Сегодня: 08.08.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Россия и ближний восток (1721-1917): элективный курс для школьников

СКАЧАТЬ (25.8 Kb) 18.07.2025, 23:00
Зарифджанов Шахруддин
бакалавр, САФУ
Зарифджанов Ш.
студент Высшей школы социально-гуманитарных
наук и международной коммуникации
Научный руководитель: Пересадило Р.В.
старший преподаватель

Аннотация: В статье представлена разработка элективного курса по истории внешнеполитических отношений Российской империи со странами Ближнего Востока в период с 1721 по 1917 год. Цель курса – углублённое изучение школьниками темы внешней политики России, понимание «восточного вопроса» и его влияния на геополитическую стратегию империи. Программа включает лекционные, семинарские и практические занятия, а также дидактические материалы. Курс ориентирован на старшеклассников, интересующихся историей и международными отношениями.

Ключевые слова: Российская империя, Ближний Восток, восточная политика, история, элективный курс, школьное образование, международные отношения.

Abstract: This article presents the development of an elective school course on the foreign policy of the Russian Empire toward the Middle Eastern countries between 1721 and 1917. The course aims to deepen students' knowledge of Russia’s international strategy, the evolution of the "Eastern Question," and the geopolitical dynamics of the empire. The program includes lectures, seminars, and practical classes with supporting teaching materials. Designed for high school students with an interest in history and diplomacy.
Key words: Russian Empire, Middle East, Eastern policy, history, elective course, school education, international relations.

Внешняя политика Российской империи на Востоке всегда занимала особое место в международной стратегии государства. С начала XVIII века, начиная с походов Петра I, Россия последовательно наращивала своё влияние на Ближнем Востоке, стремясь обезопасить южные рубежи и получить выход к торговым путям. Разработка элективного курса по данной теме позволит школьникам осознанно изучить один из ключевых аспектов истории России, а также оценить современные параллели восточной политики.

Цель и задачи курса заключаются в следующем.
Цель: сформировать представление учащихся о развитии отношений Российской империи с арабскими и ближневосточными странами в 1721-1917 гг.

Задачи:
 показать ключевые этапы внешней политики России на Востоке;
 разобрать причины и последствия конфликтов (русско-турецкие войны, «восточный вопрос»);
 изучить значение Кавказа и Персии в контексте политики империи;
 развить умения работать с историческими источниками и картами;
 обучить школьников историко-геополитическому анализу.

Элективный курс «Россия и Ближний Восток (1721-1917)» рассчитан на 38 часов и ориентирован на старшеклассников, изучающих историю России и международные отношения. Структура курса включает лекционные, семинарские и практические занятия, направленные на формирование целостного представления о внешнеполитической стратегии Российской империи на Востоке. Тематика занятий отражает основные этапы развития дипломатических отношений с Османской империей, Персией, арабскими странами и народами Кавказа.

Особое внимание уделяется анализу ключевых войн, договоров, территориальных изменений и роли политических деятелей.
Ниже приведён календарно-тематическое планирование, разработанное в рамках дипломной работы, отражающий содержание и структуру курса.

Таблица 1 – Календарно-тематическое планирование
№ Изучаемый раздел, тема урока Количество часов Сроки
Планируемые сроки Фактические сроки
Внешняя политика Петра I – 4 час.
1 Северная война: причины, основные события. 1
2 Окончание северной войны. Итоги. Ништадский мирный договор. 1
3 Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов 1
4 Решение тестов. Работа с картой 1
Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов – 3 час.
5 Русско-турецкая война (1735-1739 гг; 1741-1743 гг.) 1
6 Русско-шведская война. Семилетняя война 1756-1763 гг. 1
7 Решение тестов. Работа с картой 1
Внешняя политика Екатерины II – 4 час.
8 Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 1
9 Русско-турецкая война 1787- 1791гг. 1
10 Разделы Речи Посполитой: 1, 2, 3 разделы.
11 Великие русские полководцы и флотоводцы: П.А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков 1
Внешняя политика Павла I – 2 час.
12 Внешняя политика Павла I. 1
13 Тестирование по внешней политике XVIII века. Работа с картой 1
Внешняя политика Александра I – 7 час.
14 Участие России в 3-й, 4-й антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. 1
15 Отечестенная война 1812 года.
Бородинское сражение 1
16 М.И. Кутзов. Деятельность
партизанских отрядов. Дениса
Давыдова, Василиса Кожина 1
17 Завершение Отечественной
войны. Заграничные походы
русской армии. 1
18 Русско-шведская война 1808-1809 гг. 1
19 Восточное направление: присоединение Закавказья к России. Русско-иранская война 1804-1805 гг. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. 1
20 Решение тестовых заданий. Работа с картой 1
Внешняя политика Николая I – 8 час.
21 Подавление польского восстания 1830-1831 гг. и отмена 1
22 Русско-иранская война (1826-1828 гг.) 1
23 Укрепление позиций России в Средней Азии 1
24 Кавказская война 1817-1864 гг. 1
25 Русско-турецкая война 1828-1829 гг. 1
26 Крымская война 1853-1856 гг. 1
27 Слава и горечь Севастополя 1
28 Итоги Крымской войны. 1
Внешняя политика Внешняя политика Александра I I и Александра III - 6
29 Международное положение
России после Крымской войны.
«Союз трех императоров». 1
30 Россия на Ближнем Востоке в конце XIX – начале XX вв. 1
31 Присоединение Средней Азии к
России. 1
32 Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Восточное направление внешней политики российских властей в конце XIX в. 1
33 Решение тестов. Работа с картой 1
34 Заключительное занятие 1

Элективный курс сопровождается системой методических материалов, направленных на формирование у старшеклассников аналитических и практических умений. Основу занятий составляют: анализ исторических документов, работа с картографическим материалом, выполнение сравнительных таблиц, составление хронологических схем. Используются элементы исследовательской деятельности, проблемного обучения и кейс-метода.
Программа курса опирается на сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы. На занятиях реализуются элементы исследовательской и проектной деятельности, позволяющие учащимся самостоятельно выстраивать логические связи между событиями.
Для активизации познавательной деятельности применяются проблемные вопросы, анализ исторических ситуаций, работа в парах и мини-дискуссии. Такая организация уроков способствует формированию у школьников метапредметных компетенций: умения извлекать, анализировать и применять информацию в новых контекстах.

Для реализации курса учителю рекомендуется заранее подготовить:
 тексты международных договоров (Петербургский, Рештский, Гюлистанский, Туркманчайский и др.);
 карты Ближнего Востока XVIII – начала XX века;
 биографические справки о ключевых исторических деятелях (Пётр I, Екатерина II, Н.И. Панин, А.С. Грибоедов, Николай II и др.);
 подборку источников по теме «Восточный вопрос» и русско-турецким войнам;
 мультимедийные презентации и таблицы для коллективной и групповой работы.
Особое внимание в курсе уделяется умению учащихся:
 извлекать информацию из исторических источников;
 соотносить хронологические и географические данные;
 аргументированно представлять свою позицию по спорным вопросам.
В рамках курса используются следующие формы практической деятельности учащихся:
 Работа с документом: проанализируйте отрывок из манифеста Петра I 1722 года и ответьте на вопрос: каковы были истинные цели Персидского похода?
 Хронология: составьте временную шкалу ключевых событий восточной политики России в XVIII веке. Выделите дипломатические и военные этапы.
 Картографическое задание: на контурной карте отметьте территории, перешедшие к России по результатам русско-персидских и русско-турецких войн.
 Сравнительная таблица: сопоставьте русско-турецкие войны XVIII и XIX веков: причины, ход, итоги, международные последствия.
 Дискуссия: «Была ли восточная политика Российской империи экспансионной или оборонительной?» (работа в парах с подготовкой аргументации).
Разработка элективного курса по внешней политике Российской империи на Востоке позволяет восполнить пробелы базовой школьной программы и создать условия для формирования у учащихся целостного представления о международной стратегии государства в XVIII – начале XX века. Методическое разнообразие, междисциплинарные связи и практико-ориентированный подход делают данный курс актуальным и востребованным в условиях современного гуманитарного образования.

Материалы элективного курса могут быть использованы не только в рамках дополнительного образования, но и в подготовке к ЕГЭ, олимпиадам по истории, учебным конференциям. Также курс может стать основой для выполнения индивидуальных проектов и исследовательских работ, что соответствует требованиям ФГОС и концепции профильного обучения.

Внедрение курса в школьную практику может способствовать развитию интереса к историко-политическим исследованиям, формированию навыков критического мышления и более осознанному пониманию международных процессов. Таким образом, элективный курс по восточной политике Российской империи способствует не только расширению исторических знаний, но и формирует у учащихся ответственное отношение к вопросам международной политики, исторической памяти и геополитической культуры. Это особенно важно в современных условиях, когда знание истории позволяет критически воспринимать события текущей повестки дня.

Список использованных источников:
1 Письмо Минобразования РФ от 13.11.2003 N 14-51-277/13 «Об элективных курсах в профильном обучении» // КонсультантПлюс
2 Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2017. - 592 c.
3 Баранов, П.А. ЕГЭ. История России в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов. - М.: АСТ, 2018. - 288 c.
4 Вилков, Д.М. Шарковский. - М.: Эксмо, 2017. - 960 c.
5 Вилков, М.И. История России: иллюстрированный путеводитель / М.И.
6 Вилков, М.И. История России. Хронология страны от древности до наших
7 Гришонкова, И.Ю. История России: даты и события / И.Ю. Гришонкова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 480 c. дней / М.И. Вилков, Д.М. Шарковский. - М.: Эксмо, 2017. - 320 c.
8 История России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2018. - 128 c.


Категория: Блоги | Добавил: Zarifdzhanov
Просмотров: 55 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 08.08.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог