Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Это способность к творчеству, к созданию нового.
- творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики…».
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т. д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Постоянное развитие креативности возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на полную самореализацию в труде, общении, познании; высоким уровнем интеллектуальных способностей, открытостью ко всему новому, гибким критическим мышлением, высокой работоспособностью человека, физической силой и энергией, уровнем психофизических возможностей.
Креативная педагогика
1. Создать в образовательном процессе фон центробежного, открытого, надкритического (допускающего только доброжелательную, развивающую критику) взаимодействия, способствующего раскрытию и развитию творческих способностей детей;
2. Реорганизовать образовательный процесс, в ходе которого дети становятся создателями, а основной ученый материал - средством достижения созидательной цели;
Ввести дополнительный материал, включающий эвристические стратегии, тактики, методы и прием, позволяющие ребенку резко повысить эффективность творческой деятельности.
Современное педагогическое сообщество видит острую необходимость в создании методик и программ, направленных на развитие творческих и креативных способностей детей, но в то же время ученные понимают, что реализация разработанных программ не возможна в полном объеме, если педагоги не обладают развитым творческим потенциалом и как следствие не способны развить данные качества у детей.
Только личность может воспитать личность
Личность педагога является ведущим фактором образования. Он направляет, организует, мотивирует деятельность детей. Педагог определяет задачи, исходя из уровня готовности ребенка, контролирует усвоение знаний и приобретение умений и навыков, определяет цели обучения и воспитания. Следовательно, если педагог поддерживает и организовывает развитие креативности одаренных детей - создаются условия для актуализации их творческого потенциала.
Существенную роль в становлении основ творческой личности играет характер взаимодействия педагога с детьми. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию креативности, должно носить характер помощи, поддержки, не директивности. Выявлено, что творческие проявления чаще обнаруживают дети, воспитывающиеся у педагога с демократическим стилем общения. Особенно это касается детей с выдающимся интеллектом, высоким уровнем способностей - одаренных.
Исследователи данной проблемы отмечают, что педагог для детей должен обладать исключительной "эго - силой", должен быть личностью, умеющей принимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Педагог должен получать удовольствие от своих воспитанников, как от интересных людей. Но самое главное - педагог должен сам быть креативен, т.е. иметь высокий творческий потенциал, развивать его и умело пользоваться им.
«Если сам педагог не боится совершать «рейды» в соседние темы, разделы, другие предметы, в различные ситуации, связывая их с изучаемым материалом, - подобные переносы вслед за ним очень быстро усваивают дети. Широкую популярность приобретают в настоящее время интегративные занятия,… проекты,… игры – все это один из способов развития творческих способностей»
Методики и тренинги, направленные на развитие креативности:
Мозговой штурм.
Синектика.
Метод фокальных объектов.
Метод креативности
Гилфорд (автор одного из классических исследований) сказал:
«…различие между креативными людьми и всеми остальными заключается в том, что креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных»
«Контрольные вопросы»
|