Цель: формирование гражданской позиции, чувство любви к своей стране, Родине.
Задачи:
Обобщить знания и представления школьников о России как государстве, в котором они живут.
Продолжать формировать патриотические чувства; уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн).
Познакомить с природным символом России – березкой.
Закрепить знания о городе Жуковка, в котором живут;
Активизировать словарь фразами и словами: родная страна, Россия, большая и малая Родина, богатая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент.
Формировать умение словесно выражать свои мысли, грамотно строить высказывания.
Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину; уважение к её защитникам.
Оборудование:
• компьютер
• телевизор
• карта России
• государственные символы - флаг, герб
• картинки с достопримечательностями Москвы, Жуковки; фотографии - лесов, полей, березок.
Оформление мероприятия:
• Выставка детских рисунков "Уголок моей малой Родины - Жуковка"
• Музыкальное сопровождение: гимн РФ; песня С. Михалков, М. Старокадомский "Мы едим, едим, едим".
• Презентация к мероприятию
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Учитель: - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
- Ребята, сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить.
(Звучит клип «У моей России»)
- Кто догадался, о чём у нас сегодня пойдет разговор? ( О России.)
II. Подготовка к основному этапу. Актуализация опорных знаний
(читает ученик)
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Дети, а как называется наша страна? (Ответы детей). Сегодня я предлагаю вам, отправиться в путешествие по нашей стране - России, на поезде. Рассаживайтесь по вагонам. Отправляемся. Дети встают друг за другом и идут под песню «Мы едим, едим, едим"
( ребята переходят от станции к станции под песню, повторяя движения за учителем)
https://lemuzika.pro/search/мы%20едим%20едим%20в%20далекие%20края
III. Основная часть «Путешествие по моей стране»
1. Станция «Адрес моей страны»
– Мы живем в огромной прекрасной стране. Это большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия)
(учитель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек)
Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Евразия.
– Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (россияне)
- А кто скажет, как называется главный город России - столица? (Москва)
– Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент)
Как его зовут?
(учитель показывает портрет президента РФ – В.В. Путина).
Интересно, а как же это он стал президентом? (воспитатель уточняет, что его выбрал народ).
2. Станция «Государственная символика»
-Вторая наша станция называется «Знаки и символы». Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что-то общее. Кто знает, что на них изображено? (гербы). Эти гербы разных стран. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение. Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее…
(Ученик зачитывает, заранее выученное, стихотворение “Герб России”)
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Учитель: итак, герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
(рассказывают ранее подготовленные ученики)
1 ученик: Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении.
2 ученик: Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом.
3 ученик: Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.
– Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг)
– Как выглядит флаг нашей страны? С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей). Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение “Флаг России”:
Белый цвет-березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
- Ребята, каждый понедельник мы с вами начинаем с линейки, на которой поем что? (Гимн РФ)
- Как вы думаете, что такое Гимн?
-Гимн-это торжественная песня, которую исполняют стоя.
- Давайте с вами споем один куплет Гимна РФ.
( дети стоя исполняют Гимн РФ)
https://lemuzika.pro/search/Гимн%20рф
3.Станция «Символ России»
-Помимо официальных символов у страны могут быть и неофициальные, то есть те, которые выбрал сам народ. В них отразилась душа народа, его история, традиции. Символом может быть и музыкальный инструмент, и игрушка, и даже дерево. Например, символом Японии является сакура, Канады – клен, Греции - олива. А какое дерево является символом нашей страны, вы узнаете, разгадав загадку:
-По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки,
Золото – сережки,
С расплетенною косой
Улыбается росой (береза).
-Почему же именно береза стала гордостью и символом нашей Родины? Обратимся к страницам истории. В старину у наших предков славян год начинался весной и встречали его именно березой. Она одевается в зеленый наряд раньше других деревьев, славяне считали, что березы обладают особой жизненной силой. Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний, обрядов. Раньше, в давние времена существовал такой обычай - завивать ветки берёзы, либо сплетать их между собой, пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. При этом загадывали желания, загадывали о своей судьбе. Березу считали покровительницей, оберегом от нечистой силы.
До наших дней дошел обычай на праздник Троицы срывать березовые веточки и украшать вход в дом, окна, плести венки. Считается, что именно на Троицу березовые ветки наливаются целительной силой. Девушки украшали березу лентами, пели песни, водили хороводы. Одну из этих песен и вы знаете:
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла…
4. Станция «Мой город»
– Следующая станция “Расскажи о своем городе”. Посмотрите на картинки, фотографии, рисунки, слайды …вы узнаете этот город? (Жуковка).
А сейчас мы вместе расскажем о Жуковке.
- Ребята, если Россия – это большая Родина, то Жуковка как будет называться? (малая Родина)
- Ответьте тогда на вопрос: «Что такое малая Родина?»
– Ребята, а вы знаете, что у нашего города, тоже есть свой герб?
-Давайте предположим, что может быть изображено на нем?
«Мозговой штурм» (ребята выдвигают свои предположения)
(Учитель показывает герб города Жуковка, ребята пытаются объяснить элементы герба, с чем они могут быть связаны))
5.Физминутка (учащиеся сопровождают слова движениями)
В нашей стране горы высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы – ребята вот такие!
6. Станция «Моя семья»
– Эта станция называется семейная (обращает внимание детей на семейные фотографии). Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья). Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники). Как вы думаете, в нашем городе живет много семей? Как можно назвать человека, который родился и живет в Жуковке? (жуковчанин).
– Мы сегодня с вами говорили, что страны и города имеют свои отличительные знаки – гербы. Но герб может быть и у семьи.
Семья – это тоже маленькое, дружное государство, у которого есть свои интересы, законы, традиции, занятия.
(учитель вместе с детьми рассматривает семейные гербы, которые дети рисовали дома с родителями, дети сами объясняют значение символов, нарисованных на своем гербе).
-Ребята, скажите, а в нашем классе есть свои правила, законы, традиции, занятия общие?
-Значит, что можно сказать про нас? (мы – одна семья)
IV. Подведение итогов, обобщение и систематизация знаний
Учитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? На каких станциях мы с вами побывали? И что ты там делали? (Ответы детей). Ребята, вы любите свою страну? Что такое большая и малая Родина? Как вы думаете, кто такой патриот своей страны (Человек, который любит свою Родину, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины).
V. Рефлексия
Учитель: давайте на память себе сделаем триколор на сердечках.
( на белое сердечко-основу клеят голубое сердце меньшего размера, а потом красное сердце еще меньшего размера, таким образом, получается триколор в форме сердца)
VI. Заключительное слово ведущего
- Ребята, давайте завершим нашу встречу красивым стихотворением о Родине. Постараемся прочитать его выразительно, душевно, выделяя голосом слова, отмеченные черным шрифтом.
(Чтение стихотворения классом на слайде презентации)
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
|