К любому ребёнку
следует относиться
с надеждой и ожиданием.
Н.С.Лейтес
Педагогический термин «особые образовательные потребности» стал использоваться относительно недавно. Этот термин пришел на смену таких терминов как «отставание в развитии», «нарушение/отклонение в развитие», «одаренные дети» и так далее. Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, для которых необходимо создание определенных условий для дальнейшего процесса обучения. В эту группу детей входят не только дети, у которых есть психологические или иные отклонения в развитии, но и дети, требующие особого внимания, например, одаренные дети, потенциал которых нужно постоянно развивать и изучать.
Дети с особыми образовательными потребностями имеют проблемы, которые мешают им изучать школьные предметы:
- недостаток/избыток знаний;
- очень широкий или узкий кругозор;
- проблемы с познавательной деятельностью;
-недостаток общения со сверстниками;
- незнание и неумение, как вести себя в обществе и в коллективе;
- слишком заниженная или завышенная самооценка и прочее.
Одним из главных школьных предметов, с которыми у учеников возникают проблемы – это иностранный язык. В процессе овладения иноязычной речью у ученика активно работают такие процессы, как внимание, память, познавательная деятельность, коммуникация, выражение своего мнения и многое другое. Эти процессы осложнены тем, что они происходят на иностранном языке. К примеру, ученику нужно не только прослушать текст на английском языке, но и понять задание, правильно его выполнить, выразить свое мнение и все это без участия русского языка.
Одаренным школьникам также приходится сталкиваться с проблемами в освоении иностранного языка. К примеру, у школьника отличный слух и хорошая память, он с легкостью говорит на иностранном языке, однако письменная речь плохо сформирована, ученику сложно написать слово без ошибки. Другой пример, школьник очень быстро осваивает школьную программу по иностранному языку, в то время как его одноклассники не могут выучить слова и долго изучают одну тему. У такого школьника, без учета его особенностей, быстро пропадет интерес к изучению иностранных языков, так как на уроках ему становится скучно, а все задания будут казаться довольно легкими. Очень важно помочь таким детям избежать этих проблем, так как они затрудняют дальнейшее обучение.
Давно известно, что использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательных интересов школьников, активизирует их речемыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать задачи урока. Одним из главных аргументов в пользу применения ИКТ в каждой школе является реальная возможность индивидуализация обучения, что позволяет каждому ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями. В центре внимания обучения с использованием информационных технологий стоит ребенок. Дети находят практическое применение знанию иностранного языка в разных его аспектах, что повышает мотивацию к его изучению. Организация учебной деятельности с применением современных цифровых технологий «особым» детям предоставляется возможность не только проявить себя, показать свои знания, умения и навыки, но и наверстать пробелы в пройденном материале, на момент их отсутствия, исправить свои недочеты и получить положительную оценку. Таким образом создается ситуация успеха для каждого обучающегося. Благодаря различным образовательным платформам можно совершить путешествие по разным странам изучаемого языка.
Создание собственных сайтов — это уникальная возможность для учителя построить процесс обучения грамотно и соответственно программе. Сюда можно выгрузить абсолютно любой материал на сопровождение и закрепление любой изучаемой темы, с учетом возраста обучающихся, уровня их языковой подготовки, развития общеучебных умений. Этот материал всегда доступен не только в классе, но и дома у каждого ученика. В любое время, удобное для себя, ученик может обратиться к нему.
С детьми с особыми образовательными потребностями необходимо проводить индивидуальную работу. Наша основная задача - на основе диалога и совместного поиска помочь таким детям выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста и разработать индивидуальный образовательный маршрут развития их способностей.
Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого иностранного языка, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, расширяет и систематизирует знания о языке лингвистический кругозор и лексический запас. Существует большое количество интеллектуальных игровых конкурсов, марафонов, очных и заочных олимпиад, в которых обучающиеся нашей школы принимают активное участие.
Еще одним из ключевых направлений в работе с детьми с особыми образовательными потребностями становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Исследовательская работа в школьном научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций.
Мир ребенка индивидуален, и задача учителя - научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
|