Сегодня: 05.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Сборник заданий в технике оригами, направленных на развитие пространственных представлений у обучающихся 1 класса на урока технологии

СКАЧАТЬ (510.9 Kb) 13.06.2023, 01:13
Насонова Ульяна Евгеньевна
студентка, ГАПОУ СО "Камышловский педагогический коллдеж"
Пояснительная записка

Теоретико-методологическое обоснование развития пространственных представлений у обучающихся 1 класса посредством задний в технике оригами на уроках технологий

Развитие пространственного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения. Способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.

Особо эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Уроки литературы и русского языка, технологии, изобразительного искусства, музыки способствуют этому.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой, и вводящий нас в мир трехмерного пространства. Оно возникло много веков назад в Японии и распространилось по всему миру. Главная особенность оригами, способствующая его быстрому распространению - практически неограниченные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги.

Оригами - это не просто механическое складывание из бумаги, это серьезное занятие, которое способствует воспитанию творчески развитой, самостоятельно думающей личности. Неограниченная фантазия и приемы складывания помогут сотворить с помощью оригами целый мир.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) отмечает, что развитие пространственных представлений является важнейшей частью интеллектуального развития ребёнка в целом, поскольку играет большую роль при изучении не только учебных дисциплин, но и в развитии личности. Без сформированных пространственных представлений невозможно эффективное изучение изобразительной деятельности, технологии, математики и ряда других школьных предметов. Следовательно, развитие пространственных представлений посредством оригами у обучающихся формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, критически оценивать деятельность свою и одноклассников, делать выводы. Кроме того, закладывается психологическая основа, которая способствует развитию воображения, фантазии, мышления; воспитывается любознательность, самостоятельность, активность, инициативность; формируются потребности, лежащие в основе творческого труда.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (в ред. Приказа Минобрнауки России) (31 мая 2021 г. № 286) устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основной задачей реализации содержания предметной области «Технология» является формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности[31]. Этот опыт дети приобретают, работая с различными материалами, в том числе, конструируя плоские и объёмные изделия в различных техниках. Содержание программы «Технология» предполагает и оригами.

Предлагаемая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области (предмету) «Технология» и обеспечивает обозначенную в нём содержательную составляющую по данному учебному предмету.

В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебного предмета «Технология». Её особенность состоит в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности. Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования. В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г. говорится о том, что в результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на уровне начального общего образования[31]:

- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах
материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.


Рабочая программа Е.А Лутцевой по предмету «Технология» от 25 августа 2022 г. № 5/22 носит интегрированный характер[10]. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета "Технология" обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости пространственного мышления(представления).

 
Программа Е.А Лутцевой способствует развитию социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), развитие пространственных представлений, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений, проектной деятельности[11].

Проблемами развития пространственных представлений занимались многие психологи и методисты. Среди психологов: Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, О.И. Галкина, И.П. Павлов, С.Л. Рубенштейн, И.М. Сеченов, Н. Бернштейном, Л.В. Занков и другие исследователи механизма восприятия пространства[36].

Развитие пространственных представлений является важнейшей частью интеллектуального развития ребёнка в целом, поскольку играет большую роль при изучении не только учебных дисциплин, но и в развитии личности. Без сформированных пространственных представлений невозможно эффективное изучение изобразительной деятельности, технологии, математики и ряда других школьных предметов.

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: Nasonova
Просмотров: 297 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
X Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 05.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог