Аннотация: В статье рассматривается роль школьных кванториумов как важного элемента современного образовательного процесса, направленного на формирование IT-компетенций у школьников. Оценены особенности проектной деятельности, использования современных технологий и междисциплинарного подхода, применяемых в кванториумах. Сделан акцент на значении школьных кванториумов для развития творческого и инженерного мышления у учащихся, а также на их способности к решению комплексных задач в условиях цифрового общества.
Ключевые слова: кванториум, IT-компетенции, проектная деятельность, цифровые технологии, междисциплинарный подход, образовательные технологии, школьное образование.
Abstract: This article examines the role of school technoparks (quantoriums) as an essential element of the modern educational process aimed at developing IT competencies in students. The article evaluates the features of project-based learning, use of modern technologies, and interdisciplinary approaches implemented in quantoriums. Emphasis is placed on the significance of technoparks for developing students' creative and engineering thinking, as well as their ability to solve complex problems in the digital society.
Keywords: technopark, IT competencies, project-based learning, digital technologies, interdisciplinary approach, educational technologies, school education.
В условиях стремительных изменений в сфере технологий образовательные учреждения обязаны готовить школьников к жизни и работе в цифровом обществе. Важной составляющей этого процесса являются IT-компетенции, которые становятся необходимым элементом формирования компетентной и конкурентоспособной личности. Школьные кванториумы, как инновационные образовательные пространства, обеспечивают уникальные возможности для освоения технологий и разработки проектных решений, направленных на развитие этих навыков. В данной статье рассматривается роль школьных кванториумов в формировании IT-компетенций у школьников, анализируются их особенности и возможности.
Школьный кванториум представляет собой специализированную образовательную площадку, оснащенную современными технологиями для практического обучения в области науки, технологий,
инженерии и математики (STEM). Кванториумы, в отличие от традиционных школьных кабинетов, ориентированы на практическую работу и проектную деятельность, что способствует глубокому освоению необходимых для будущей профессии компетенций. Эти пространства включают в себя различные лаборатории, мастерские и технологии, такие как робототехника, 3D-печать, виртуальная и дополненная реальность, а также программирование и разработка программного обеспечения.
Согласно исследованиям Морозова Д. В., кванториумы играют роль катализатора в интеграции инновационных технологий в школьное образование, предоставляя учащимся возможность работать с высокотехнологичными средствами и учиться решать реальные задачи с использованием цифровых инструментов. Особое внимание в таких пространствах уделяется междисциплинарному подходу, который позволяет связывать различные области знаний и применять их для решения комплексных проблем.
Основной метод обучения в кванториуме — это проектная деятельность. Этот подход, ориентированный на решение реальных задач с использованием различных технологий, помогает школьникам не только усваивать теоретические знания, но и развивать практические навыки, такие как анализ, разработка, тестирование и улучшение своих решений. Проектная деятельность в кванториуме способствует формированию у школьников творческого подхода, инициативности, а также уверенности в своих силах при решении сложных задач.
В рамках проектной работы учащиеся могут разрабатывать роботов, создавать мобильные приложения,
заниматься 3D-моделированием, а также работать с другими современными технологиями. Это дает им возможность погрузиться в реальные условия разработки продуктов и технологий, научиться работать в команде и решать задачи, которые стоят перед инженерами и программистами в различных областях.
Школьные кванториумы оснащены современными технологиями, которые позволяют учащимся работать с передовыми научными и инженерными достижениями. Работая с такими устройствами, как 3D-принтеры, роботы, датчики интернета вещей (IoT), системы виртуальной и дополненной реальности, школьники могут не только усвоить основные принципы этих технологий, но и применить их в своих проектах.
Как подчеркивает Гринева А. Е. , кванториумы предоставляют школьникам уникальную возможность работать с такими передовыми технологиями, как искусственный интеллект, машинное обучение и робототехника. Например, разрабатывая роботов, школьники могут научиться программировать устройства, настраивать их и решать задачи, связанные с обработкой данных. Это способствует развитию навыков критического мышления, необходимых для работы с такими сложными системами.
Использование цифровых технологий в учебном процессе позволяет учащимся освоить не только технические дисциплины, но и развить системное мышление, которое необходимо для создания инновационных решений в будущем.
Одной из важных особенностей кванториумов является междисциплинарный подход к обучению. В этих пространствах учащиеся не только изучают отдельные дисциплины, такие как информатика или математика, но и учат интегрировать знания из различных областей. Этот подход помогает школьникам осознать взаимосвязь между различными науками и увидеть, как знания из разных областей могут быть использованы для решения общих проблем.
Примером междисциплинарного подхода является проектирование и создание роботов, где учащиеся используют знания из информатики, физики, математики, а также инженерии и искусственного интеллекта. Это способствует развитию комплексного подхода, который необходим для решения реальных задач в будущем, будь то в области науки, медицины, экологии или экономики.
Школьные кванториумы играют ключевую роль в формировании IT-компетенций у учащихся. Эти образовательные пространства предоставляют учащимся возможность работать с современными цифровыми технологиями, что является необходимым условием для успешной карьеры в мире, где IT-компетенции становятся основой для развития в различных областях. В кванториумах школьники не только учат программировать, работать с роботами или 3D-принтерами, но и развивают такие важные навыки, как креативность, критическое мышление, способность работать в команде и решать сложные задачи.
В результате работы в кванториумах учащиеся получают опыт, который позволяет им не только глубже понять технологии, но и развить навыки, которые будут
востребованы на рынке труда в будущем. Кроме того, проектная деятельность и междисциплинарный подход, используемые в кванториумах, помогают школьникам научиться решать сложные задачи, что способствует их подготовке к жизни и работе в цифровом обществе.
Школьные кванториумы предоставляют учащимся уникальную возможность для освоения IT-компетенций, а также для развития важных навыков, которые будут востребованы в будущем. Проектная деятельность, работа с современными технологиями и междисциплинарный подход помогают школьникам не только усвоить необходимые знания, но и научиться решать реальные задачи, которые стоят перед инженерами, программистами и учеными. В результате учащиеся получают глубокую подготовку к жизни в цифровом обществе и могут успешно развивать свою карьеру в мире, где информационные технологии становятся основой прогресса.
Список использованных источников:
1. Морозов. – Казань : Татарское изд-во, 2021. – 234 с.
– ISBN 978-5-9948-2313-2. – Текст : непосредственный.
2. Гринева, А. Е. Цифровая трансформация образования / А. Е. Гринева. – Екатеринбург : Уральский университет, 2022. – 280 с. – ISBN 978-5-7996-3147-4. – Текст : непосредственный.
3. Воронина, Л. Н. Современные подходы к обучению информатике в школе / Л. Н. Воронина. – Москва : Академия, 2021. – 312 с. – ISBN 978-5-46-244177-2. – Текст : непосредственный.
|