Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Самообразование как основной ресурс повышения профессионального мастерства педагога

СКАЧАТЬ (365.1 Kb) 17.04.2021, 08:25
Развозжаев Николай Павлович
учитель математики и информатики, МАОУ "СОШ № 33"

Развозжаев Николай Павлович,
учитель математики и информатики,
МАОУ "СОШ № 33", ГО Верхняя Пышма

 
Воспитатель сам должен быть воспитан.
Карл Маркс
 
В реалиях современного, постоянно изменяющегося общества особенно актуальной становится проблема самообразования педагогических кадров. Умение работать с информацией, преобразовывать ее в знание как высшую форму являются ключевыми. Таким образом, можно сделать вывод, что и в системе образования требует от учителей постоянного совершенствования знаний.

В разделе IV Федерального государственного стандарта устанавливаются требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, одним из которых является «непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования» [1].

Наряду с обучением в высшем учебном заведении самообразование выступает одним из вариантов непрерывного профессионального развития учителя.

Данной проблемой занимались А.Я. Айзенберг, А.К. Громцева, Б.Ф. Райский, Л.И. Наумченко, П.И. Пидкасистый и др. Среди этих ученых можно выделить Н.А. Рубакина, деятельность которого была направлена на тех, кто не смог получить образования в стенах учебного заведения. Он писал: «Самому добиваться образования, это и значит самому заниматься самообразованием… Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» [2].

Более точную формулировку дает Ожегов. По Ожегову, «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя» [3]. Если рассматривать педагога в условиях самообразования, то речь идет не только о получении новых знаний, но и о саморазвитии, самооценке и самостоятельном воспитании собственной личности.

Потребность в самообразовании может возникнуть у учителя вне зависимости от опыта работы на любом этапе профессионального роста. Обычно эта потребность сопряжена с некоторыми затруднениями в учебном процессе, возникающими у начинающих педагогов, либо со значительными изменениями в системе образования, вызывающими вопросы у педагогов-стажистов.

На смену традиционным формам, в изобилии предлагаемым высшими учебными заведениями, таким как очное или заочное обучение, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров приходят и новые формы, ставшие актуальными в период пандемии, такие как вебинары, онлайн-обучение, онлайн-консультации и др.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

В развитии педагога можно выделить несколько задач, которые позволят ему наиболее полно раскрыть весь потенциал, а именно:
- теоретическое изучение и практическое внедрение в учебный процесс новых технологий, форм, методов и приемов обучения;
- посещение уроков коллег-стажистов молодыми педагогами в рамках наставничества;
- проведение самоанализа своей профессиональной деятельности;
- совершенствование знаний в области классической и современной психологии и педагогики;
- регулярное отслеживание значимых событий в экономике, политике и культурной жизни страны;
- регулярное повышение уровня своей эрудиции, знаний правовой и общей культуры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самообразование может быть актуальным для педагога вне зависимости от стажа и профессионального роста. Для педагога, только начавшего свой профессиональный путь, самостоятельная работа позволит систематизировать и обогатить свои знания, проанализировать возникающие в учебно-воспитательном процессе педагогические ситуации. Более опытные коллеги благодаря самообразованию находят более эффективные приемы работы с детьми и их родителями, овладевают инновационными технологиями, диагностической и исследовательской деятельностью.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – памяти, внимания, критического и аналитического мышления, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Источники:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты
2. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Просвещение, 1994. 344 с.
3. Толковый словарь Ожегова.


Категория: Блоги | Добавил: HeartsAndRoses
Просмотров: 402 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог