Развозжаев Николай Павлович,
учитель математики и информатики,
МАОУ "СОШ № 33", ГО Верхняя Пышма
Воспитатель сам должен быть воспитан.
Карл Маркс
В реалиях современного, постоянно изменяющегося общества особенно актуальной становится проблема самообразования педагогических кадров. Умение работать с информацией, преобразовывать ее в знание как высшую форму являются ключевыми. Таким образом, можно сделать вывод, что и в системе образования требует от учителей постоянного совершенствования знаний.
В разделе IV Федерального государственного стандарта устанавливаются требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, одним из которых является «непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования» [1].
Наряду с обучением в высшем учебном заведении самообразование выступает одним из вариантов непрерывного профессионального развития учителя.
Данной проблемой занимались А.Я. Айзенберг, А.К. Громцева, Б.Ф. Райский, Л.И. Наумченко, П.И. Пидкасистый и др. Среди этих ученых можно выделить Н.А. Рубакина, деятельность которого была направлена на тех, кто не смог получить образования в стенах учебного заведения. Он писал: «Самому добиваться образования, это и значит самому заниматься самообразованием… Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» [2].
Более точную формулировку дает Ожегов. По Ожегову, «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя» [3]. Если рассматривать педагога в условиях самообразования, то речь идет не только о получении новых знаний, но и о саморазвитии, самооценке и самостоятельном воспитании собственной личности.
Потребность в самообразовании может возникнуть у учителя вне зависимости от опыта работы на любом этапе профессионального роста. Обычно эта потребность сопряжена с некоторыми затруднениями в учебном процессе, возникающими у начинающих педагогов, либо со значительными изменениями в системе образования, вызывающими вопросы у педагогов-стажистов.
На смену традиционным формам, в изобилии предлагаемым высшими учебными заведениями, таким как очное или заочное обучение, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров приходят и новые формы, ставшие актуальными в период пандемии, такие как вебинары, онлайн-обучение, онлайн-консультации и др.
Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
В развитии педагога можно выделить несколько задач, которые позволят ему наиболее полно раскрыть весь потенциал, а именно:
- теоретическое изучение и практическое внедрение в учебный процесс новых технологий, форм, методов и приемов обучения;
- посещение уроков коллег-стажистов молодыми педагогами в рамках наставничества;
- проведение самоанализа своей профессиональной деятельности;
- совершенствование знаний в области классической и современной психологии и педагогики;
- регулярное отслеживание значимых событий в экономике, политике и культурной жизни страны;
- регулярное повышение уровня своей эрудиции, знаний правовой и общей культуры.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что самообразование может быть актуальным для педагога вне зависимости от стажа и профессионального роста. Для педагога, только начавшего свой профессиональный путь, самостоятельная работа позволит систематизировать и обогатить свои знания, проанализировать возникающие в учебно-воспитательном процессе педагогические ситуации. Более опытные коллеги благодаря самообразованию находят более эффективные приемы работы с детьми и их родителями, овладевают инновационными технологиями, диагностической и исследовательской деятельностью.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – памяти, внимания, критического и аналитического мышления, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.
Источники:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты
2. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Просвещение, 1994. 344 с.
3. Толковый словарь Ожегова.
|