Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Сатирическая направленность сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"(1869г.). Проблема жанр

СКАЧАТЬ (22.2 Kb) 04.11.2020, 19:21
Вальченко Наталья Михайловна
учитель, МБОУ ССОШ №1 г.Стародуб Брянская обл.
МБОУ ССОШ № 1

Тема урока: "Сатирическая направленность сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"(1869г.). Проблема жанра "

Учитель Вальченко Н. М.


Щедрин преувеличивает истину, как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не искажает ее.
И. С. Тургенев
- О каком произведении сегодня мы будем вести речь?
- Кто герои повести?
- Когда она была написана?
- Что это за годы?
- Какое событие произошло в 1861 году?
- Что дала реформа?
- Для кого писал свои произведения С- Щедрин?
- К какому жанру относил?
- А что такое сказка?
- Какие сказки вы знаете?
(фольклорные, литературные)
- Чему учат сказки?
- Какие художественные средства в них используются?
(аллегория, гипербола, гротеск, антитеза)
К литературным сказкам относится и "Повесть..."
Вдумайтесь в название произведения... Нет противоречия?.. Сказка... Повесть...
Возникает какая проблема? Проблема жанра!
- Перед нами то ли повесть, то ли сказка, то ли басня?
- С вашей точки зрения?
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (записи в тетрадях)
РЕАЛЬНОЕ В " ПОВЕСТИ..." СКАЗОЧНОЕ В "ПОВЕСТИ..."
Генералы
Регистратура
Пенсия Сказочные формулы:
1) "по щучьему велению, по моему хотению";
2) "ни в сказке сказать, ни пером описать";
3) "там был , мед - пиво пил, по усам текло, в рот не попало".
Необитаемый остров.


- Следовательно, что? Сказка? Сказка - быль?
- А басня? Что делает "Повесть..." похожей на басню?
(аллегория: генерал не может сам сорвать яблоко с дерева, т. к. ничего не умеет делать)
Обратимся к литературоведческому словарю и повторим определения,
изученные ранее:
АЛЛЕГОРИЯ; ГИПЕРБОЛА; ФАНТАСТИКА
("пища в том самом виде на свет родится, в каком ее к столу подают"- гипербола; генералы, заснув, попадают на необитаемый остров - фантастика )
Обратимся к тексту, созданному С-Щедриным.
Представим себе генералов...
( РИСУНКИ)
- Какие ведущие черты в характерах генералов отмечает автор?
(невежество, неприспособленность, привычку жить
чужим трудом)
(ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДОВ ПО РОЛЯМ)
- Как относится С-Щ к своим героям?
- Добрый это смех или злой?
(конечно, злой!)
Аристотель : "Салтыков - Щедрин не шутит, он зло высмеивает человеческие пороки. И такой смех - сатирический смех."
Беспощадное высмеивание человеческих пороков - САТИРА
" Для того, чтобы сатира действительно была сатирою и достигала своей цели, надобно, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало,"- утверждал С.- Щедрин.
- Против чего же направил "жало сатиры"сам С.- Щ.?
(против существующих в пореформенной стране порядков на примере образов генералов)
Чтобы усилить сатирический эффект, писатель использует еще один прием : ГРОТЕСК (см. словарь литературоведческих терминов)
- Как вы думаете, в какой сцене ярко используется данное художественное средство?
("остервенение генералов")
ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ
Известно, что С. -Щ. перепробовал несколько вариантов этой сцены: в одном из них генерал откусывал у другого палец, а в другом- ухо.
И, наконец, орден!
- Как вы думаете, почему автор остановился на последнем варианте?
(предельное преувеличение, доведение до абсурда - орден воспринимается как часть тела генералами - предельное преувеличение)
ПАЛЕЦ - УХО - ОРДЕН (реальность + фантастика)
Ужасно то и другое!
- В отношении генералов используется сатира, а в отношении кого - юмор и ирония?
- Какого литературного героя напоминает "мужичина"?
(Левша. Лесков)
- Что их объединяет?
-В чем различие в отношении к ним авторов?
(восхищение, осуждение, боль)
- Почему же образ мужика все же вызывает чувство смеха?
(смешон в своем усердии служить: кислое яблоко, веревку для себя, силок из своих волос, стремление порадовать генералов)
Итак, перед нами весьма "загадочное" произведение, с точки зрения жанра, в котором переплетается и реальность, и фантастика. Поэтому- "Повесть..."
- НО! Почему все - таки СКАЗКА? Сказка для детей изрядного возраста?
1. Открывает возможность осветить материал с большой остротой, используя иносказательную форму.
2. Реалистический рассказ едва ли прошел бы цензуру.
3. Популярность сказки.
4. Воздействие на С - Щедрина фольклорной традиции.
-------------- Вывод записываем в тетрадь. -----------------

Кстати сказать, в мифологии "двойка" символизировала злое начало. Число 2 у С.- Щ.употребляется обоснованно:
1) хотели съесть друг друга;
2) уныние от голода сменяется веселием от мужицкого старания накормить их;
3) веселие сменяется скукою и тоскою, вызванными желанием вернуться на Подьяческую к своим кухаркам.

Итак, подведем итог нашей работы:
1.Кому адресована сказка Салтыкова-Щедрина?
2.Какие пороки общества вскрывает автор?
3.В чем заключается проблема жанра?
Оценки за урок…

Домашнее задание:
1.(Всем) Найти гротескные ситуации из известных вам сказок.
2.Подготовить выразительное чтение смыслового законченного отрывка из сказки Салтыкова-Щедрина (по выбору).
2.(Индивидуальное задание) Кто иллюстрировал сказки Салтыкова-Щедрина? Описать одну из иллюстраций.

Категория: Блоги | Добавил: Valcheneko
Просмотров: 483 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог