Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Шестиугольное обучение как один из приемов развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

13.05.2020, 08:15
Пыряева Анастасия Сергеевна
учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" с.Кинель-Черкассы
Методическая идея
«Шестиугольное обучение как один из приемов развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе»


Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
1. Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
2. Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
3. Основные признаки функционально грамотной личности: человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:
-знания сведений, правил, принципов;
- усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру;
-решать конфликты, работать с информацией;
-вести деловую переписку;
-готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
-принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;
-повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности младших школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии.
Ученик должен быть вовлечён в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать.
Педагог должен составляя урок, подобрать методы и приёмы работы, пробуждающие в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать имеющиеся знания, предоставить условия для осмысления нового материала.

Одним из приемов развития функциональной грамотности младших школьников является шестиугольное обучение, который я использую на своих уроках.
Метод шестигранного (шестиугольного) обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании и практически не распространен в России. А ведь этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.

В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов).
Форма шестиугольника выбрана не случайно: благодаря большому количеству граней учащиеся могут проявить творческие способности при работе с ними. Когда учитель даёт несколько шестиугольников детям, они собирают воедино шестигранники, выполняя при этом определённую задачу. Выбирается какая-либо тема, и составляются карточки, каждая из которых отражает один из аспектов темы урока. [3] Шестиугольники соединяются друг с другом определёнными понятиями или событиями, и учащимся необходимо установить эти связи.
Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.
Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель.
Для этого следует:
- в первом окошке написать тему;
- во втором дать подробную инструкцию для учеников;
- в третьем записать ключевые слова для шестиугольников. Они пишутся в одну строчку. Каждая новая строчка — это новый шестиугольник.
После этого можно сохранить свою разработку
Можно распечатать гексы как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставит учитель.
На этом возможности сайта не исчерпаны. Учитель может сгенерировать любую тему и предложить учащимся прямо на сайте заняться обработкой и классификацией предложенного материала. Ячейки передвигаются с помощью мыши, можно менять их цвет и удалять лишние соты.

Существует множество вариантов использования данного приема:
1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.

Пример использования данного варианта: Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»
Этап урока: закрепление изученного материала
-Откройте учебники на стр. 34 №2,прочитайте задачу. Найдите задачу на гексах.
-О каких величинах говорится в задаче?
-Что называют ценой, стоимостью?
-Как находим стоимость?
-Как находим цену?
-Как находим количество?
-Найдите решение задачи.
-Найдите ответ.
Найдите следующую задачу: За 3 одинаковые открытки заплатили 15 руб. Сколько стоит одна открытка?
-Какая величина неизвестна? Как найти?
-Найдите решение, ответ?
Разбор 2х других задач по образцу

2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
Пример использования данного варианта: Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина» 3 класс Литературное чтение, УМК «Школа России»
Работа по теме урока(Чтение текста об А.С. Пушкине)
(Текст на с.84-85 читают хорошо читающие ученики)
-О каком писателе говорится в тексте?
-Когда родился А.С. Пушкин?
-Город, в котором родился поэт?
-Что значит предложение « Пушкин вошел в жизнь празднично»?
-На каком языке говорили в семье Пушкина?
-Когда А.Пушкин начал сочинять стихи?
-Кто учил его писать по-русски?
-Кто ему рассказывал сказки?

3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.

4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

Пример использования данного варианта: Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Части речи» Русский язык 3 класс, УМК «Школа России»
Самоопределение к деятельности
-Прочитайте слова: птица, рисует, желтая, огромный, ветер, учила.
-На какие группы их можно разделить?
-Что обозначают слова в первой группе? На какие вопросы отвечают?
-Как называется эта часть речи?
-Что обозначают слова во второй группе?
-На какие вопросы отвечают?
-Как называется эта часть речи?
-Что обозначают слова в третьей группе?
-На какие вопросы отвечают?
-Как называется эта часть речи?
-В какую группу можно отнести слова под, за, у? Почему?
-К какой части речи относятся эти слова?
-Сформулируйте тему урока

5. Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.

6. Составить по гексу рассказ и др. варианты

В процессе работы дети, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, учащиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы.

Систематическое применение на практике технологии шестиугольного обучения позволит развить у учащихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности.
Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.


Категория: Блоги | Добавил: pyryaeva94
Просмотров: 2446 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог