Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Самообразование как основной ресурс повышения профессионального мастерства педагога

СКАЧАТЬ (365.1 Kb) 17.04.2021, 08:25
Развозжаев Николай Павлович
учитель математики и информатики, МАОУ "СОШ № 33"

Развозжаев Николай Павлович,
учитель математики и информатики,
МАОУ "СОШ № 33", ГО Верхняя Пышма

 
Воспитатель сам должен быть воспитан.
Карл Маркс
 
В реалиях современного, постоянно изменяющегося общества особенно актуальной становится проблема самообразования педагогических кадров. Умение работать с информацией, преобразовывать ее в знание как высшую форму являются ключевыми. Таким образом, можно сделать вывод, что и в системе образования требует от учителей постоянного совершенствования знаний.

В разделе IV Федерального государственного стандарта устанавливаются требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, одним из которых является «непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования» [1].

Наряду с обучением в высшем учебном заведении самообразование выступает одним из вариантов непрерывного профессионального развития учителя.

Данной проблемой занимались А.Я. Айзенберг, А.К. Громцева, Б.Ф. Райский, Л.И. Наумченко, П.И. Пидкасистый и др. Среди этих ученых можно выделить Н.А. Рубакина, деятельность которого была направлена на тех, кто не смог получить образования в стенах учебного заведения. Он писал: «Самому добиваться образования, это и значит самому заниматься самообразованием… Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» [2].

Более точную формулировку дает Ожегов. По Ожегову, «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя» [3]. Если рассматривать педагога в условиях самообразования, то речь идет не только о получении новых знаний, но и о саморазвитии, самооценке и самостоятельном воспитании собственной личности.

Потребность в самообразовании может возникнуть у учителя вне зависимости от опыта работы на любом этапе профессионального роста. Обычно эта потребность сопряжена с некоторыми затруднениями в учебном процессе, возникающими у начинающих педагогов, либо со значительными изменениями в системе образования, вызывающими вопросы у педагогов-стажистов.

На смену традиционным формам, в изобилии предлагаемым высшими учебными заведениями, таким как очное или заочное обучение, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров приходят и новые формы, ставшие актуальными в период пандемии, такие как вебинары, онлайн-обучение, онлайн-консультации и др.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

В развитии педагога можно выделить несколько задач, которые позволят ему наиболее полно раскрыть весь потенциал, а именно:
- теоретическое изучение и практическое внедрение в учебный процесс новых технологий, форм, методов и приемов обучения;
- посещение уроков коллег-стажистов молодыми педагогами в рамках наставничества;
- проведение самоанализа своей профессиональной деятельности;
- совершенствование знаний в области классической и современной психологии и педагогики;
- регулярное отслеживание значимых событий в экономике, политике и культурной жизни страны;
- регулярное повышение уровня своей эрудиции, знаний правовой и общей культуры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самообразование может быть актуальным для педагога вне зависимости от стажа и профессионального роста. Для педагога, только начавшего свой профессиональный путь, самостоятельная работа позволит систематизировать и обогатить свои знания, проанализировать возникающие в учебно-воспитательном процессе педагогические ситуации. Более опытные коллеги благодаря самообразованию находят более эффективные приемы работы с детьми и их родителями, овладевают инновационными технологиями, диагностической и исследовательской деятельностью.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – памяти, внимания, критического и аналитического мышления, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Источники:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты
2. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Просвещение, 1994. 344 с.
3. Толковый словарь Ожегова.


Категория: Блоги | Добавил: HeartsAndRoses
Просмотров: 391 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог