«МАСЛЕНИЦА» (лекционный материал)
Цель: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
- прививать интерес к русской народной культуре.
- воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.
Ход лекции:
Организационно-психологический момент: создание благоприятной и доброжелательной обстановки, поздравление с праздником Масленицы. Ход мероприятия:
Слайд 1
Вход детей в музей под музыку «Проводы зимы».
Педагог:
Здравствуйте, люди добрые!
Почтенные и молодые,
Бойкие мальчишки,
Веселые девчушки!
К нам сюда скорее просим!
Подходи, честной народ!
Шевелитесь, торопитесь —
Праздник всех сюда зовет!
- У русского народа, как и у других народов, есть свои музыка, песни, обычаи и праздники. А какой самый веселый русский праздник отмечается в конце февраля или начале марта? (отв.детей)
- Отгадайте загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (отв.дети: Масленица.)
- Да, собрались мы сегодня сюда, чтобы отметить старинный русский народный праздник — Масленицу. С незапамятных времен он слыл самым веселым и разгульным, потому что продолжался, целую неделю.
- Сегодня мы с вами будем провожать зиму с ее сильными морозами, поиграем и узнаем много нового о Масленице.
- А кто из вас бывал на таком народном гулянье и знает, что же это за праздник Масленица? (отв.дети)
- Почему этот праздник получил такое название? (отв.дети)
- Чем блины хозяйки смазывают? (отв.дети)
- Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
- Кого ж надо было задобрить? (отв.дети)
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
- А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы? (отв.дети)
Слайд 2
Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица.
Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому.
Народ любил этот праздник, называл Масленицу «честная», «сударыня», «веселая».
Длится праздник целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней.
Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.
При Петре Первом устраивались шумные маскарады, но после кончины Петра, такое шумное весёлое празднование прекратилось до воцарения Елизаветы Петровны.
Как на масличной неделе
Из печи блины летели.
С пылу, с жару из печи
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай,
Всем блинчиков подавай!
С пылу, с жару – разбирайте!
И хвалить не забывайте!
(Слайды 4 и 5)
Педагог: Название праздника Масленица произошло от того, что в этот день ели много масляной пищи. Празднуется масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом праздника являются конечно же блины. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля по 14 марта по новому стилю и с 21 января по 1 марта по старому стилю. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня – Узкая Масленица, а последующие дни – Широкая Масленица. Из многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время праздника, можно назвать основные. Во-первых, на Масленицу уже нельзя есть мясную пищу. В воскресенье накануне масленицы – последний день, когда можно есть мясную пищу. Вот почему этот день в русском народе получил название «Мясное заговенье». На Масленицу можно есть молочные продукты и рыбу и много, много блинов. Второе правило, о котором не стоит забывать. Заключается в том, что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что надо есть столько раз, сколько собака махнёт хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников, на Масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят друг к другу в гости.
Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.
Ритуалы масленичной недели. (Слайд 6)
Педагог: 1 день: Понедельник – встреча
Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины. Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:
Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся
Блинами объедаемся!
Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: те у кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.
Педагог: 2 день: вторник – заигрыш
(Слайд 7)
Второй день Масленицы называется – заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.
Педагог: 3 день: среда – лакомка
(Слайд 8)
Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».
Ой ты Лакомка
Среда!
Масляна сковорода!
Повелось со старины,
Едем к тёще на блины!
Педагог: 4 день: четверг – разгуляй
(Слайд 9)
Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.
Педагог: 5 день: пятница – тёщины вечери
(Слайд10)
Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
Педагог: 6 день: суббота – золовкины посиделки
(Слайд 11)
В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.
Педагог: 7 день: воскресенье – прощённое воскресенье
(Слайд 12)
Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник.
В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.
Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.
Педагог: (Слайд 13)
Приходите в Воскресенье –
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем Пост встречать!
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем.
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовь и дружбу!
Педагог: Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо всем, (Слайд14) что вы так хорошо подготовились, внимательно слушали, а теперь давайте попробуем пояснить смысл пословиц и поговорок о Масленице. Кто правильно объяснит смысл поговорки или пословицы, тому блин.
- «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»
- «Без блина не Масленица»
- «Блин не клин – брюхо не расколет»
- «Не житьё, а Масленица!»
- «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»
- «На горах покататься, в блинах поваляться»
А теперь загадки загадаем. Отгадавшему блин. (Слайд 15)
- Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)
- Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)
- Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)
Молодцы ребята! Понравился вам наш сегодняшний классный час? (Поднимите пожалуйста руки). Что нового узнали сегодня о Масленице?
(Слайд 16)
С масленицей ласковой поздравляем вас!
Блинчикам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы Зимы,
К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.
Масленица прощай!
На тот год опять приезжай!
Конкурс “Вот, блин” (конкурс на Масленицу)
Этот конкурс предназначен для проведения на праздновании Масленицы, так как он связан с неизменными атрибутами этого праздника. Итак, каждый ребенок должен придумать стишок, в котором будут употреблены слова: блин, масленица, солнце, зима, весна. Дети могут попросить помощи у родителей, если у них не получается. Так это станет развлечением еще и для родителей. Выигрывает тот ребенок, который сочинит самый интересный стих. Стоит учитывать еще и то, помогали ли взрослые.
Конкурс «Напеки блины для гостей» (эту игру также можно проводить и с группой детей, и с одним ребенком, как в детском саду, так и дома).
Вам понадобятся: листы бумаги, карандаши, секундомер.Что делать?
Выдайте детям листы бумаги и карандаши. Им нужно за определенное время (за минуту) «напечь» (нарисовать) как можно больше блинов. Каждый рисует кружочки произвольного размера. Объявите конец игры, подсчитайте блины на листочках.
Секреты успеха: Чем меньше круг, тем быстрее его можно нарисовать.
Какой приз дать победителю? Подготовьте какой-нибудь сладкий приз (а еще лучше – несколько).
Игра «Золотые ворота»
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
|