Сегодня: 27.11.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Сатирическая направленность сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"(1869г.). Проблема жанр

СКАЧАТЬ (22.2 Kb) 04.11.2020, 19:21
Вальченко Наталья Михайловна
учитель, МБОУ ССОШ №1 г.Стародуб Брянская обл.
МБОУ ССОШ № 1

Тема урока: "Сатирическая направленность сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"(1869г.). Проблема жанра "

Учитель Вальченко Н. М.


Щедрин преувеличивает истину, как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не искажает ее.
И. С. Тургенев
- О каком произведении сегодня мы будем вести речь?
- Кто герои повести?
- Когда она была написана?
- Что это за годы?
- Какое событие произошло в 1861 году?
- Что дала реформа?
- Для кого писал свои произведения С- Щедрин?
- К какому жанру относил?
- А что такое сказка?
- Какие сказки вы знаете?
(фольклорные, литературные)
- Чему учат сказки?
- Какие художественные средства в них используются?
(аллегория, гипербола, гротеск, антитеза)
К литературным сказкам относится и "Повесть..."
Вдумайтесь в название произведения... Нет противоречия?.. Сказка... Повесть...
Возникает какая проблема? Проблема жанра!
- Перед нами то ли повесть, то ли сказка, то ли басня?
- С вашей точки зрения?
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (записи в тетрадях)
РЕАЛЬНОЕ В " ПОВЕСТИ..." СКАЗОЧНОЕ В "ПОВЕСТИ..."
Генералы
Регистратура
Пенсия Сказочные формулы:
1) "по щучьему велению, по моему хотению";
2) "ни в сказке сказать, ни пером описать";
3) "там был , мед - пиво пил, по усам текло, в рот не попало".
Необитаемый остров.


- Следовательно, что? Сказка? Сказка - быль?
- А басня? Что делает "Повесть..." похожей на басню?
(аллегория: генерал не может сам сорвать яблоко с дерева, т. к. ничего не умеет делать)
Обратимся к литературоведческому словарю и повторим определения,
изученные ранее:
АЛЛЕГОРИЯ; ГИПЕРБОЛА; ФАНТАСТИКА
("пища в том самом виде на свет родится, в каком ее к столу подают"- гипербола; генералы, заснув, попадают на необитаемый остров - фантастика )
Обратимся к тексту, созданному С-Щедриным.
Представим себе генералов...
( РИСУНКИ)
- Какие ведущие черты в характерах генералов отмечает автор?
(невежество, неприспособленность, привычку жить
чужим трудом)
(ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДОВ ПО РОЛЯМ)
- Как относится С-Щ к своим героям?
- Добрый это смех или злой?
(конечно, злой!)
Аристотель : "Салтыков - Щедрин не шутит, он зло высмеивает человеческие пороки. И такой смех - сатирический смех."
Беспощадное высмеивание человеческих пороков - САТИРА
" Для того, чтобы сатира действительно была сатирою и достигала своей цели, надобно, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало,"- утверждал С.- Щедрин.
- Против чего же направил "жало сатиры"сам С.- Щ.?
(против существующих в пореформенной стране порядков на примере образов генералов)
Чтобы усилить сатирический эффект, писатель использует еще один прием : ГРОТЕСК (см. словарь литературоведческих терминов)
- Как вы думаете, в какой сцене ярко используется данное художественное средство?
("остервенение генералов")
ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ
Известно, что С. -Щ. перепробовал несколько вариантов этой сцены: в одном из них генерал откусывал у другого палец, а в другом- ухо.
И, наконец, орден!
- Как вы думаете, почему автор остановился на последнем варианте?
(предельное преувеличение, доведение до абсурда - орден воспринимается как часть тела генералами - предельное преувеличение)
ПАЛЕЦ - УХО - ОРДЕН (реальность + фантастика)
Ужасно то и другое!
- В отношении генералов используется сатира, а в отношении кого - юмор и ирония?
- Какого литературного героя напоминает "мужичина"?
(Левша. Лесков)
- Что их объединяет?
-В чем различие в отношении к ним авторов?
(восхищение, осуждение, боль)
- Почему же образ мужика все же вызывает чувство смеха?
(смешон в своем усердии служить: кислое яблоко, веревку для себя, силок из своих волос, стремление порадовать генералов)
Итак, перед нами весьма "загадочное" произведение, с точки зрения жанра, в котором переплетается и реальность, и фантастика. Поэтому- "Повесть..."
- НО! Почему все - таки СКАЗКА? Сказка для детей изрядного возраста?
1. Открывает возможность осветить материал с большой остротой, используя иносказательную форму.
2. Реалистический рассказ едва ли прошел бы цензуру.
3. Популярность сказки.
4. Воздействие на С - Щедрина фольклорной традиции.
-------------- Вывод записываем в тетрадь. -----------------

Кстати сказать, в мифологии "двойка" символизировала злое начало. Число 2 у С.- Щ.употребляется обоснованно:
1) хотели съесть друг друга;
2) уныние от голода сменяется веселием от мужицкого старания накормить их;
3) веселие сменяется скукою и тоскою, вызванными желанием вернуться на Подьяческую к своим кухаркам.

Итак, подведем итог нашей работы:
1.Кому адресована сказка Салтыкова-Щедрина?
2.Какие пороки общества вскрывает автор?
3.В чем заключается проблема жанра?
Оценки за урок…

Домашнее задание:
1.(Всем) Найти гротескные ситуации из известных вам сказок.
2.Подготовить выразительное чтение смыслового законченного отрывка из сказки Салтыкова-Щедрина (по выбору).
2.(Индивидуальное задание) Кто иллюстрировал сказки Салтыкова-Щедрина? Описать одну из иллюстраций.

Категория: Блоги | Добавил: Valcheneko
Просмотров: 36 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.11.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог