Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Русская литература: классика и современность"

СКАЧАТЬ (54.9 Kb) 11.07.2023, 13:05
Подоплелова Наталья Сергеевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №25 г.Кирова
Аннотация
Программа элективного курса «Русская литература: классика и современность» составлена в связи с
  • Подготовкой учащихся к ЕГЭ по литературе
  • Необходимостью повысить читательский уровень учащихся
  • Развитием таких навыков филологических умений, как анализ текста
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
  • поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению литературы
  • ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов
Программа элективного курса для 10-11 класса «Русская литература: классика и современность» составлена на основе авторской программы «Русская литература: классика и современность» Н. Г. Акоповой и Е. А. Ивановой и рассчитан на 2 года обучения - 10 и 11 класс. В каждом классе отводится по 1 часу в неделю на изучение материала.

Программа курса поддерживает базовый курс литературы, углубляет и расширяет знания учащихся по темам, включённым в программу. Кроме того, данный курс даёт возможность преодолеть искусственный разрыв между средней и высшей школой и подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по литературе. Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки к ЕГЭ.

В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

Включенный в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается общностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами профильного обучения, а также модульным принципом построения программы.

Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьника в изучаемой области. Занятия включают такие виды работ, как различные виды работы со словарями, анализ текста, ответы на проблемные вопросы, подготовку сообщений, выступления, работа над проектом.

Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирования теоретического мышления обучающихся и определяются объективным уровнем развития научных знаний.

Программа дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения, таких как практикумы, семинары.

Программа дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения, так как включает проверочные работы.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использования наиболее эффективных (активных) методов обучения.


Пояснительная записка
Курс «Русская литература: классика и современность» задуман как подготовительно­тренировочный и адресован учащимся 10-11 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, готовящихся стать студентами филологического факультета или факультета журналистики и предполагающих впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности.

Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в значениях.

Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий о литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения - с другой. Данный курс достигает цели, сформулированной в Стандарте образования по предмету «Литература».

Задачи:
  • систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
  • формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
  • дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
  • обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
  • содействие в области профессионального самоопределения.
Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.

Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Курс рассчитан на 2 года обучения: в 10 и 11 классах по 1 часу в неделю. Таким образом, в 10 классе программа рассчитана на 35 часов.

Содержание курса
Тема 1. Древнерусская литература.
Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси Х1-ХПвеков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства ХПвека как страны с феодальной раздробленностью.

Тема 2. Литература русского Просвещения XVIII века.
М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Д. И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.

Тема 3. Литература первой половины XIX века.
Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского. А. С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А. С. Пушкин. Сквозные темы лирики А.
С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».
М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.

Тема 4. Литература второй половины XIX века.
И. А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А. Н. Островский - создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник». И. С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»». Традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф. И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием. М. М. Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф. М. Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л. Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца Х1Х-начала XX века.
Малый жанр в русской прозе и творчество А. П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

Тема 5. Литература XX века.
Русская реалистическая проза начала века. И. А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие прозы И. А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской
усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А. И. Куприна.

Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А. А. Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А. А. Блока. Поэмы А. А. Блока. А. А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В. В. Маяковский - поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С. А. Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С. А. Есенина. Особенности поэтического языка.

А. М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя.

Литература революции и Гражданской войны: произведения М. А. Шолохова, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, А. А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М. А. Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева. Поиски героя времени.

Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.

Тема 6. Литература о Великой Отечественной войне.
А. Твардовский, М. Шолохов, Б. Васильев, В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова, С. Алексиевича, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева.

Тема 7. Поэзия и проза 70-90-х годов XX века.
Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова,                                          В. Белова, В. Астафьева.
Нравственные проблемы в творчестве писателей. Образ героя-интеллигента в
произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова. Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы.

Рекомендуемая литература
  1. Акимов В. На ветрах времени. - Л., 1991.
  2. История русской литературы XIX века. Вторая половина/ под ред.   Н. Н. Скатова. - М., 1987.
  3. КИМы по литературе.
  4. Кузнецов Ф. Беседы о литературе. - М., 1977.
  5. Кулешов Ф. и. Лекции по истории русской литературы конца XIX - начала XX веков. - Минск, 1977.
  6. Литературно-критические статьи В. Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н. Н. Страхова, Н. Добролюбова, А. В. Дружинина, И. А. Гончарова, Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина.
  7. Монахова О. Л., Малхазова М. В. Русская литература XIX века: в 3 ч. - М, 1995.
  8. Русская литература XVIII - XIX веков. Справочные материалы / под ред. Л. А. Смирновой. - М., 1995.
  9. Русская литература XX века. Справочные материалы / под ред. Л. А. Смирновой. - М., 1995.
  10. Русская литература XX века. Энциклопедия для детей. - М., 1999.
  11. Русская литература. От былин и летописей до классики XIX века. Энциклопедия для детей. - М., 1999.
Учебно-тематический план (68 часов)
№п/п Наименование раздела Количество часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Всего
1 Древнерусская литература 1 1 2
2 Литература русского Просвещения XVIII века. 1 1 2
3 Литература первой половины XIX века. 6 8 14
4 Литература второй половины XIX века. 9 16 25
5 Поэзия Серебряного века. 2 8 10
6 Литература революции и Гражданской войны 1 2 3
7 Возвращённая литература 1 2 3
8 Литература о Великой Отечественной войне 1 1 2
9 Поэзия 70-90-х годов 0 2 2
10 Русская проза 50-90-х годов 1 2 3
11 Итоговое занятие. Практикум. 0 2 2
  Итого 23 45 68

Тематическое планирование элективного курса по подготовке к ЕГЭ по литературе
«Русская литература: классика и современность» для 10-11 классов (68 часов)

 
 
Итого: 68 часов

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: nataliasergeevna2105
Просмотров: 243 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог