Семинар-практикум "Я творческий преподаватель"
(994.0 Kb)
| 19.03.2023, 14:02 |
Ахметжанова Алмагуль Сериккановна |
преподаватель, КГКП "Алматински строительно-технический колледж" |
Что может быть честнее и благороднее, как научить
других тому, что сам наилучшим образом знаешь?
Квинтилиан
Форма проведения: «Деловая игра».
Наш семинар проведем в виде деловой игры; будем говорить о творчестве педагогов, о нашем с вами творческом потенциале.
Известно, что творческие люди проявляют способности во всем. А насколько вы проявляете творческие способности в своей ежедневной жизни, мы узнаем в нашей деловой игре.
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, так как неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник)
Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий воспитатель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).
Так что же является Главными признаками творчества современного педагога?
Академик М. Поташник выделил следующие признаки творчества:
• Создание нового или существенное усовершенствование известного;
• Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
• Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Следовательно, творческая деятельность — это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил.
Творческий человек всегда уникальный.
Игра «Мы-уникальные»
Помощник раздает участникам салфетки.
Ведущий говорит: «Точно следуйте моим инструкциям. Сложите салфетку пополам, поверните ее и еще раз сложите пополам. Оторвите верхний уголок и нижний. Сложите салфетку еще раз и сделайте отверстие посередине. Разверните салфетку. Посмотрите на салфетки других. У всех ли одинаковые узоры? Нет! Значит, мы все имеем уникальное мышление.
Данную нам тему семинара «Я творческий преподаватель» мы решили разбить на следующие составляющие:
1. Способы дифференциации на уроке.
2. Работа с одаренными студентами.
3. Работа над проектами.
4. Накопительная система оценивания.
1. Способы дифференциации на уроке.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный
подход. Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие
индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие
различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся,
предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и
личностных качеств.
Цель дифференциации – это
- обучение каждого на уровне его возможностей,
способностей,
- адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Способы дифференциации:
А теперь давайте проведем одно из заданий по дифференциации. Предмет английский язык.
- Кто знает английский достаточно хорошо? Садимся за 1-й стол.
- Кто знает на среднем уровне? Садимся за 2-й стол.
- Кто знает лишь несколько слов или совсем не знает языка? Просим вас сесть за 3-й стол.
Итак, каждая группа в течение 5 минут должна выполнить свое задание.
1 группа
(минимальное знание)
Вставить пропущенные буквы в словах.
Спасибо – t…ank you
Еда – fo…d
Семья – famil…
Колледж – ko…edge
Добро пожаловать -
Wel…ome
Музыка – musi…
Город – sit…
Друг – fr…end
Телефон – p…one
Яблоко – ap…le |
2 группа
(среднее знание)
Собрать из букв как можно больше слов на английском языке.
Учитель –
Улыбка –
Мама –
Папа –
Молоко –
Кофе –
Чай –
Пожалуйста –
До свидания –
Здравствуйте –
Привет – |
3 группа
(хорошее знание)
Составить предложения из слов.
Я живу в Алматы –
Я учитель –
Я работаю в колледже –
Откуда вы? –
Как ваши дела? –
Казахстан – красивый –
Приятно познакомиться –
Хорошего дня! – |
Современная школа находится в интенсивных поисках нового оптимального содержания и новых технологий обучения. Современные концепции образования ставят приоритетной целью развитие полноценной гармоничной личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности. Учитель должен способствовать тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой «живинке» претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребёнке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в его силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой «потолок» в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей.
2. Работа с одаренными студентами.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность может проявляться как:
явная
возрастная
скрытая
Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей…. развитие способностей ребенка невозможно!
Родительские и педагогические установки:
Позитивные |
Негативные |
Постараешься и сделаешь! |
Опять ты лезешь! |
Все будет хорошо! |
Отстань! |
Не получится – попроси о помощи. |
Не мешай! |
Без тебя, как без рук! |
Не путайся под ногами! |
Ты – настоящий помощник! |
Отойди! |
Как здорово у тебя получилось! |
Без тебя справлюсь! |
У тебя золотые руки! |
Сначала вырасти, а потом… |
Без тебя я ы не справился! |
А то я сама не знаю! |
У тебя все получится! |
Вот всегда ты так! |
Любое дело тебе по плечу! |
Тебя не спрашивают. |
Ты справишься! |
Вечно у тебя все из рук валится! |
Как ловко у тебя получилось! |
Замолчи я сказала! |
Я тебе обязательно помогу. |
Всякую ерунду сделал! |
Постарался и справился! |
С тобой одна беда! |
Вот, например, один из примерных вопросов для одаренных детей. Попробуйте ответить:
- Что общего между глазом и водопроводным краном?
Оба слова - из четырех букв;
В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана - глаз помыть;
И то, и другое может блестеть;
Из них иногда льется вода;
Когда они портятся, из них подтекает.
(Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана).
Здесь 4 группы одаренных педагогов. Каждой группе необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, выбрать любые 10 слов из корзины.
Задача такая: вы архитекторы, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (выбранные вами 10 слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например, слово «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона» … пусть крыльцо будет черным, как ворона. Всем понятно условие задания? Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности. У вас есть 5 минут для создания архитектурного строения (на каждый стол раздаются листы А-3 и цветные мелки).
Было бы замечательно, если бы и в нашем колледже велась работа с одаренными учащимися.
Программа
педагогического сопровождения одарённых студентов
- сформировать банк данных «Одаренные студенты»;
- увеличение числа одарённых студентов;
- совершенствование системы работы с одарёнными студентами;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов;
- развитие исследовательской деятельности студентов;
- участие студентов в конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.
3. Работа над проектами.
Хотя студены и выполняют творческий проект самостоятельно, преподаватель косвенно принимает в нем участие, которое заключается в консультировании обучающихся по возникающим у них вопросам, в стимулировании деятельности студентов (объяснение, где в дальнейшем необходимы будут знания, приобретенные в ходе работы над проектом). В колледжах студенты в течение двух лет обучения реализуют по одному проекту в каждом семестре. Темы проектов могут быть как связаны между собой одной темой исследования, так и отличаться друг от друга кардинально. Обучающимся на начальном этапе выполнения проекта предлагается разбиться на небольшие подгруппы численностью не более 5–6 человек. В каждой подгруппе участниками проекта выбирается руководитель, в обязанности которого входят контроль за решением задач каждого участника, а также взаимодействие по спорным вопросам с преподавателем. Желающим предоставляется возможность реализовать проект индивидуально. Руководство проектом может осуществлять любой преподаватель, занимающийся научно-исследовательской деятельностью по направлению темы творческого проекта.
Наименование творческих проектов достаточно разнообразное, т.е. за четыре семестра студент может реализовать проекты на различные темы и попробовать себя в любых видах деятельности.
На столах раскладываются заранее подготовленные листы с названиями разделов тем, проблем или вопросов проекта, которые хотелось бы обсудить на занятии:
1) Планирование работы по устранению пробелов в знаниях (красный лист)
2) Повышение уровня активности на уроке (синий лист)
3) Повышение эффективности усвоения знаний (зеленый лист)
4) Успешность формирования познавательных способностей учащихся (желтый лист)
Каждый педагог выбирает для себя наиболее заинтересованную тему и берет себе лист с этой темой. Все темы разделены по цветам. Далее столы делят по цветам и просят всех сесть за стол, который соответствует цвету выбранной темы.
Образовавшиеся таким образом новые группы сортируют проблемы, идеи и предложения, обозначенные на листах, и решают, что из них следует включить в дальнейшую работу.
Тем временем пока вновь образовавшиеся группы составляют план проектов, на доске размещается плакат, в центре которого нарисован круг, разделенный на цветные сектора, но еще пока не заполненные. Ведущий в ходе сообщения вписывает в каждый сектор название раздела темы или ключевые понятия, что позволяет учителям следить за аргументацией и видеть актуальный в данный момент аспект. После этого представитель от каждого стола наклеивает на своем секторе стикеры с их высказываниями, которые зачитываются вслух, задаются уточняющие вопросы, которые позволят избежать недопонимания. К обсуждению этих листов можно возвращаться в ходе работы над проектом или по завершению работы, чтобы выяснить, насколько оправдываются ожидания учителей.
Работа над проектом позволяет существенно изменить систему отношений «студент – преподаватель», перейти к совместному поиску решений поставленных задач и к достижению поставленных целей.
При совместной проектной деятельности преподаватель может использовать свои знания и опыт, которых еще не хватает обучающимся, а последние, в свою очередь, могут предложить нестандартный подход к решению различных задач, генерировать новые идеи с помощью креативного мышления, которых часто недостает даже опытным преподавателям.
4. Накопительная система оценивания.
Текущий контроль знаний может иметь следующие виды:
индивидуальный ответ;
устный опрос на лекциях, практических занятиях;
проверка выполнения письменных домашних заданий, практических и расчетно-графических работ;
выполнение и защита практических и лабораторных заданий;
контрольные работы;
тестирование, в т.ч. компьютерное;
выполнение самостоятельных работ;
контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме);
участие в семинаре;
защита реферата или творческой работы;
терминологический диктант;
тестирование в интернет-тренажере.
Методы контроля – это способы, благодаря которым определяются результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.
Существуют следующие методы контроля:
По месту контроля в процессе обучения:
1. Текущий – может быть как устным, так и письменным: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, дискуссия, диктант, проектная исследовательская деятельность, тесты, практическая работа.
2. Тематический – может осуществляться при проведении тестирования, практической работы.
3. Промежуточный – проводится в конце каждого класса, может реализоваться через контрольную работу или итоговое тестирование, проводящиеся письменно
4. Итоговый – в конце выпуска, также реализуется через контрольную работу, итоговое тестирование, который проводятся письменно.
По способу организации:
1. Устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме;
2. Письменный (тесты открытой и закрытой формы, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем)
По количеству участников:
1. Фронтальный
2. Групповой
3. Индивидуальный
По преобладающему виду деятельности:
1. Вербальный (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами)
2. Практический (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее)
По субъекту проверки:
1. Проверка в парах (взаимопроверка)
2. Проверка дежурными
3. Проверка в группах
4. Самопроверка
5. Проверка педагогом
Средства проверки:
1. Картографический материал,
2. Иллюстрации,
3. Схемы, таблицы,
4. Макеты, модели,
5. Карточки, тесты,
6. Авторские тетради для проверки знаний
7. Графические задания
8. Графический диктант
9. Цифровой диктант
10. Работа с ключами
Традиционный подход к оцениванию. Слишком часто учителя работают так: преподают тему, дают задания, оценивают их, критикуют работу более или менее конструктивно, но не проверяют, исправил ли учащийся недостатки в работе. После этого учитель переходит к новой теме. За таким подходом стоит мнение, что качество и количество обучения зависят от таланта или способностей учащегося, а роль оценки заключается в измерении этой способности. Если обучение идет слабо, это списывается на недостаток способностей, одаренности или интеллекта. Более эффективный современный подход: «Обнаруживаем трудности, исправляем ошибки и оцениваем результаты» (оценка служит диагностике). Суть в том, что сначала преподается тема и по ней даются учебные задания. Ученик и педагог используют результаты выполненных заданий для обнаружения недостатков и постановки задач по улучшению работы. Выполнение этих задач также оценивается. Такой подход основывается на мнении, что качество и количество обучения зависят от времени и усилий, затраченных на совершенствование работы. Роль оценки состоит в диагностике областей, в которых учащиеся испытывают трудности.
Карта раздела
Контроль целого раздела можно провести таким образом. Создается карта раздела, в которой студент записывает конспективно необходимую, на его взгляд, информацию, которую он получал на протяжении 5 – 6 уроков. Что можно записывать? Определения, термины, имена, даты, формулы, вопросы, который хотел бы задать, ответы, если он их уже нашел.
В современных условиях все больше появляется педагогов-мастеров своего дела...
1 стол – куб
2 стол – треугольники
3 стол – четырехугольники
4 стол – дроби
Представьте, что вы только закончили изучать тему или, раздел по математике. Теперь вам необходимо заполнить интеллект-карту, чтобы показать свои знания и умения по изученному материалу.
Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.
В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Вопрос для всех:
1. Творчество и мастерство – одно и то же или нет?
Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.
Творческим может быть и молодой педагог, еще не мастер.
2. Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству?
Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия.
Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Источниками творчества могут быть:
• анализ учебно-воспитательного процесса в целом, выявление "узких мест" и "западающих" проблем;
• изучение опыта коллег;
• чтение научной литературы;
• картотека интересных фактов, высказываний;
• вопросы студентов, которые педагог записывает и анализирует;
• общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;
3. Какие условия нужны для того, что чтобы педагог развивался творчески?
Условия:
• нравственно - психологический климат коллектива;
• стимулирование к нестандартным решениям (поощрение этих решений, а не порицание и запугивание);
• обогащение общей культуры, кругозора, информативности;
• материальная обеспеченность, материальная база,
• проведение дискуссий, свобода критики (без угрозы увольнения);
• влияние личности руководителя (поддержка педагогов, умение как слышать, так и слушать членов коллектива)
• наличие свободного времени для пополнения интеллектуального и профессионального багажа (составление четкого расписания уроков без одиночных уроков и окон для учителей).
Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:
- точность во всем со стороны администрации и коллектива в целом;
- дисциплина всех участников образовательного процесса (администрация, учителя, мастера и студенты;
- порядочность;
- вдохновение и свободное время (экскурсии, походы в музеи театры и т.д.);
- умение слушать критику (работа школьного психолога);
- внимание;
- воля;
- уверенность в собственных силах;
- способность доводить дело до конца;
- высокий общий уровень развития;
- знание своего дела.
Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Характеристика педагогов по уровню творческого потенциала:
С низким творческим потенциалом
Дисциплинированные, методически послушные.
С готовностью решают поставленные перед ними проблемы, но не ищут их.
Решают проблемы известными и уже апробированными способами.
Пунктуальны при выполнении рутинной работы, мелких операций.
Пользуются доверием коллектива только при стандартных условиях.
Возражают против сложившихся норм только при условии поддержки.
Подвержены сомнениям.
Бурно реагируют на критику.
Меняют свое мнение.
С высоким творческим потенциалом
Думают нестандартно, к решению подходят инвариантно.
Сами находят проблемы и пути их решения, ищут новые.
Смело используют различные методы.
Рутинную работу выполняют без желания, быстро перепоручают ее кому-либо другому.
Стремятся к лидерству.
Критически подходят к существующим нормам.
Не склонны к сомнениям.
Когда разрабатывают идеи, не заручаются поддержкой руководства.
Отстаивают свое мнение.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения, гибкого нестандартного мышления, умения направлять свою фантазию, творческие способности на решение разных задач.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, пусть эти «сердечки» добавят в вашу жизнь здоровья, счастья и любви.
Список использованной литературы:
1. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию творческих способностей у старших дошкольников М-Просвещение,2001
2. Дж.Родари грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. (Третий выпуск) Дрофа,2007
3. Левин В.А. Воспитание творчества. (пятое издание) Знание,2010.
4. Ушакова О.С. Словестное творчество дошкольников. Феникс,2010
5. Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2000.
6. Святкова О. Развиваем творческие способности/ [рисунки]- М.: Изд-во Розовый слон, 2002. – 10 с.
7. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.
|
Категория: Блоги | Добавил: almagul_pl3
|
Просмотров: 299 | Загрузок: 9
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|