Добрый день, уважаемые коллеги!
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, говорится о поиске и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования, а значит применение в образовательном процессе ДОО таких средств, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе виртуальную экскурсию.
Виртуальная экскурсия - это одна из форм обучения в образовательном учреждении, отличающаяся от обычной экскурсии виртуальным показом в действительности существующих объектов.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Преимущества перед традиционными экскурсиями:
1. Погодные условия не могут препятствовать в осуществлении поставленной цели и проведению экскурсию по определённой тематике.
2. Виртуальные экскурсии не имеют границ, не выходя из дошкольного учреждения можно познакомиться с объектами, находящиеся за его пределами.
3. Доступность – ознакомление с достопримечательностями всего мира без затрат.
4. Возможность просмотра в любое удобное для образовательного процесса время.
5. Экскурсию можно много раз посмотреть.
По форме и содержанию виртуальные экскурсии различают:
– фотопутешествие (в презентации или слайд-шоу какой либо герой знакомит детей с объектами и явлениями природы). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
– видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.
Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:
1. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
2. Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Пожарная часть», «Почта», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?» и т. д.);
3. Интерактивное общение с помощью программы Skype позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!», сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.
При проведении виртуальной экскурсии информация может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.
Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.
Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует длительной предварительной подготовки. В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата, это:
1. определение цели и задач экскурсии;
2. выбор темы;
3. отбор литературы и составление библиографии;
4. определение источников экскурсионного материала;
5. отбор и изучение экскурсионных объектов;
6. сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,
7. составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
8. подготовка текста экскурсии;
9. определение техники ведения виртуальной экскурсии;
10. показ экскурсии.
При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторые моменты:
1. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечения зрительной основы для раскрытия темы.
2. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
3. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для использования рассказ.
4. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.
Поэтому использование в дошкольном учреждении виртуальные экскурсии, является эффективным средством развития познавательных интересов современных дошкольников, расширение кругозора, этим обогатить игровые действия детей в сюжетно-ролевых играх.
Виртуальная экскурсия может положительно повлиять на содержание детских игр, на сюжет игры, на характер игровой роли, характер игровых действий, отношение к правилам, на способы построения игры и т.д.
В своей группе мы решили познакомить детей с историей создания почты.
Цель: познакомить детей с историей создания почтовой службы.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с историей писем, их формой в разные времена и способах транспортировки почтовых отправлений; познакомить с видом транспорта, который может использоваться и использовался для перевозки почтовых отправлений.
Развивающие: Развивать у детей смекалку, зрительную память, логическое мышление; развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать.
Воспитательные: Воспитывать желание познавать новое, интересоваться историей возникновения интересующего предмета или явления; воспитывать интерес к профессиям взрослых людей, и понимание значимости труда.
Тема: «Истории почты»
Отбор литературы и составление библиографии: придерживались образовательной программы старшей группы.
Определение источников экскурсионного материала: хронологический и тематический. Фото фрагменты мы отбирали из виртуальной сети Интернет. Все материалы соответствуют разработанной нами программе знаний.
Отбор и изучение экскурсионных объектов: «История почты». Она состояла из хронолоических иллюстраций. Просмотрев виртуальную экскурсию, мы провели с детьми обобщающую беседу. Вопросы: Как же древние люди обменивались новостями? Как люди общались в древности? На чём писали первые письма? Где была изобретена первая бумага? Как работала первая специальная служба? С помощью чего переправляли почту? Как использовались голуби в почте? Каково значение почты в наше время? При правильном ответе на вопросы, картинка появляется на слайде. В середине экскурсии мы провели физминутку «Почтальон». Время показа экскурсии: 25мин.
Таким образом, мы предполагаем, что разработанная нами виртуальная экскурсия «Истрия почты» с подобранными методами и приемами позволит познакомить детей с историей почты.
Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними.
Таким образом, любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нём такого качества, как креативность. Подготовка и проведение виртуальных экскурсии для дошкольников, использование медиаматериалов успешно ведет к повышению компетентности педагогов ДОУ.
|