Сегодня: 26.09.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Синтаксические связи слов в словосочетаниях

СКАЧАТЬ (36.1 Kb) 10.04.2022, 21:19
Хусаинова Разида Лукмановна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ "Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузмина С.Е "
Тема урока: «Синтаксические связи слов в  словосочетаниях».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи: 1. создать условия для ознакомления обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл) 2. Научить  определению вида подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании 3.Уметь составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать  словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи
внимания.

Планируемые результаты:
Личностные:
: проявлять  уважительное отношение к родному языку;  стремиться  к речевому самосовершенствованию;  понимать  определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; иметь  объемный словарный запас; усваивать  грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
· понимать многогранность и ценность русского языка;
· стремиться к речевому эталону;
Метапредметные:

· осуществлять самоконтроль;
· оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее
решения;

· проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и
осуществлять их экспериментальную проверку;

· читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также
самостоятельно находить ее в материалах учебников, словарях.

· уметь работать в парах, в группе;
· участвовать в общей беседе;
· задавать вопросы, отвечать на вопросы;
· формулировать собственные мысли.
Предметные:
- знать предмет изучения синтаксиса, з
нать строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Ресурсы урока
Учебно-методические: УМК:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс:

Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018.
орфоэпичесие
и орфографические словари, раздаточный материал – тексты, таблицы,
карточки, рисунки.

Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор,
презентация к уроку


Ход урока
Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке  мы говорили о словосочетаниях. О них мы сегодня продолжим  наш разговор. Тему и цель урока  вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу  с языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение.
Начнём наш урок с проверки знаний.( блиц-опрос)
Учитель: Что такое  словосочетание?
-Из чего состоит словосочетание?
-На какие виды делятся словосочетания в зависимости  от принадлежности главного к той или иной части речи? (На глагольные, именные, наречные)

I. Этап мотивации
Задание по группам: 1.Списать предложение, расставить знаки  препинания .2. сделать  синтаксический разбор 3. выписать словосочетания в соответствии с типом именное, глагольное, наречное(если такие есть)  (Задания выполняются у доски,   выходят учащиеся из каждой группы )
Ср..ди в..ликих из..бр..тений былых вр..мен ок..нчательно выд..ливших род лю..ской из пр..ниже..ного сост..яния  наибольш..ю роль с..грала у них пис..ме..ность.
-Каких словосочетаний нет в данном предложении?
Модель ответа  Среди  великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность
1 Великие изобретения, былых времен, род людской, приниженного состояния, наибольшую роль, выделивших род.-именные
2.Сыграла у них -глагольное
Учитель: Ребята, скажите,  зависят ли друг от друга слова  в данных словосочетаниях? (Зависят)
Учитель: Такая связь в словосочетаниях называется подчинительной.
-Проанализируйте, в каких словосочетаниях изменение формы главного слова сопровождается изменением всех форм зависимого слова, в каких зависимое слово употребляется в той падежной форме, которое требует главное ,а в каких зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
Модель ответа.
1Великие изобретения, былых времен, род людской, приниженного состояния, наибольшую роль, выделивших род - изменение формы главного слова сопровождается изменением всех форм зависимого слова.
2. Сыграла у них - зависимое слово употребляется в той падежной форме
3.Окончательно выделивших - зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

II. Формулирование темы и цели урока
Учитель: Какая связь  между словами? Подчинительная или сочинительная?

 Подчинительная связь в словосочетаниях выступает в виде согласования, управления, примыкани .
 Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О видах подчинительной связи словосочетаний)
- О согласовании, управлении, примыкании

Учитель: Какая цель нашего урока ?
Модель ответа: Познакомиться с видами подчинительной связи словосочетаний, научиться их отличать друг от друга.
Учитель: Мы с вами обсуждали задания ВПР. Лиза не смогла выполнить 11 задание. Сегодня мы научимся выполнять это задание. Поговорим о видах подчинительной связи словосочетаний.
Сформулируйте учебную задачу
Модель ответа: Познакомиться с видами подчинительной связи словосочетаний, научиться выполнять задания на определение видов подчинительной связи.
Учитель: Откройте п.11,стр.39 ,прочитайте правило, проведите наблюдение
Словарно-орфографическая работа

Согласование, примыкание, управление

III. Актуализация знаний учащихся
1. О чем говорится в каждом абзаце?
Модель ответа: О согласовании, управлении, примыкании.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы говорили о главных словах в словосочетании и о  видах словосочетаний в зависимости от главных слов.

 --По каким  словам  мы определяем вид подчинительных словосочетаний?  ( Мы определяем по зависимому слову).
 Модель ответа: Вид подчинительной связи словосочетаний зависит от зависимого слова
 Учитель: Придумайте и задайте вопросы по изученной теме и задайте эти вопросы любой группе
 -При каком виде связи зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, что и главное? ( Согласование)
-Какой частью речи является зависимое слово при управлении? (Существительным, местоимением)
-Зависимое слово присоединяется к главному по смыслу .Какой это вид связи?
- Что вы узнали о каждом виде связи?
Модель ответа: Согласование — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления в определённом падеже.
Примыкание — вид связи, при котором зависимое слово присоединяется к главному по смыслу.
Учитель: Послушайте грамматическую сказку. В стране «Синтаксис» жили слова. Это были счастливые слова, потому что не знали, что такое одиночество. Все они объединялись либо в словосочетания, либо в предложения. И хотя в стране сохранялись все права и свободы, однако одиноким словам жить  в ней было запрещено. По-разному складывались отношения этих слов друг с другом. В словосочетаниях, как правило, жили те, кто согласен был подчиняться другим. Поэтому и выделялись в них главное и зависимое слово.
По законам этой страны главное слово подает сигнал подчиненному, которое, выполняя команду, получает соответствующую форму в зависимости от своих морфологических возможностей.
Основные виды подчинения в стране «Синтаксис» тоже узаконены: это согласование, управление и примыкание Если слова живут в паре по типу « Согласование », то вся их жизнь – это игра «Делай, как я!». Вот главное слово (а это, как правило, имя существительное) приняло «исходную стойку», т.е. начальную форму (Им. п., ед. ч., определенного рода) и тут же такую же позицию спешит занять и зависимое слово. А что делать? Приходится подчиняться, ведь одиночек в «Синтаксисе» быть не должно!
Еще хуже, если слово попадает в словосочетания, где связь – «Управление». Ведь главное слово здесь полностью управляет зависимым, безоговорочно требуя от него определенного падежа.
А связью « Примыкание » разрешается жить только тем, кто не может изменяться. И примыкают обычно наречия и неопределенная форма глагола Готовимся сочинять Интересно учиться В словосочетаниях живут только добровольцы – сговорчивые слова, которые согласны командовать и подчиняться..
Учитель: Ребята, на что  мы должны опираться при определении вида подчинительной связи.
Модель ответа: Мы доказали, что  при определении вида подчинительной связи словосочетаний  мы опираемся на формы  зависимых слов

Групповое задание классу.  Составить алгоритм определения видов связи.
Алгоритм выполнения задания:
  1. прочитать словосочетания;
  2. найти главное слово в словосочетании, задать вопрос к зависимому слову;
  3. попробовать изменить форму зависимого слова;
  4. если зависимое слово – неизменяемая часть речи, формы не имеет, перед нами словосочетание с типом связи примыкание;
  5. если зависимое слово изменяется вместе с главным, перед нами словосочетание с типом связи – согласование;
  6. если зависимое слово продолжает оставаться в форме того же падежа при изменении формы главного слова, перед нами словосочетание с типом связи управление.
Учитель: А теперь по этому алгоритму ,комментируя, выполним упражнение частично упр. 64.К доске выходят учащиеся из каждой группы.
Модель ответа
Равнодушный человек-согласование, им.п. ,м.р , ед.ч,, пользоваться компьютером-управление, Т.п, обидел ненароком-примыкание, неизм. где-то растет(примыкание, неизм., успеет до рассвета-управление ,Р,П,, занимаюсь историей-управление, Т.п, собрался в лес-управление, В.П, инициатива прекращения-управление , Р.п.
Учитель: словосочетания требуют нормативного построения
На презентации вы видите словосочетания. Правильно ли они построены.
Молодая доцент, внимательная  доктор, белые  и зеленые шары, большой соня, талантливая врач, ужасный неряха .
Модель ответа

Молодая доцент. Доцент (какой?) молодая —
неправильно. Слово «доцент» мужского рода.
Правильно: молодой доцент.
Внимательная доктор. Доктор (какой?) внимательная — неправильно. Слово «доктор» мужского рода и с прилагательными женского рода не согласуется. Правильно: молодой доктор.
белые  и зеленые шары. Шары (какие?)
красные и зеленые — словосочетание построено
нормативно.
Большой соня. Соня (какой?) большой —
словосочетание построено нормативно, так как
слово соня общего рода и может согласовываться
с прилагательными как мужского, так и женского
рода.
Ужасный неряха. Неряха (какой?) ужасный —
словосочетание построено нормативно, так как
слово неряха общего рода и может согласовываться
с прилагательными как мужского, так и женского
рода.

Учитель: А теперь выполним задание из ВПР.
 Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
 1) Великих изобретений
2) Поднимался на высоту
3) Человечество доверило
4) Двигаться вперёд

 
Текст 2
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту…
(3)Книга — это кристаллический,   плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле . (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины,  способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся  подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность порабощения уничтожением библиотек, кострами из книг…
(6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
(7)Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля… (8)Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как избегать бездн и взбираться на вершины. (9)Словом, указать дорогу, если не к немеркнущему счастью, то хотя бы к устойчивому благополучию, может только книга.
(10)Книга — верный, бескорыстный друг. (11)Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.
(12)Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное наиболее полное завещание — книгу.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния. (14)Учитесь преданности книге, знанию.
Модель ответа
Подниматься на высоту (управление).
Великих изобретений (согласование).
Двигаться вперёд (примыкание).

 V. Сообщение учителя
– Ребята,   в экзаменационных тестах есть интересное задание – заменить словосочетание на синонимичное с другим видом связи. У вас на партах лежат листы – помощники, помогающие понять процесс выполнения такого задания. Изучите внимательно!
(На партах у учащихся лежит распечатанный листок – алгоритм выполнения задания)

VI. Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом-помощником
А) Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление
  • жалостно посмотрел –
  • смело спрыгнул –
  • устало шагал –
  • осторожно слез –
Б) Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание
  • говорил с тревогой –
  • ждал с напряжением –
  • охранял с заботой –
  • глядел со смущением –
В) Заменить данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управлении
  • бессонная ночь –
  • подземный переход –
  • алгебраическая задача –
  • школьный портфель –

Эталон
А) Посмотрел с жалостью, спрыгнул со смелостью, шагал с усталостью, слез с осторожностью;
Б) говорил тревожно, ждал напряженно, охранял заботливо, глядел смущенно;
В) ночь без сна, переход под землей, задача по алгебре , портфель для школы.
 5. Рефлексия
Учитель:  

- Что нового вы узнали на уроке?
- Назовите виды  связи слов в подчинительном словосочетании.

Выставление оценок
Домашнее задание: 1. § 11, стр.39 устно подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 45 учебника); упр. 70
2.Решить  11 задания ВПР в 5 вариантах(7-11)
3.Составить словарный диктант из 15 словосочетаний с разными видами подчинительной связи на тему «  Дистанционное обучение»
На доске нарисовано большое сердце.  Детям раздаются нарисованные
маленькие сердца. .Если урок понравился, они прикрепляют их на большой плакат с изображением сердца.
 

Категория: Блоги | Добавил: rezedalukmanovna
Просмотров: 146 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
III Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
IX Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
II Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
II Всероссийский творческий конкурс "Страна грибов и ягод"
VI Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
XI Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
X Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
XIX Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.09.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог