Воспитатель, ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина С.Е.»
Содержание
I. Введение………………………………………………...............................................................……..3
II. Глава 1. Этапы выполнения работы и анализ результатов социологического опроса………………………….....….....................................................................................………..5
1.1. Этапы выполнения работы………........................................................………………………...5
1.2. Анализ результатов………………….........................................................………………….......5
Глава 2. Государственные символы Росси………………..............................................…........….6
2.1. Герб России…………………….………………......................................................................…..6
2.2. Флаг России ……………….………………………...........................................................……....7
2.3. Гимн России….……………….................................................................................……………8
III. Заключение…………...........……..............................................................…………………….....9
IV. Список источников и литературы…………...........................................…………………….....10
I. Введение.
Российская государственная символика относится к числу тех проблем, которые еще не так давно казались малозначащими и не вызывали особого интереса у историков. Теперь же, с официальным восстановлением национальных символов России, новые поколения профессионалов и просто любознательных людей все чаще обращаются к истории давно забытых, низвергнутых эмблем и символов. Большой интерес к национальной символике проявляют и представители самых широких слоев общества.
Изучение причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюции помогает не только всесторонне представить ход исторического процесса, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, вплотную подойти к изучению социальной психологии русского общества, его менталитета - вопросам недостаточно изученным и актуальным. Обращение к этой теме, безусловно, имеет также громадное воспитательное значение. Для любого современного государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Подобное триединство сложилось в мировой практике и законодательно оформилось в XIX веке (однако это не означает, что государственных гербов или флагов ранее не существовало). Данная работа рассматривает государственные символы России (герб, флаг, гимн), их становление, изменение, связь с аналогичными символами других государств. В России период утверждения государственной символики был весьма длительным. При великом князе Иване III средневековая Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Петр Великий закрепил за Россией трехцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая I. Все эти символы российской государственности выражали основные идеи и устремления не только самодержцев и высшего сословия, но и широких слоев российского общества.
Выдающийся русский философ А.Ф. Лосев писал, что символ есть "концентрированное зримое выражение основной идеи явления или понятия, основанное на структурном сходстве символа и этого явления или понятия". Эмблема - это тот же символ, но специального значения, точно фиксированный знак, условно принятый, но общепризнанный. К эмблемам Лосев относит и государственную символику.
Актуальность исследования. По нашему мнению, проблема незнания государственных символов и их истории актуальна в настоящее время. Информации о государственной символике достаточно много, мы можем часто увидеть или услышать о ней как по телевидению, так и на улицах родного города. В школах также немало внимания уделяется государственным символам России. Но всё равно не все могут описать Герб России, без запинки сказать о последовательности цветов Флага или даже вспомнить слова гимна. Что уж здесь говорить об истории государственных символов? Актуальность работы подтверждается результатами социологического опроса.
Целью исследовательской работы является выяснение уровня знаний о государственных символах России и сбор информации об их истории.
Задачи исследования:
1. Провести социологический опрос, проанализировать результаты и сделать выводы;
2. Изучить имеющуюся литературу по данной теме;
3. Пополнить свои знания об истории возникновения государственных символов.
Предмет исследования – государственная символика.
Объект исследования – Герб, Флаг и Гимн России.
Методы исследования. В работе применяются как теоретические (сравнение, классификация, систематизация, анализ, обобщение), так и практические (социологический опрос) методы исследования.
II. Глава 1. Этапы выполнения работы и анализ результатов
социологического опроса.
1.1. Этапы выполнения работы.
Исследование проводилось поэтапно:
- составление вопросов социологического опроса для выяснения уровня знаний о Государственных символах России;
- проведение социологического опроса среди учащихся ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина Сергея Евдовимовича» и жителей города Чистополя;
- обобщение результатов социологического опроса и их анализ, формулировка выводов;
- изучение литературы о Государственных символах России;
- отбор нужной информации о Государственных символах России.
1.2. Анализ результатов.
С целью выяснения уровня знаний о Государственности символах России был проведен социологический опрос (без вариантов ответов). Респондентами были 75 учащихся школы и жителей города.
Им были заданы следующие вопросы:
1. Сколько корон, описание щита на гербе России?
2. В каком порядке (сверху вниз) расположены цвета на флаге РТ?
3. Что символизируют цвета на государственном флаге России?
4. Назовите фамилию композитора гимна России?
5. Кто автор слов гимна России?
Из результатов видно, что все респонденты достаточно хорошо представляют себе герб и флаг России (90% и 95% соответственно), но плохо знают толкование цветов на государственном флаге России (всего
80% знают, что означают цвета). Интересна ситуация в отношении гимна. Опрашиваемые затруднялись отвечать кто композитор и автор слов гимна. Правильно ответили меньше половины (48% ).
Эти результаты в целом подтвердили нашу гипотезу о том, информационная осведомлённость о государственных символах невелика.
Глава 2. Государственные символы России 2.1. Герб России.
Герб - (польск. herb, от нем. еrbe - наследство), эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. История российского герба начинается с утверждения двуглавого орла в качестве государственной эмблемы Руси. Двуглавый орел - один из древнейших в истории человечества символов власти, верховенства, силы, мудрости. Знакомство Руси с двуглавым орлом восходит к XII-XIII векам (он встречается на декоративной плитке этого времени). Затем его изображение исчезает почти на три столетия и вновь возникает уже на государственной печати Ивана III, великого князя владимирского и московского, государя всея Руси. Печать двусторонняя, датируется 1497 годом. На одной стороне ее изображен всадник, поражающий копьем дракона, на другой - знаменитый двуглавый орел.
При выборе современного российского герба за основу был взят не последний герб Российской империи образца 1856 года, в котором слишком много "имперской" символики, не российский герб, утвержденный Временным правительством (с изображением двуглавого орла эпохи Ивана III), а тип герба, окончательно утвердившегося в XVII веке, после Смутного времени. Постараемся дать толкование государственного герба Российской Федерации с поправкой на нашу эпоху, современность. Как мы уже знаем, полностью соответствует исторической традиции использование на гербе золотого и красного цветов. Красный цвет традиционно толковался на Руси как энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество. Слово "красный" при этом тесно связывалось по своему смыслу со словами "красивый", "торжественный" (именно с этими значениями родственно название и Красной площади). Сочетание указанных цветов позволяет аргументировано возразить тем, кто голословно обвиняет российские власти в механическом "восстановлении имперской символики" (хотя, как известно, имперские цвета иные). Двуглавый орел был и остается символом власти, верховенства, силы, мудрости (власть должна быть твердой и мудрой). Три короны, возможно, и выглядят на современном гербе архаично, но отнюдь не являются символами монархии.
Таким образом, существующий ныне герб Российской Федерации не отражает каких-либо идеологических, классовых, религиозных, "имперских" устремлений. Он строго соответствует исторической традиции и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет Российского государства.
2.2. Флаг России.
Флаг государственный, официальный отличительный знак государства, описание которого устанавливается законом (как правило, конституцией). Является символом суверенитета государства.
Флаг (Flagge) - слово немецкого происхождения. Описание флага содержится в "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова: "Прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой".
5 ноября 1990 года правительство РСФСР приняло решение создать новую российскую символику. Известные события 19-21 августа 1991 года "подтолкнули" общественность и руководство России к принятию конкретных мер по возрождению национальных символов, в частности, российского трехцветного флага.21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: "Считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным национальным флагом Российской Федерации". Государственный же статус этот флаг приобрел после Указа Президента "О Государственном флаге Российской Федерации" от 11 декабря 1993 года. Отныне он символизирует уже не ту или иную нацию или народность, но политический институт - Российское государство, в котором существуют самые различные народности. В специальном Положении говорится, что "Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3". В целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам в августе 1994 года президентским Указом установлен праздник День Государственного флага Российской Федерации, который принято отмечать 22 августа.
2.3. Гимн России.
В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово "гимн" трактуется как. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. Вообще - хвалебная песня, музыкальное произведение. 11 декабря 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина утверждены Государственный гимн на основе мелодии "Патриотической песни" М.И. Глинки (слова, разумеется, были удалены) и Положение о Государственном гимне России. Однако гимн так остался полуофициальным, поскольку не был утвержден Государственной Думой. Такой ситуация оставалась вплоть до 2000 года.
С избранием в России нового президента, В.В. Путина, вопрос о гимне сдвинулся с мертвой точки. В обществе были сторонники, как музыки Глинки, так и вообще возвращения старого гимна СССР. В результате компромиссного решения новый гимн РФ должен исполняться на знакомую уже нам музыку А.В. Александрова. Текст гимна снова написал С.В. Михалков, слова стали иными. Гимн был утвержден 30 декабря 2000 года.
Согласно закону, гимн должен исполняться точно в соответствии с утвержденным текстом и музыкой. Он должен звучать в особо торжественных случая.
Россияне должны петь свой гимн, как поют свои национальные гимны народы многих стран, с воодушевлением, подъемом и гордостью за свою страну, народ, Отчизну.
III. Заключение
Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это - главные символы каждого государства, отражающие исторический процесс становления страны, национальные особенности, определяющие то, к чему в своей политике стремится государство, отличающие этого государство от всех остальных. В данной работе были рассмотрены основные этапы становления государственной символики России. Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Изучение возникновения государственной символики, её эволюции помогает всесторонне представить ход исторического процесса, приблизиться к пониманию мировоззрения людей прошедших веков, подойти к изучению социальной психологии русского общества. Особенно важным рассмотрение данного вопроса становится в свете того, что практически все современные символы РФ были признаны официально сравнительно недавно - в течение последних десятилетий. До этого существовал Советский Союз, составной частью которого была наша страна, он имел собственные государственные символы, свою отличающуюся от теперешней идеологию. Новой России потребовались новые символы, которые бы в полной мере отразили изменения, произошедшие в стране.
Данная работа дает достаточно полный материал для ознакомления с символами нашего государства, знание которых традиционно является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма и необходимым элементом знаний образованного человека. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение к отечественной истории. Все мы должны знать и почитать государственные символы нашей страны, поскольку они зримо воплощают прежде всего современную Россию, в которой мы живем.
IV. Список литературы
1.Романовский В.К. Очерки о символах российской государственности. Нижний Новгород. 1995.
2.Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн : (В помощь учителям начальных классов): материалы для проведения уроков, посвящённых государственной символике России/ сост. Т. В. Шепелева. - Волгоград : Учитель, 2007.
3.Государственная символика Российской Федерации: Конституция РФ, Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ. - М. : Экзамен, 2007.
4.Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу "Государственная символика".М. 2004
5. Большая Советская Энциклопедия (электронный вариант). 1970-1977.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.