Палкина Влада Владимировна
Педагог-психолог
МБОУ «Школа для тетей с ОВЗ» г.Лысьва, Пермский край
Психологическое занятие для обучающихся 5-6 класса с ОВЗ
«Семья и Я. Традиции семьи»
Занятие по теме «Семья и Я. Традиции семьи» ориентировано на детей 10-12 лет и позволяет актуализировать личный опыт. Проведение занятия с детьми ОВЗ также оправдано, так как обучающимся предлагаются разные виды деятельности и релаксационный блок. Занятие по предлагаемому сценарию могут использовать психологи, классные руководители, воспитатели.
Цели:
Учебная – создание условий для расширения представлений о семье и традициях семьи.
Коррекционно-развивающая – способствовать вербализации чувств, способствовать развитию ВПФ и эмоционально-чувственной сферы.
Воспитательная – способствовать развитию коммуникативных умений, культуры общения и выражения чувств.
Оборудование: интерактивная панель, пуфы, световые панели, магнитная доска, карточки с изображением традиций, цветные карточки.
Базовые учебные действия:
Личностные: положительное отношение к психологическим занятиям.
Познавательные: умение анализировать семейные традиции, выражать мнение по заданной теме.
Регулятивные: соблюдать правила общения «в круге», участвовать в обсуждении.
Коммуникативные: умение высказываться, умение слушать партнёров по общению.
Сценарий занятия
Педагог-психолог: «Здравствуйте ребята! Перед началом занятия нам нужно сделать разминку для мозга. Давайте выполним несколько упражнений на развитие внимания и памяти.
(Упражнения для развития внимания на интерактивной панели)
Сейчас наш мозг работает в полную силу, мы легко справимся со всеми заданиями. Тему нашего занятия мы сможем узнать, если сложим из разрозненных букв знакомое всем слово.
(На интерактивной панели ученики складывают из букв ЯЕСМЬ слово «семья»)
Не случайно в слове «семья» слышится число «7». В семье обязательно несколько человек. У нас с вами есть возможность поиграть в интерактивную игру «Большая семья».
(Педагог-психолог предлагает на игровом поле найти слова, обозначающие членов семьи. Ученики выполняют задание на интерактивной панели)
Вы заметили, что очень трудно было разобрать слово, когда буквы в нём перепутаны или находятся не на своём месте? «Недружное» слово трудно прочесть. Так случается и в семье. Иногда могут возникнуть трудности, если что-то нарушено, нет установленного порядка или кто-то не на своём месте. Поэтому каждая семья придумывает для себя способы стать более дружной и крепкой. Это традиции семьи. Что такое традиция, как вы понимаете?
(Ученики высказываются)
Да, традиции – это то, что объединяет членов семьи: правила, праздники, обязанности, общие дела. То, что происходит постоянно, что принято в этой семье, что становится привычным для людей, повторяется из года в год и из поколения в поколение.
Бывает, что во многих семьях соблюдают одни и те же традиции. И наоборот, есть традиции уникальные, присущие только одной единственной семье. Какими бы ни были традиции, они всегда сближают людей, расставляют всех по своим местам, как буквы в слове. Традиции нам нужны, чтобы жить веселее, интереснее и безопаснее. Давайте сейчас расскажем друг другу о традициях своей семьи.
(Педагог-психолог спрашивает каждого ученика, эмоционально поддерживает. Примеры традиций: подготовка к праздникам, совместные праздники, важные события, семейный совет, совместные путешествия, совместные игры, общие фотографии, участие в мероприятиях, чтение на ночь, обязанности по дому, правила вежливости, объятия… )
Мы послушали разные истории. Скажите, чьи традиции вам кажутся такими интересными, что хочется примерить их на свою семью?
(Участники высказываются, выражают своё мнение)
Рассказы получились интересные. А сможете ли вы показать семью, занятую общим делом, без слов? Разделимся на две группы: одна группа показывает, другая – отгадывает.
(Игра «Изобрази семью». Участникам предлагается изобразить действиями без слов различные виды досуга, например, «семья отдыхает на море», «семья в кинозале смотрит весёлый фильм», «семья идёт в поход», «семья делает ремонт у себя дома»).
Мы поделились друг с другом традициями, обогатились взаимным опытом. Пусть в каждой семье будет как можно больше хороших, добрых традиций.
(В качестве рефлексии: ученики выбирают понравившиеся традиции, отмечают необычные, размещают на магнитной доске картинки с изображением некоторых семейных традиций)
Мы много с вами узнали друг о друге, поделились впечатлениями, чувствами. Теперь давайте отдохнём.
Устройтесь удобнее на пуфах, руки положите вдоль тела, ноги поставьте перед собой. Можно смотреть на доску и воспринимать приятный видеоролик, а можно закрыть глаза и представлять себе знакомые образы, используя фантазию.
(Педагог-психолог включает спокойную музыку на интерактивной панели)
Представьте себе, что новогодние праздники продолжаются. Вы сидите в тёплой, уютной комнате. На коленях уснул маленький пушистый котёнок. Вам не хочется шевелиться, чтобы не разбудить котёнка… Тихо потрескивают поленья в камине, ногам становится тепло. Котёнок на ваших коленях свернулся клубочком и мурлычет… За окном кружатся снежинки, а ветер иногда прижимает их к стеклу. Морозные узоры на окне напоминают сказочный заснеженный лес… За окном сгущаются сумерки. На тёмном небе постепенно появляются первые звёздочки… Котёнок открыл глаза и потянулся. Вы тоже можете открыть глаза, мысленно погладить котёнка, потянуться…
Вопросы для рефлексии: Кому удалось почувствовать тепло и атмосферу волшебного вечера? Кто ощутил спящего котёнка на своих коленях? У кого получилось расслабиться и отдохнуть? Кто заметил у себя замедление сердцебиения и дыхания?
(Ученики рассказывают о своих ощущениях после релаксации)
Наше занятие подходит к концу.
- По какой теме работали?
- Что было интересным?
- Что было трудным?
- Какое настроение у вас в конце занятия?
Оцените, пожалуйста, своё настроение, выбрав подходящий цвет.
Мы с вами тоже семья – школьная. Возьмёмся за руки, чтобы стать дружнее и сильнее.
Сохраните этот положительный настрой на целый день. До свидания!»
Используемая литература и методические материалы по теме:
1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.-144 с.
2. Синицына Е. Умная тетрадь. Серия «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернёров и воспитателей. М.: «Лист», 1998 г. – 144 с.
3. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. – 176 с.: илл. – (Психологическая работа с детьми).
|