Система оценвания образовательных достижений учащихся на уроках истории и обществознания
(143.2 Kb)
15.05.2024, 00:18
Боброва Юлия Сергеевна
учитель истории и обществознания, МБОУ "СШ №29"
В современном быстро изменяющемся мире необходимо искать новые подходы к системе оценивания образовательных учащихся. Принято выделять следующие формы и методы оценивания: письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдение и оценка. Современный учитель в своей работе использует все вышеперечисленные методы.
Контроль может быть следующих видов: стартовый (применяется для актуализации знаний обучающихся по предмету), текущий (осуществляется ежеурочно), тематический (осуществляется в конце изучения темы или раздела), итоговый (в форме промежуточной аттестации) и самостоятельные работы.
Учитель истории и обществознания может использовать следующие приёмы контроля.
Обществоведческий (исторический) диктант.
Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.
Устный опрос.
Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу.
«5» – выполнил всё задание правильно;
«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно
Тест.
Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно.
Критерии оценок:
«5»: (80 – 100 % от общего числа баллов)
«4»: (65 - 80
«3»: (50 - 65 %).
«2»: менее 50%
Дифференцированный тест.
Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.
Критерии оценок:
«2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
- Заполнить таблицу.
- Составьте схему или кластер
Критерии оценивания
«5»— полностью выполнил все задание
«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)
«3» – правильно выполнил только половину заданий
«2» – в задании много ошибок, не выполнил задание
Устные задания со свободным ответом.
- пересказ
- рассказ по картине
- рассказ по схеме, графику
- ответ по плану или вопросам
- устное сообщение по вопросу
Критерии оценивания
1. Полнота ответа
2. Объем высказывания
3. Логичность связность устного ответа
4. Творческий подход
Групповая работа.
Критерии оценки работы учащихся в проектной группе, команде и др.
• умение распределить работу в команде;
• умение выслушать друг друга;
• согласованность действий;
• правильность и полнота выступлений.
• активность
• умение спорить и отстаивать свою точку зрения
Реферат.
Реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:
• полноту раскрытия темы;
• наличие рисунков и схем (при необходимости);
• аккуратность исполнения.
• качество публичного выступления (не просто чтение)
В последнее время по истории и обществознанию вводится и активно используется мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. Эти методы позволяют учащемуся самостоятельно оценить свои способности повысить самооценку.
Формирующее оценивание.
оценивание может быть только критериальным (критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям)
критерии оценивания, алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся и педагогам
учащиеся могут вырабатывать критерии совместно с учителем
учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Индекс-карточки.
Карточка с заданиями на обеих сторонах.
Например: 1- я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2-я сторона. Определите какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе) и сформулируйте вопросы.
Оцениваемые результаты: предметные.
Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка)
Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления.
Одноминутное эссе.
Написание эссе по вопросам.
Например:
1. Что главное ты узнал сегодня на уроке?
2. Какой материал для тебя остался непонятным?
3. Что нужно оставить в памяти?
Цепочка заметок/Гармошка.
Учащиеся передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходившего на уроке. Пример: «В чём разница между целями и задачами проекта?» Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладёт его в конверт.
Анализ ответов позволит сделать вывод о сформированности у учащихся УУД –целеполагания.
Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные
Кто проводит оценивание: учитель
Цель проведения: анализ ответов позволит сделать вывод о возможных трудностях, возникающих у них в процессе урока.
Перевод информации.
Учащемся предлагается преобразовать один вид информации в другой, например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т.д. Данный вид работы выполняется в письменной форме.
Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные
Кто проводит оценивание: учитель
Цель проведения: анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.
Преимущества формирующего оценивания.
Для учителя:
Непрерывная обратная связь относительно достижений и недостатков учащихся позволяет правильно корректировать преподавание
Это еще один путь профессионального роста и развития педагога
Для ученика:
Вовлечение «внутрь» процесса
Повышение мотивации
Представление о целях обучения и о путях их достижения
Знание критериев оценивания.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.