Развитие способности умения учиться в первую очередь предполагает формирование учебной самостоятельности учащихся в начальной школе в процессе образовательной деятельности. Основным требованием при этом служит организация педагогических ситуаций, которые не имеют готовых способов действий. В данных ситуациях обучающийся ориентирован на поиск собственных вариантов решения проблемной ситуации.
Результаты психолого-педагогических исследований многих ученых подтверждают, что без формирования самостоятельности в начальной школе у младших школьников невозможно решение задач, существующих на данный момент в образовательных учреждениях.
Так как начальная школа служит фундаментом, то именно на этом этапе необходимо формировать умение учиться. Успех обучения детей в большей мере зависит от условий, обеспечиваемых учителем. Важно создать такие ситуации, при которых у детей будет максимум возможностей для самостоятельного приобретения знаний и способностей их применять.
Существует множество определений самостоятельной работы. Также существуют различные подходы к ее определению. Например, педагог Есипов Б.П., труды которого в основном посвящены формам организации деятельности и самостоятельной работе школьников, определил данное понятие следующим образом: « Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий» [2].
Говоря о требованиях самостоятельной работы, которые предъявляются учащемуся то, прежде всего, она должна быть свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Самостоятельная работа предполагает выполнение обучающимся целого ряда входящих в нее действий:
1.осознания цели своей деятельности,
2.принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла,
3.подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости,
4.самоорганизация в распределение учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении [2].
Ученик должен уметь изменять действия, для того, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. Одной из задач нового стандарта образования является оценивание себя. Выполнение самостоятельной работы требует более высокого уровня самопознания, самодисциплины, личной ответственности, а главное – давать ученику удовлетворенность [6].
Выделим следующие характерные черты самостоятельной работы:
1. Обучающийся выполняет задание, не опираясь на помощь окружающих.
2. При выполнении обучающийся опирается на свой жизненный опыт, убеждения, знания и умения, аргументирует свою точку зрения.
3. Содержимое работы обогащает и развивает обучающегося[1].
Г.М. Муртазин выделил пять особенностей самостоятельной работы [4]:
1. выполняемая по задачам предложенным педагогом;
2. производится в отведенные на это промежутки времени;
3. в деятельности принимают участие все обучающиеся;
4. обучающиеся не могут рассчитывать на непосредственную помощь учителя;
5. включает не только мозговую активность детей, но и двигательную.
Т. И. Шамова также выделила пять характеристик самостоятельных работ:
1. Содержит цели.
1. Имеет определенные задачи.
1. Итог работы имеет яркую выраженность.
2. Установка учителем характера проверки достижений обучающихся.
3. Каждый учащийся занят работой [6, с.85].
Рассмотрев многочисленные мнения о сути самостоятельной работы обучающихся можно утверждать, что нет однозначной трактовки определения.
Вносить коррективы в процесс школьной подготовки подрастающего поколения обязывают многообразие и сложность современного знания. Необходима активная позиция и инициатива со стороны обучающихся. Ребенок нового поколения должен ориентироваться в потоке всё время обновляющейся научной и политической информации.
В нашей стране приоритеты расставлены более чем ясно: конкурентоспособная, компетентная личность – главная цель образования. Необходимо расположить подрастающего гражданина к самостоятельному приобретению знаний, не заставлять, а заинтересовывать. Цель обучения – научить обходиться без учителя.
Следовательно, одной из целей обучения является достижение такого уровня развития обучающихся, когда они смогут самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
В начальной школе русский язык изучается как часть единого непрерывного курса обучения. Выпускник начальной школы должен обладать всем комплексом знаний о родном языке, который позволить перейти к изучению основного содержания программы в будущем. Так, предметом этого курса в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Выпускник начальной школы, помимо базовых умений, овладевает следующими умениями самостоятельной работы на уроках русского языка:
1. видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
2. находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
3. пользоваться толковым словарем;
4. практически различать многозначные слова, видеть в тексте антонимы и синонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
5. различать простое предложение с однородными членами и сложные предложения из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
6. ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
7. производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
8. разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
9. писать подробное изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
10. читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
Как мы выяснили выше, самостоятельная работа, во-первых, это самостоятельное выполнение учениками определенного задания, будь то списывание текста или грамматический разбор, письмо по памяти, письменные упражнения типа склонения существительных и спряжения глаголов.
Во-вторых, это работа, которая требует от учеников определенного умственного напряжения для верного выполнения задания. И наконец, в- третьих, самостоятельная работа должна носить творческий характер, т.к. однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей. Создатели УМК для начальной школы включают большое количество материала для развития учебной самостоятельности по каждому из предметов, достаточно их и в учебниках русского языка.
Список литературы:
1. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров /Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый. – Москва: Юрайт. – 2017. – 511c.
2. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. – Москва: Учпедгиз. – 1961. – С.15.
3. Калинина, О.Б. Русский язык. Повторяем изученное во 2 классе. 2-3 класс / О.Б. Калинина. – Москва: АСТ. – 2018. – 208c.
4. Муртазин, Г.М. Самостоятельная учебная работа учащихся / Г. М. Муртазин. – Москва: Просвещение. – 2016. – 520с.
5. Хакунова, Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых // Начальная школа. – 2013. – № 1. – C.26.
6. Шамова, Т. И. Формирование самостоятельной деятельности школьников / Т.И. Шамова. – Москва: Академия. – 2015. – 314
|