Пояснительная записка
Теоретико-методологическое обоснование развития пространственных представлений у обучающихся 1 класса посредством задний в технике оригами на уроках технологий
Развитие пространственного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения. Способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.
Особо эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Уроки литературы и русского языка, технологии, изобразительного искусства, музыки способствуют этому.
Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой, и вводящий нас в мир трехмерного пространства. Оно возникло много веков назад в Японии и распространилось по всему миру. Главная особенность оригами, способствующая его быстрому распространению - практически неограниченные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги.
Оригами - это не просто механическое складывание из бумаги, это серьезное занятие, которое способствует воспитанию творчески развитой, самостоятельно думающей личности. Неограниченная фантазия и приемы складывания помогут сотворить с помощью оригами целый мир.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) отмечает, что развитие пространственных представлений является важнейшей частью интеллектуального развития ребёнка в целом, поскольку играет большую роль при изучении не только учебных дисциплин, но и в развитии личности. Без сформированных пространственных представлений невозможно эффективное изучение изобразительной деятельности, технологии, математики и ряда других школьных предметов. Следовательно, развитие пространственных представлений посредством оригами у обучающихся формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, критически оценивать деятельность свою и одноклассников, делать выводы. Кроме того, закладывается психологическая основа, которая способствует развитию воображения, фантазии, мышления; воспитывается любознательность, самостоятельность, активность, инициативность; формируются потребности, лежащие в основе творческого труда.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (в ред. Приказа Минобрнауки России) (31 мая 2021 г. № 286) устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основной задачей реализации содержания предметной области «Технология» является формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности[31]. Этот опыт дети приобретают, работая с различными материалами, в том числе, конструируя плоские и объёмные изделия в различных техниках. Содержание программы «Технология» предполагает и оригами.
Предлагаемая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области (предмету) «Технология» и обеспечивает обозначенную в нём содержательную составляющую по данному учебному предмету.
В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебного предмета «Технология». Её особенность состоит в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности. Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования. В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов.
В примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г. говорится о том, что в результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на уровне начального общего образования[31]:
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах
материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Рабочая программа Е.А Лутцевой по предмету «Технология» от 25 августа 2022 г. № 5/22 носит интегрированный характер[10]. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета "Технология" обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости пространственного мышления(представления).
Программа Е.А Лутцевой способствует развитию социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), развитие пространственных представлений, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений, проектной деятельности[11].
Проблемами развития пространственных представлений занимались многие психологи и методисты. Среди психологов: Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, О.И. Галкина, И.П. Павлов, С.Л. Рубенштейн, И.М. Сеченов, Н. Бернштейном, Л.В. Занков и другие исследователи механизма восприятия пространства[36].
Развитие пространственных представлений является важнейшей частью интеллектуального развития ребёнка в целом, поскольку играет большую роль при изучении не только учебных дисциплин, но и в развитии личности. Без сформированных пространственных представлений невозможно эффективное изучение изобразительной деятельности, технологии, математики и ряда других школьных предметов.
Полная информация во вложении.
|