Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Синтаксические связи слов в словосочетаниях

СКАЧАТЬ (36.1 Kb) 10.04.2022, 21:19
Хусаинова Разида Лукмановна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ "Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузмина С.Е "
Тема урока: «Синтаксические связи слов в  словосочетаниях».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи: 1. создать условия для ознакомления обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл) 2. Научить  определению вида подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании 3.Уметь составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать  словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи
внимания.

Планируемые результаты:
Личностные:
: проявлять  уважительное отношение к родному языку;  стремиться  к речевому самосовершенствованию;  понимать  определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; иметь  объемный словарный запас; усваивать  грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
· понимать многогранность и ценность русского языка;
· стремиться к речевому эталону;
Метапредметные:

· осуществлять самоконтроль;
· оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее
решения;

· проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и
осуществлять их экспериментальную проверку;

· читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также
самостоятельно находить ее в материалах учебников, словарях.

· уметь работать в парах, в группе;
· участвовать в общей беседе;
· задавать вопросы, отвечать на вопросы;
· формулировать собственные мысли.
Предметные:
- знать предмет изучения синтаксиса, з
нать строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Ресурсы урока
Учебно-методические: УМК:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс:

Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018.
орфоэпичесие
и орфографические словари, раздаточный материал – тексты, таблицы,
карточки, рисунки.

Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор,
презентация к уроку


Ход урока
Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке  мы говорили о словосочетаниях. О них мы сегодня продолжим  наш разговор. Тему и цель урока  вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу  с языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение.
Начнём наш урок с проверки знаний.( блиц-опрос)
Учитель: Что такое  словосочетание?
-Из чего состоит словосочетание?
-На какие виды делятся словосочетания в зависимости  от принадлежности главного к той или иной части речи? (На глагольные, именные, наречные)

I. Этап мотивации
Задание по группам: 1.Списать предложение, расставить знаки  препинания .2. сделать  синтаксический разбор 3. выписать словосочетания в соответствии с типом именное, глагольное, наречное(если такие есть)  (Задания выполняются у доски,   выходят учащиеся из каждой группы )
Ср..ди в..ликих из..бр..тений былых вр..мен ок..нчательно выд..ливших род лю..ской из пр..ниже..ного сост..яния  наибольш..ю роль с..грала у них пис..ме..ность.
-Каких словосочетаний нет в данном предложении?
Модель ответа  Среди  великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность
1 Великие изобретения, былых времен, род людской, приниженного состояния, наибольшую роль, выделивших род.-именные
2.Сыграла у них -глагольное
Учитель: Ребята, скажите,  зависят ли друг от друга слова  в данных словосочетаниях? (Зависят)
Учитель: Такая связь в словосочетаниях называется подчинительной.
-Проанализируйте, в каких словосочетаниях изменение формы главного слова сопровождается изменением всех форм зависимого слова, в каких зависимое слово употребляется в той падежной форме, которое требует главное ,а в каких зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
Модель ответа.
1Великие изобретения, былых времен, род людской, приниженного состояния, наибольшую роль, выделивших род - изменение формы главного слова сопровождается изменением всех форм зависимого слова.
2. Сыграла у них - зависимое слово употребляется в той падежной форме
3.Окончательно выделивших - зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

II. Формулирование темы и цели урока
Учитель: Какая связь  между словами? Подчинительная или сочинительная?

 Подчинительная связь в словосочетаниях выступает в виде согласования, управления, примыкани .
 Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О видах подчинительной связи словосочетаний)
- О согласовании, управлении, примыкании

Учитель: Какая цель нашего урока ?
Модель ответа: Познакомиться с видами подчинительной связи словосочетаний, научиться их отличать друг от друга.
Учитель: Мы с вами обсуждали задания ВПР. Лиза не смогла выполнить 11 задание. Сегодня мы научимся выполнять это задание. Поговорим о видах подчинительной связи словосочетаний.
Сформулируйте учебную задачу
Модель ответа: Познакомиться с видами подчинительной связи словосочетаний, научиться выполнять задания на определение видов подчинительной связи.
Учитель: Откройте п.11,стр.39 ,прочитайте правило, проведите наблюдение
Словарно-орфографическая работа

Согласование, примыкание, управление

III. Актуализация знаний учащихся
1. О чем говорится в каждом абзаце?
Модель ответа: О согласовании, управлении, примыкании.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы говорили о главных словах в словосочетании и о  видах словосочетаний в зависимости от главных слов.

 --По каким  словам  мы определяем вид подчинительных словосочетаний?  ( Мы определяем по зависимому слову).
 Модель ответа: Вид подчинительной связи словосочетаний зависит от зависимого слова
 Учитель: Придумайте и задайте вопросы по изученной теме и задайте эти вопросы любой группе
 -При каком виде связи зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, что и главное? ( Согласование)
-Какой частью речи является зависимое слово при управлении? (Существительным, местоимением)
-Зависимое слово присоединяется к главному по смыслу .Какой это вид связи?
- Что вы узнали о каждом виде связи?
Модель ответа: Согласование — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления в определённом падеже.
Примыкание — вид связи, при котором зависимое слово присоединяется к главному по смыслу.
Учитель: Послушайте грамматическую сказку. В стране «Синтаксис» жили слова. Это были счастливые слова, потому что не знали, что такое одиночество. Все они объединялись либо в словосочетания, либо в предложения. И хотя в стране сохранялись все права и свободы, однако одиноким словам жить  в ней было запрещено. По-разному складывались отношения этих слов друг с другом. В словосочетаниях, как правило, жили те, кто согласен был подчиняться другим. Поэтому и выделялись в них главное и зависимое слово.
По законам этой страны главное слово подает сигнал подчиненному, которое, выполняя команду, получает соответствующую форму в зависимости от своих морфологических возможностей.
Основные виды подчинения в стране «Синтаксис» тоже узаконены: это согласование, управление и примыкание Если слова живут в паре по типу « Согласование », то вся их жизнь – это игра «Делай, как я!». Вот главное слово (а это, как правило, имя существительное) приняло «исходную стойку», т.е. начальную форму (Им. п., ед. ч., определенного рода) и тут же такую же позицию спешит занять и зависимое слово. А что делать? Приходится подчиняться, ведь одиночек в «Синтаксисе» быть не должно!
Еще хуже, если слово попадает в словосочетания, где связь – «Управление». Ведь главное слово здесь полностью управляет зависимым, безоговорочно требуя от него определенного падежа.
А связью « Примыкание » разрешается жить только тем, кто не может изменяться. И примыкают обычно наречия и неопределенная форма глагола Готовимся сочинять Интересно учиться В словосочетаниях живут только добровольцы – сговорчивые слова, которые согласны командовать и подчиняться..
Учитель: Ребята, на что  мы должны опираться при определении вида подчинительной связи.
Модель ответа: Мы доказали, что  при определении вида подчинительной связи словосочетаний  мы опираемся на формы  зависимых слов

Групповое задание классу.  Составить алгоритм определения видов связи.
Алгоритм выполнения задания:
  1. прочитать словосочетания;
  2. найти главное слово в словосочетании, задать вопрос к зависимому слову;
  3. попробовать изменить форму зависимого слова;
  4. если зависимое слово – неизменяемая часть речи, формы не имеет, перед нами словосочетание с типом связи примыкание;
  5. если зависимое слово изменяется вместе с главным, перед нами словосочетание с типом связи – согласование;
  6. если зависимое слово продолжает оставаться в форме того же падежа при изменении формы главного слова, перед нами словосочетание с типом связи управление.
Учитель: А теперь по этому алгоритму ,комментируя, выполним упражнение частично упр. 64.К доске выходят учащиеся из каждой группы.
Модель ответа
Равнодушный человек-согласование, им.п. ,м.р , ед.ч,, пользоваться компьютером-управление, Т.п, обидел ненароком-примыкание, неизм. где-то растет(примыкание, неизм., успеет до рассвета-управление ,Р,П,, занимаюсь историей-управление, Т.п, собрался в лес-управление, В.П, инициатива прекращения-управление , Р.п.
Учитель: словосочетания требуют нормативного построения
На презентации вы видите словосочетания. Правильно ли они построены.
Молодая доцент, внимательная  доктор, белые  и зеленые шары, большой соня, талантливая врач, ужасный неряха .
Модель ответа

Молодая доцент. Доцент (какой?) молодая —
неправильно. Слово «доцент» мужского рода.
Правильно: молодой доцент.
Внимательная доктор. Доктор (какой?) внимательная — неправильно. Слово «доктор» мужского рода и с прилагательными женского рода не согласуется. Правильно: молодой доктор.
белые  и зеленые шары. Шары (какие?)
красные и зеленые — словосочетание построено
нормативно.
Большой соня. Соня (какой?) большой —
словосочетание построено нормативно, так как
слово соня общего рода и может согласовываться
с прилагательными как мужского, так и женского
рода.
Ужасный неряха. Неряха (какой?) ужасный —
словосочетание построено нормативно, так как
слово неряха общего рода и может согласовываться
с прилагательными как мужского, так и женского
рода.

Учитель: А теперь выполним задание из ВПР.
 Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
 1) Великих изобретений
2) Поднимался на высоту
3) Человечество доверило
4) Двигаться вперёд

 
Текст 2
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту…
(3)Книга — это кристаллический,   плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле . (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины,  способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся  подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность порабощения уничтожением библиотек, кострами из книг…
(6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
(7)Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля… (8)Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как избегать бездн и взбираться на вершины. (9)Словом, указать дорогу, если не к немеркнущему счастью, то хотя бы к устойчивому благополучию, может только книга.
(10)Книга — верный, бескорыстный друг. (11)Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.
(12)Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное наиболее полное завещание — книгу.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния. (14)Учитесь преданности книге, знанию.
Модель ответа
Подниматься на высоту (управление).
Великих изобретений (согласование).
Двигаться вперёд (примыкание).

 V. Сообщение учителя
– Ребята,   в экзаменационных тестах есть интересное задание – заменить словосочетание на синонимичное с другим видом связи. У вас на партах лежат листы – помощники, помогающие понять процесс выполнения такого задания. Изучите внимательно!
(На партах у учащихся лежит распечатанный листок – алгоритм выполнения задания)

VI. Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом-помощником
А) Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление
  • жалостно посмотрел –
  • смело спрыгнул –
  • устало шагал –
  • осторожно слез –
Б) Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание
  • говорил с тревогой –
  • ждал с напряжением –
  • охранял с заботой –
  • глядел со смущением –
В) Заменить данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управлении
  • бессонная ночь –
  • подземный переход –
  • алгебраическая задача –
  • школьный портфель –

Эталон
А) Посмотрел с жалостью, спрыгнул со смелостью, шагал с усталостью, слез с осторожностью;
Б) говорил тревожно, ждал напряженно, охранял заботливо, глядел смущенно;
В) ночь без сна, переход под землей, задача по алгебре , портфель для школы.
 5. Рефлексия
Учитель:  

- Что нового вы узнали на уроке?
- Назовите виды  связи слов в подчинительном словосочетании.

Выставление оценок
Домашнее задание: 1. § 11, стр.39 устно подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 45 учебника); упр. 70
2.Решить  11 задания ВПР в 5 вариантах(7-11)
3.Составить словарный диктант из 15 словосочетаний с разными видами подчинительной связи на тему «  Дистанционное обучение»
На доске нарисовано большое сердце.  Детям раздаются нарисованные
маленькие сердца. .Если урок понравился, они прикрепляют их на большой плакат с изображением сердца.
 

Категория: Блоги | Добавил: rezedalukmanovna
Просмотров: 638 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог