Содержание
1 Введение
2. Актуальность
3 Цели, задачи проекта
4. Методы и формы работы
5. Ожидаемый результат
6. Этапы реализации проекта
7 План мероприятий
8. Выводы
9. Литература
10 Приложение
Паспорт проекта
Автор проекта Лобанова Елена Викторовна
Название проекта « Семья - это маленький мир, созданный любовью»
Тип проекта Познавательно - творческий
Участники проекта Дети, воспитатели, родители
Возраст участников Воспитанники 6-7лет
Форма работы Групповая
Продолжительность проекта Краткосрочный
Направленность Познавательно – творческий, практико - ориентированный
Проблема К сожалению, в настоящее время у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Мы, взрослые педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.
Цель Воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, развитие партнерских отношений в семье.
Задачи для детей
образовательные:
-обобщить и расширить знания детей о семье и семейных традициях;
-сформировать устойчивый интерес к познанию семейных ценностей;
личностные:
-развивать знания детей о существующих семейных традициях.
-развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
метапредметные: воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким, к труду и занятиям членов семьи
для родителей:
-привлечь родителей к обогащению ППРС группы иллюстрациями, фотографиями на тему «Моя семья»;
- показать родителям возможность использования разных видов деятельности для развития детей.
Введение
Дети должны жить в мире красоты, игры и сказки.
Это все им дает семья.
Семья — самое главное в жизни человека. В семье можно найти любовь и поддержку, а также поделиться своей любовью и кого-то поддержать. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то на чём строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Поэтому сейчас нужно нынешнему поколению максимально приложить все усилия, чтобы сохранить ценности семейных отношений. Ведь семья – это важная часть жизни каждого человека.
Актуальность
Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. К сожалению, в настоящее время у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «« Семья - это маленький мир, созданный любовью» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Мы, взрослые педагоги и родители должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.
Цели и задачи проекта
Цель:
воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, развитие партнерских отношений в семье.
Задачи
для детей
образовательные:
-обобщить и расширить знания детей о семье и семейных традициях;
-сформировать устойчивый интерес к познанию семейных ценностей;
личностные:
-развивать знания детей о существующих семейных традициях.
-развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
метапредметные:
воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким, к труду и занятиям членов семьи.
Для родителей:
-привлечь родителей к обогащению группы иллюстрациями, фотографиями на тему «Моя семья»;
- показать родителям возможность использования разных видов деятельности для развития детей.
Методы и формы работы
-практические (игры, загадки, акции, проекты)
-наглядные (иллюстрации, плакаты и т. д.)
-словесные (художественное чтение, беседы)
-использование ИКТ;
-методы проблемной постановки вопроса;
-метод педагогической рефлексии;
-метод анализа;
-игровое моделирование.
Используемые формы работы:
-познавательные занятия;
-дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные;
-наблюдение;
-чтение литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
-музыкальные и спортивные развлечения.
Ожидаемый результат
- знание детьми информации о своей семье, о её членах;
- понимание детьми значимости семьи в их жизни;
- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи;
- оптимизация сотрудничества с родителями.
-создание альбома «Моя семья» совместно с родителями.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с 22.01.24г. по 01.02.24г.
1 этап. Подготовительный:
- определение проблемы, цели и задач;
-создание условий для самостоятельной деятельности детей
- разработка перспективного плана;
- подбор игр и оборудования;
- обогащения развивающей среды группы;
- повышение компетентности родителей по вопросам, касающимся
ответственности за свою семью, переосмыслению жизненных ценностей и некоторых моментов в воспитании детей.
2 этап. Основной:
-реализация перспективного плана;
-консультации для родителей;
- беседы с детьми;
- сюжетно - ролевые игры;
- дидактические игры; - показ презентации «Семья»;
- выставка детских рисунков "Я и моя семья";
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов.
3 этап - заключительный этап:
- оформление альбома «Я и моя семья»;
- презентация проекта «« Семья - это маленький мир, созданный любовью».
2.Перспективный план реализации проекта
для детей 6 -7 лет
Форма Тема Содержание Организация работы Работа с родителями
Понедельник 22.01.24г.
Познавательные беседы, игровые ситуации «Я и моя семья» Довести до сознания детей, что семья – это люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Рассматривание плакатов, фото.
Д.И «Собери картинку».
Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» Анкета
«Знаете ли вы своего ребенка».
Вторник 23.01.24г.
Беседа,
Рассматривание иллюстраций, составление рассказов по фото. «На что похожи наши семьи»
Развивать партнерские отношения с семьёй. Обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь. Конкурс рисунков «Моя счастливая семья», Д.И «Чем я помогу маме и папе» Ширма
«Семья – мир созданный любовью».
Среда 24.01.24 г.
Беседа,
игра - беседа, рассматривание сюжетных картинок, моделирование ситуаций и обыгрывание их. «Семья и семейные ценности»
Определит, что является основой семьи. Выяснить о каких семейных ценностях дети имеют представление Д. игра «Семейный ужин».
Просмотр презентации. Консультация
«Воспитание в семье».
Четверг 25.01.24г.
Изготовление фото – альбома. «Наш семейный альбом» Формировать у дошкольников представление о семье своём месте в ней. Рассматривание фото - альбома «Семья и я».
- Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Гуси-лебеди».
Пятница 26.01.24г.
Беседа, составление рассказов по картинкам, фото.
«Мое семейное генеалогическое древо» - Формировать у детей представление о семье, родословной, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях. Выставка рисунков «Познакомься с моей семьей».
Просмотр мультфильма:
«Мама для мамонтёнка»
Памятка для родителей «Как создать генеалогическое древо». Составление рассказа о своей семье совместно с детьми. Выставка « Генеалогическое древо моей семьи»
Понедельник 29.01.24г.
Беседа. Чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций. «Семейные увлечения» - Формирование у детей первоначальных представлений о семейных ценностях, увлечениях семьи.
- Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. С.р игра «Семья», Д.и «Как мы помогаем родным», «Что нужно для работы». Теоретическое осведомление родителей по теме проекта: «Заповеди для родителей» «Совместные игры и увлечения дома».
Вторник 30.01.24г.
Составление рассказа по фото,
рассматривание иллюстраций
проигрывание проблемных ситуаций. «Дом, где я живу» Знакомство с пословицами, поговорками, загадками о доме и предметах домашнего быта. Уточнение домашнего адреса. Рассматривание фото, где изображен дом, в котором они живут. Привлечение родителей к пополнению материала для фото – альбома «Семья – это мой дом». попросить фото и изображением их дома.
Среда 31.01.24г.
Беседа, чтение художественной литературы, моделирование ситуаций и обыгрывание их. «Бабушкин сундучок, дедушкины руки» Воспитание чувства привязанности и любви к своим родным. Чтение художественной литературы:
«Бабушка отдыхает» В. Сухомлинский. «Про бабушек» И. Гурина.
Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке» Круглый стол « Моя семья – это…..»
Четверг 01.02.24г.
Праздник «Цветок семейного счастья». Создать эмоционально благополучную атмосферу дома, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Выставка рисунков
«Семья – самое важное в жизни».
С. р. игра «Встречаем гостей. Изготовление угощений своими руками.
Выставка древ «Моя родословная»
Вывод:
Я считаю, что в целом проект с детьми и родителями, имеет прогрессивный характер. В проделанной работе есть положительные результаты.
За время реализации проекта «Семья - это маленький мир, созданный любовью» уровень знаний детей о семье значительно повысился, у детей возрастала исследовательская активность, желание принести и показать что-нибудь о своей семье. И количество участников возросло вдвое, как среди детей, так и среди родителей. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско – родительских отношений. Расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, духовно – нравственному развитию.
Литература:
1. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Зверева О.Х., Кротова Т.В., - М, ТЦ Сфера, 2005.
2.«Мой дом моя семья» Серия «Познание окружающего мира»
для детей, Издательство «Школьная книга», 2018г.
3.«Детский сад и семья. Методика работы с родителями, Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А Кудрявцева 2019г.
4. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г.
5.Инновационые формы взаимодействия Доу с семьей Н.М. Сертакова, Издательство «Учитель» 2015г.
Для детей
-Агния Барто «Младший брат»
-Татьяна Агибалова «В семейном кругу», «Что может быть семьи доже»
-Е. А. Благинина «Научу обуваться и брата
-«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- «Гуси-лебеди»
-«Синяя чашка» М. Матвеева
-«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
-«Цветик-семицветик» В. Катаев
-«Косточка» К. Ушинский
-«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
-«Похищенное имя» Шорыгина Т. А.
Приложение 1
Анкета для родителей "Знаете ли вы своего ребенка?"
Уважаемые родители! С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания и развития вашего ребенка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.
Заполняет анкету: мама; папа; другой член семьи _______________________________________________________ .
Возраст ребенка (полный) ________________________________________________ .
С кем живет ребенок? (состав семьи) ______________________________________
Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания?
Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? ___________
Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения?
Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, ДР-)? ____________________________________________________________ Нравится ли вашему ребенку: рисовать; заниматься физической культурой; петь, музицировать; играть в подвижные игры; слушать рассказы, сказки; выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми; играть вместе с другими детьми; убирать игрушки; ходить на прогулку; наблюдать за растениями, животными, насекомыми; ходить в магазин за продуктами; участвовать в драматизациях, публичных выступлениях. Есть ли у ребенка любимые игрушки?
Какие? ______________________________
Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки?______________
Вы играете вместе с ребенком? ~ __________________________________________
В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои? Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома?
Какие? ______________
Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни? ____________________
Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что? _______________________________
Как часто вы наказываете ребенка? За что? ________________________________
Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать? ___________
Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят?______________________
Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? __________________________________
Вы считаете своего ребенка способным? ___________________________________
Какие именно способности он проявляет? __________________________________
Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? __________________ Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? ________________ Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка? ________________ Помощь каких специалистов дошкольной образовательной организации вы хотели бы получить: воспитателя; учителя-логопеда; музыкального руководителя; инструктора по физической культуре; другого специалиста (указать) _______ ___________________________________
Приложение 2
Тема беседы «Семья»
Цель: формирование представления о семье, как об источнике счастья и самой большой ценности в жизни каждого человека.
Задачи:
-расширять представления детей о семье и взаимоотношениях в ней.
- учить детей любить своих родителей такими, какие они есть.
В: ребята, возьмитесь крепко за руки и посмотрели друг на друга в глаза, а теперь улыбнулись, подарили свою красивую улыбку друг другу.
Послушайте историю, которую я вам расскажу.
Давным – давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной,- предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
- Послушай! – сказал старик. Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а внуки мои будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
- Сегодня мы поговорим о самом дорогом, о самом главном, что есть у человека – о его семье.
В: ребята, а как вы думаете, что оно означает слово семья? Какая ваша семья
Ответы детей.
В: Какая ваша семья?
Ответы детей (большая, дружная, заботливая, веселая, хорошая…).
В: правильно, ребята. «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы». «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят »
В: предлагаю поиграть в интересную в игру «Кто, что делает в семье». Я бросаю вам мячик и задаю вопрос: например: «Что делает мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?», а вы подбираете подходящие слова; (гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги, читает, смотрит телевизор и т. д.).
- Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья необходима каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге.
В: А сейчас я, предлагаю вам пофантазировать на тему «Дети остались одни дома на несколько дней».
(выслушиваются предположения нескольких детей, делается вывод, что детям одним дома прожить без родителей будет совсем невозможно, так как они не смогут приготовить себе еду, их могут подстерегать опасности, они могут заболеть и некому будет о них позаботиться и т.п.)
В: чтобы, в семье был лад, нужно заботится о близких людях, быть внимательными, ласковыми, добрыми, уверенным в себе, любить свою семью. Нельзя: огорчать, ругаться, предавать, грубить, повышать голос, быть агрессивным, выплёскивать на других свой гнев, обиду, бездельничать, когда взрослые трудятся.
Предлагаю закончить пословицу о семье:
Где ,любовь да совет, там и горя … (нет)
Где, мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте).
В: Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужна каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге.
В: ребята, я предлагаю вам, нарисовать свою семью, а потом мы сделаем выставку рисунков «Моя семья».
Тема беседы «Семья. Генеалогическое древо»
Цель: продолжать знакомить с историей семьи, традициями семей.
Задачи:
-закреплять у детей понятия семья “родословная” и “генеалогическое древо”;
-расширять представления о семье, знания о своих близких родственниках;
-формировать чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «род», “родители”.
В: ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за ручки.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся.
Улыбнемся ,подмигнем
И работать мы начнем.
(Дети садятся на стулья).
Давайте послушаем песню и скажем о чем она?
(Песня “Что такое семья?”, слова и музыка Е. Гомоновой)
Ответы детей.
В: правильно, ребята. В песне поется о семье. Послушайте стихотворение.
Семья моя – мое богатство
Любовь, защита, нежность, братство.
Здесь ценят нежность и уют,
Здесь никогда не предадут.
Все вместе праздники встречают,
Да и по будням не скучают.
И твердо знаю я, друзья,
Что в жизни главное – семья!
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите;
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья,
Какая хорошая наша семья!
В: а, как вы думаете, что такое семья?
Ответы детей.
В: Ребята, как называют одним словом всех членов семьи?
(Ответы детей).
- В: всех членов семьи называют родственниками.
Слово “род” означает “одна большая семья”. Родственники - это люди родные друг другу: мамы, папы, бабушки., дедушки, братья, сёстры.
В: - я предлагаю вам поиграть. Послушайте внимательно задание. Вам необходимо определить, кто из этих людей не является родственником:
- Мама, соседка, бабушка, сестра.
- Бабушка, подруга, сестра, мама.
- Сестра, продавец, бабушка, брат.
- Дворник, брат, папа, дедушка.
В: В дружной семье все друг друга любят, уважают, понимают. Мы поиграем в игру “Правильный и неправильный поступок” (дети встают).
- Возьмите карточки. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх “солнышко” и улыбнитесь, а если это плохой поступок - поднимите “тучку” и мимикой изобразите грусть.
• Сынок помог маме вымыть посуду.
• Девочка порвала книжку.
• Дети не убрали за собой игрушки.
• Внучка заботится о бабушке, которая заболела.
• Мальчик подрался с другом.
• Сынок поздравил папу с праздником.
В: Послушайте, какое замечательное стихотворение о семье.
Семья – это слово родное!
Сколько в нем света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все из заслуги, за все их дела!
Воспитатель: Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло и уютно. Каждый из вас возьмёт в руки фото своей семьи, и скажет: “Мне нравится, что в моей семье...” А что, вам нравится, вы расскажете.
Воспитатель: - Издавна на Руси семья почиталась, семью оберегали, с любовью и уважением относились к отцу и матери. Вот какими словами говорится об этом в мудрой книге Библии: “Чти отца твоего и матерь твою”.
О любви и почтении к своим родителям говорят многие пословицы и поговорки.
(Дети берут конверты и вместе с воспитателем читают пословицы).
1. Вся семья вместе, так и душа на месте.
2. При солнышке тепло, при матери добро.
3. Не нужен клад, коли в семье лад.
4. В хорошей семье хорошие дети растут.
В: - Ребята, а сейчас я приглашаю вас пройти в наш парк, но он необычный. (Под спокойную музыку дети подходят к деревьям).
- Кто догадался, чем он необычен. ( В парке растут деревья, которые мы рисовали дома вместе с родителями).
- Кто знает, как по-другому называются эти деревья? (“Родовые” или генеалогические древа).
- Это ваша родословная, которая рассказывает историю вашей семьи. Посмотрите, какие у вас получились красивые древа, при их оформлении вы проявили творчество и фантазию. Сразу видно, как вы любите своих родных.
- А теперь покажите свое родовое древо и расскажите о своей семье.( Рассказы детей о своем генеалогическом древе).
Пожелания детей своей семье.
- (Я хочу, чтобы моя семья была дружная (весёлая, здоровая, счастливая, добрая, крепкая, ласковая).
В: ребята, мы с вами ходим в одну группу. Как вы считаете, все вместе мы являемся семьей?
Ответы детей.
В: детский сад – это ваш второй дом. У нашей группы есть своё родное дерево – дерево дружбы и согласия. Мы, воспитатели, как лучики солнышка, вас очень любим и согреваем своим теплом. (На стенде наше дерево, давайте прикрепим свои фотографии).
(Дети прикрепляют на стенд свои фотографии).
В: Семья – частичка нашей Родины. Родина начинается на пороге твоего дома, она огромна и прекрасна. У каждого Родина одна, как мама. Мы гордимся своей Россией!
- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на занятии?
- Кто является вашими родственниками?
- Как надо относиться к родителям, бабушкам, дедушкам?
- Вам было интересно изучить свои корни?
- Возникло ли у вас желание начать составлять родословную своей семьи?
В: какая у нас дружная, хорошая семья.
Приложение 3
Конспект занятия «Моя семья»
Цель: формирование у детей правильного представления о семье.
Задачи:
1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
2. Вызвать желание рассказывать о своей семье;
3. Воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения к членам семьи;
4.Активизировать словарный запас детей по теме «Моя семья»;
Предварительная работа:
1.Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2.Рассматривание семейных фотографий.
3.Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
4.Чтение стихов и рассказов о семье.
Материал: фото семей воспитанников, стихи о семье, проектор, мультфильм «Мама для мамонтенка», цветы.
Ход НОД
В: ребята, отгадайте, загадки и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо: —
Всех милее наша…мама.
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно …папа.
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… бабушка.
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый…дед.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… семья.
Правильно! Мы поговорим сегодня о семье.
В: Ребята, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети: семья.
В: посмотрите фото, узнали ли вы кого-нибудь на этих фотографиях? Да, это я. Вы узнали меня. А этих людей вы не знаете? Конечно, нет. Эти люди вам не знакомы, для вас это чужие люди. Но не для меня. Для меня это самые дорогие люди. Это члены моей семьи. Это наша большая и дружная семья. Ребята, я не зря поместила фотографии на домике.
Ребята, как вы понимаете, что такое семья? Семья – это дом. Семья – это мир, где любовь, дружба и забота.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр.
Это наши родственники, родня.
В: все ли семьи одинаковые или разные?
Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
В: Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?
(Ответы детей.)
В: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.
В: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести небольшую разминку.
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.).
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
В: Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не огорчать своих близких и дорогих.
Д/и «Радость и печаль»
В: я, буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте смайлик веселый – правильный поступок, грустный – неправильный поступок.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой;
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Разбили чашку;
- Помогли маме с уборкой…
Дидактическая игра «Собери цепочку»
В: сейчас я, предлагаю поиграть в игру «Собери цепочку». Для этого надо пройти к столу, где лежат конверты с картинками. Вам, ребята, надо будет выложить эти картинки от самого маленького человечка к самому старому.
1.- Младенец - девочка - дошкольница - школьница - студентка - мама - бабушка;
2.- Младенец - мальчик - дошкольник - школьник - студент - папа - дедушка.(После завершения, остальные ребята подходят к столу и проверяют правильность составленной цепочки. Дети высказывают свое мнение).
В: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.
(Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на фотографии; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на фотографии; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)
В: Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?
Дети: Радость, хорошее настроение, любовь.
В: Почему?
Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.
Дидактическая игра с мячом «Скажи ласково».
В: в семье все любят друг друга и говорят ласковые слова. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково». Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково (стоя около своих стульчиков)
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка, сестричка
Брат – братишка, братик
Внук – внучок, внучек
Внучка – внученька
В: О, чём мы сегодня говорили? (О семье). Кого мы называем близкими родственниками? (Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр).
Давайте сейчас каждый из вас возьмет цветок, скажет какая у него семья и поставит его в вазу. (Дети берут по одному цветочку, дают название своей семье и кладут цветок в вазу)
В: какие красивыми словами мы назвали свою семью и собрали букет красивых слов
В: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.
В: ну, а сейчас мы посмотрим мультфильм « Мама для мамонтенка».
Приложение 4
Пословицы и поговорки о семье
***
В недружной семье добра не бывает.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме -пусто.
В семье согласно, так и дело идет прекрасно.
Все равные детки-что пареньки, что девки.
В родной семье и каша гуще.
В своей семье не велик расчет.
В своем доме и стены помогают.
В семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома лучше.
***
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
Мать всякому делу голова.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мать приветная - ограда каменная.
Мир в семье на любви одной держится.
Не нужен и клад, когда в семье лад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Не прячь свои неудачи от родителей.
Не та мать, что родила, а та, что выходила.
Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.
Нет добра, коли меж своими вражда.
Нет друга супротив родного брата.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка.
Не хвались отцом, хвались сыном молодцом.
Отец наказывает, отец и хвалит.
Отца с матерью почитать - горя не знать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.
Птица рада весне, а дитя матери.
Родителей своих чти - не собьёшься с истинного пути.
Родители могут обойтись без детей, а вот дети без родителей обойтись не могут.
Родители трудолюбивы - и дети не ленивы.
Свои люди - сочтёмся.
Свой дом - не чужой: из него не уйдёшь.
Свой своему не враг.
Своя ноша не тянет, свой дым глаза не ест.
Семейное согласие всего дороже.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семьёй дорожить - счастливым быть.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семья в куче, не страшна и туча.
Семья - опора счастья.
Семья крепка ладом.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Сердце матери греет лучше солнца.
Сердце матери отходчиво.
Сестра с сестрою, как река.
Приложение 5
Д.и «Моя семья - самая…»
Задачи: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;
продолжать учить детей проводить аналитико-синтезирующую работу.
Ход игры: дети поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы: Какая у тебя семья?
-Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная), потому, что…
Д.и «Открой окно, которое назову».
Цель: решение проблемных ситуаций с использованием дидактического полотна.
• Кто кому в семье приходится?
• Кто, что делает по дому?
• Кто старше, кто моложе и почему?
• Обязанности мужчин и женщин в семье?
• Что по дому может делать мама (папа), бабушка (дедушка), дочь (сын) и почему?
• Кого в семье мы можем назвать пожилыми и молодыми людьми и почему?
• Кто в семье главнее мама или папа и почему?
• Что такое семья?
• Что значит дружба, любовь к близким, родному дому.
• Кто бабушка для твоего папы?
• Кто дедушка для твоего папы?
• Кто дедушка и бабушка для твоего папы?
Игровые правила.
-Действовать по сигналу воспитателя;
-соблюдать очередность, выдержку;
-соблюдать партнерские отношения, работая в парах.
Д.и «Кто живет в квартире».
Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; учить отвечать на вопросы полным предложением.
Ход игры: дети подбирают к контурным изображениям членов семьи цветные изображения, условно обозначающие членов семьи.
Вопрос: - Объясни, почему ты так думаешь?
Д.и «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».
Задачи: совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану (алгоритму, мнемотехнике);
активизировать в речи детей употребление слов и действий по теме «Семья»: младенец- растет, развивается; подросток- растет, учится; юноша (девушка) – взрослеет, учится, работает; взрослые люди: папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей; пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.
Закрепить умение детей согласовывать окончания прилагательных с существительными.
Ход игры
На полотне в окошках выложены разные поколения семьи.
- На каждом этапе жизни человека происходят разные изменения, назовите их. Ребенку необходимо рассказать, кто это и почему.
• Младенец- растет, развивается;
• Подросток- растет, учится;
• Юноша (девушка) – взрослеют, учатся, работают;
• Папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей;
• Пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) – помогают заботиться о внуках.
Д.И«Ласковое слово».
Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама – мамочка, папа – папочка т.д.
Д.и «Волшебный цветок»
« Как я дома помогаю?»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры: дети, по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
Д.и «Волшебный цветок»
« Кто я в семье?»
Цели: формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра ( в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.)
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своему папе, своей бабушке)? и т. д.
Д.и «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»
Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.
Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д.
После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:
-Чем похожи наши мамы (папы)?
-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?
-Какие внешние признаки их объединяют?
-Какие качества присущи всем мамам (папам)?
-Кем вы будете, когда вырастете?
Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них
Приложение 6
Приложение 7
Презентация «О семье детям»
Слайд 1
Семья – это важно!
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Это моя семья
Слайд 5
В нашей семье есть домашние питомцы. Мы их очень любим.
Слайд 6
Мы гуляем, отдыхаем, познаем мир. Мы дружная семья. Мы счастливая семья.
Слайд 7
Семья – это солнышко, которое состоит из лучиков любви, заботы, понимания, уважения.
Слайд 8
Генеалогическое древо. Как не знать свою родословную.
Слайд 9
Моя семья – это мир, созданный любовь!
Слайд 10
|