобода действий» и возможность выбора (содержания, метода и темпа обучения) с учетом индивидуальных, возрастных и психических особенностей каждого, благодаря которым формируется самостоятельность, инициативность и ответственность.

Поэтому при осуществлении данного подхода меняется и сам учебный процесс, так как он направлен на работу с каждым учащимся. От традиционной системы «заучивания» и командного стиля обучения к активному творчеству и сотрудничеству. Именно сотрудничество учащегося с другими участниками образовательного процесса (учителем, одноклассниками и другими учащимися) является важнейшим компонентом реализации личностно-ориентированного обучения. В результате чего ученик, как субъект деятельности, умеет ставить перед собой цель, планировать, корректировать, контролировать и оценивать результаты своих действий.

При осуществлении такого похода обучения меняется и содержание учебных и дидактических материалов. Учителю необходимо создать дидактическое обеспечение и методические рекомендации по их использованию, прописать регламентацию норм контроля знаний учащихся и другие приемы, направленные на развитие обучающихся. Для этого учитель должен творчески подойти к выбору учебного материала, который сможет заинтересовать учащихся, побуждая их к активной мыслительной деятельности.

Качество и эффективность использования личностно-ориентированной системы обучения зависит от методической системы, которая должна способствовать активизации мыслительной деятельности, развития творческого потенциала и повышения самостоятельности учащихся. Опираясь на интересы, склонности, способности и субъективный опыт каждый ученик имеет возможность самореализации не только в учебной деятельности, но и в личностной. Для этого создается оптимальная учебная среда, состоящая из:
- возможности выбора способа выполнения заданий;
- разработки индивидуальных программ;
- создания условий для самостоятельной и коллективной деятельности;
- использования различных нетрадиционных форм обучения;
- использование дидактического материала разных видов и жанров и т.д.

Важно помнить, что развитие самостоятельности учащихся – это долгий и сложный процесс. Но при систематическом выполнении различных видов самостоятельных работ на уроках русского языка основной общеобразовательной школы степень самостоятельности учащихся будет увеличиваться, что в свою очередь окажет существенное влияние на развитие творческой инициативности и индивидуальных способностей. Важнейшее значение здесь имеют задания творческого и исследовательского характера, требующие от ученика большей самостоятельности и сосредоточенности в поиске средств и способов решения поставленной задачи.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что самостоятельная работа на уроках русского языка в условиях личностно-ориентированного обучения имеет огромное воспитательное и образовательное значение. Выполнение различного вида заданий в ходе самостоятельной работы требует от учащихся сосредоточенности, проявления инициативности и активности, а также творческого решения поставленных перед ним задач. Правильная организация, подбор методов и приемов, учет возрастных и психологических особенностей учащихся при организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы в условиях личностно-ориентированного обучения делают ее осуществление наиболее эффективной не только на уроках русского языка, но и на всех предметах в основной общеобразовательной школе, раскрывая в каждом ученике его индивидуальные особенности.


Категория: Блоги | Добавил: NadezdaK555
Просмотров: 71 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог