Система подготовки обучающихся к основному государственному экзамену по обществознанию
(514.0 Kb)
| 20.10.2025, 18:05 |
| Соломенко Анжелика Юрьевна |
| Учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 14 |
В рамках основного курса обществознания в обычном, непрофильном, классе, т.е. с одним часом в неделю, подготовить учащихся к ГИА на хорошем уровне бывает достаточно трудно. Но этой подготовки в том или ином формате избежать не удастся, поскольку одним из главных критериев оценки работы каждой школы в настоящее время является не только подготовка успешно социализированного выпускника, но и результат сдачи выпускниками ОГЭ. Мне, как и многим другим учителям обществознания, приходиться искать новые способы по подготовке учащихся к экзамену. В итоге используя и классические походы в плане подготовки выпускников, так и учитывая новые веяния, мне в определённой степени удалось сформировать свою систему подготовки к итоговой аттестации.
Система подготовки учащихся 9 классов к сдаче ГИА начинается с проведения входной контрольной работы в форме ОГЭ, по ее итогам выявляются ученики, которые не справились с работой. Формируется, так называемая, «группа риска», с такой категорией учеников проводится дополнительная работа: консультации для всей группы и индивидуальные консультации.
Следующим этапом в системе является ознакомление документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена. А именно:
а) кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;
б) спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;
в) демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Так же, мы с учащимися рассматриваем «Научно-методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ». Использование этих материалов позволяет моим ученикам учиться на ошибках других. Здесь они видят наглядно, как нужно правильно выполнять задания, и каких ошибок не следует допускать.
В своем выступлении я подробнее остановлюсь на заданиях, которые требуют развернутого ответа и почему-то вызывают боязнь и страх у моих учеников. Это задание 5, 12 и 21.
Задание 5 и 12 направлены на проверку умений осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения и диаграммы/таблицы и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Задание 5 предполагает анализ изображения социальных объектов, социальных ситуаций. Обучающийся должен рассмотреть фотоизображение и выполнить задания. Данное задание связано с анализом ситуаций, где человек исполняет какую-либо социальную роль (гражданина, работника, потребителя, собственника, члена семьи, ученика и др.).
Задание 5 имеет следующую структуру: фотоизображение и условие, включающее в себя, вопрос, явно связанный с сюжетом фото, и несколько вопросов (заданий) в контексте изображённого на фотографии.
Пример:

Рассмотрите фотографию
Какая экономическая операция изображена на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой операции потребителем и кратко поясните каждое из правил.
При выполнении задания 5 экзаменуемым не всегда грамотно удается проанализировать представленное фотоизображение с опорой на обществоведческие знания. Для этого необходимо знать, какие виды деятельности выделяются экономической наукой, а экзаменуемые описывают то, что видят на фото, используя бытовой уровень («женщина выбирает платье», «покупка вещи» и т.п.). Критерии оценивания данного задания достаточно жесткие, так как в случае неверного ответа на первый вопрос, за задание выставляется 0 баллов. Этим во многом объясняется низкий процент выполнения. В соответствии с требованием задания для получения максимального балла (3) нужно сформулировать два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко пояснить каждое из правил. Поэтому объясняем учащимся, что всего в ответе должно содержаться 5 элементов: ответ на вопрос, 2 факта, 2 пояснения или примера.
Таким образом, ответ на наше задание выглядит так:
- 1 элемент (ответ на вопрос): оплата покупок банковской картой / безналичная оплата покупок и т.п.
- 2 и 3 элемент (первое правило и пояснение): закрывать рукой терминал, когда вводится пин-код. Это позволит исключить ситуацию, когда мошенники смогут запомнить пин-код и использовать в корыстных целях для кражи денег с карты.
- 4 и 5 элемент (второе правило и пояснение): не передавать данные карты третьим лицам (это исключит возможность использовать данные для снятия денежных средств без вашего ведома).
Отработку данного задания мы с учащимися выполняем по следующему алгоритму:
1. Вспомните, какие возможны варианты ответа на первый вопрос (например, виды деятельности: труд, игра, учение (учёба), творчество).
2. Выберите из них наиболее подходящий вариант и запишите.
3. Внимательно прочитайте второй вопрос, постарайтесь уяснить, что именно необходимо сформулировать (например, рациональное (разумное, логичное) поведение, социальные примеры, причины и т. п.).
4. Вспомните изученный материал по теме, подберите возможные объяснения возникновения ситуации, изображённой на фото (иллюстрации).
5. Попробуйте представить себя в ситуации, изображённой на фото (иллюстрации), и попытайтесь объяснить мотивы своего возможного поведения.
6. Выберите такие объяснения, которые являются наиболее вероятными, и запишите. Акцентируем внимание, что нужны не общие рассуждения, а четкий ответ на вопрос, необходимо опираться на знание теории, анализировать ситуации и поведение людей.
Всегда обращаю внимание учеников на условия задания, советую выделять термины, понятия, количество проверяемых элементов и требования по пояснениям. Так ученики не упустят из виду все требования задания в условиях стресса, т.е экзамена. Ученики записывают в тетрадь вид деятельности, формулируют два правила и поясняют их. Таким образом, они приобретают навыки и умения для работы с таким видом заданий.
Задание 12 предполагает анализ статистического источника. Это одно из самых сложных и дорогих по баллам заданий ОГЭ по обществознанию. Учащимся нужно сформулировать сходства, различия и выводы, опираясь на статистический источник. Он может быть представлен в виде диаграммы, графика или таблицы. Баллы в этом задании часто теряют по невнимательности. Такое задание в особенности требует развитости такого метапредметного умения, как, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Пример задания 12

В ходе социологического опроса группы 25-летних граждан страны Z респондентам с разным уровнем образования задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
В самом начале работы с заданием 12 я даю учащимся формулу, которая выступает мини шаблоном ответа:
а) сходство-предположение
б) различие-предположение
Задание весьма объемное и сложное. Поэтому мы отрабатываем его с помощью алгоритма, который позволяет минимизировать ошибки и время, потраченное на задание.

Работу над заданием начинается с того, что из условия задания мы должны четко (1) зафиксировать вопрос, который задавался респондентам, для того, чтобы понимать тематику социологического опроса.
Затем мы (2) изучаем легенду и оси графика или информацию на диаграмме, в таблице. Это позволит точно понять, какую информацию нам необходимо проанализировать.
Далее начинается наша основная работа: под цифрой 1 (3) формулируем вывод о черте сходства и затем (4) предположение о том, что чем могло быть вызвано подобное сходство.
Теперь наша работа продолжается по похожей логике, но уже для различий в результатах социологического опроса: под цифрой 2 (5) формулируем вывод о сути различия и затем (6) предположение о том, чем могли быть вызваны подобные различия.
В конце (7) проверяем ответ, еще раз сопоставив его с данными из условия задания.
Последнее, что нам необходимо сделать, чтобы получить все заветные баллы, это (8) структурированно записать ответ в бланк ответов № 2.
Ответ на пример:
1. Сходство. Люди со средним образованием и с высшим образованием меньше поддерживают главенство старших родственников в семье. Предположение. Это может быть объяснено тем, что в государстве Z многопоколенные семьи, включающие старших родственников, встречаются всё реже. Поэтому это наименее популярный ответ среди двух групп респондентов.
2. Различие. Респонденты со средним образованием на 15% больше, чем респонденты с высшим образов считают, что главой семьи должен быть мужчина. Предположение. Это может быть связано с тем, что для менее образованных людей свойственны традиционные взгляды на семью и распределение семейных ролей.
Так же учащимся необходимо объяснить и регулярно напоминать о разнице между вводами и предположениями. Выводы основываются на анализе информации, а предположения – это ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты. С учениками делаем запись:
Выводы – это то, что непосредственно вытекает из анализа представленной информации.
Предположения – это уже ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.
Делая предположения, вы должны опираться на предполагаемые факты социальной действительности. Порассуждайте о вероятных социальных, экономических, политических явлениях и процессах – или о различиях в жизненном опыте и ценностях респондентов.
А также записываем фразу клеше для формулирования предположения «Это может быть вызвано /объяснено тем, что…». Это сильно помогает моим ученикам.
Далее остановимся на выполнении задания 21. Вторая часть ОГЭ по обществознанию содержит 4 задания с развёрнутым ответом. Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста.
Для успешного выполнения задания второй части ГИА необходимо сформировать у учащихся прочных умений работы с текстовым документом.
Работа с текстовым документом является важной составляющей в подготовке к ОГЭ. С помощью текста конкретной содержательной линии расширяется словарный запас школьников, их кругозор. Обучающиеся знакомятся с разными точками зрения на конкретную проблему, разными формулировками обществоведческих понятий и отрабатывают следующие умения:
– владеть понятиями и терминами, соответствующей содержательной линии, к которой относится данный текст;
– анализировать и интерпретировать информацию, заключенную
в тексте;
– правильно использовать обществоведческие термины при анализе и интерпретации текстов;
– соотносить значение отдельных понятий, фраз с изученным материалом;
– определять логические связи в тексте;
– понимать как общую идею текста, так и отдельные мысли;
– соотносить содержание текста с реалиями современности;
– определять личное отношение к идеям, содержащимся в тексте;
– обоснованно высказывать и аргументировать свою точку зрения по предложенной в тексте проблеме.
На практике в процессе обучения и подготовки к ГИА по обществознанию часто проявляются следующие проблемы:
1) неумение обучающимися находить нужную информацию самостоятельно, анализировать и объяснять ее;
2) неумение формулировать собственное мнение, выражать взгляды и позиции по общественным проблемам;
3) неумение аккумулировать знания из разных областей, учебных
предметов (истории, литературы и т.д.) и приводить их в качестве примеров;
4) сложность в сопоставлении фактов, событий, явлений и установлении между ними закономерностей.
Для более продуктивной работы с текстом обучающимся может быть предложена следующая памятка:
1. Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно для школьников тем, что дает возможность им сориентироваться в тексте. Они могут в первоначальном виде определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами.
2. Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.
3. Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предписывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».
При выполнении заданий по тексту необходимо обратить внимание обучающихся на следующие рекомендации:
– внимательно прочитать задание;
– понять, что именно требуется для успешного ответа;
– уяснить, из каких частей складывается задание;
– стараться выполнить все задание;
– если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
– не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием.
Первое задание к тексту требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Необходимо напомнить школьникам некоторую информацию о плане.
План – это четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.
План может быть простым или сложным. План может быть составлен в назывной форме (не употребляются глаголы). План может быть составлен и в вопросной или тезисной форме.
– Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому смысловому фрагменту текста соответствует один вопрос.
– Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение смыслового фрагмента текста.
Как показывает анализ результатов выполнения заданий по тексту, обучающиеся испытывают некоторые затруднения. Во-первых, проявляется неумение выделять главную мысль фрагмента текста и формулировать краткий тезис. Для этого необходимо перечитывать каждый отдельный абзац текста и выбирать в нем ключевые фразы, слова. К ключевым фразам и словам уже подбирать заголовки, иногда удобно заменять глаголы именами существительными.
Во-вторых, некоторую растерянность у детей вызывают тексты «без абзацев» или выдержки из нормативно-правовых актов. Они теряются в том, сколько пунктов плана примерно должно быть. В этом случае повторное чтение текста просто необходимо, чтобы выделить опорные слова, соотнести их с конкретными статьями. После составления плана можно еще раз обратиться к содержанию текста и проверить, все ли главные мысли отражены в плане.
Правильно составленный план помогает обучающимся выполнять следующие задания, так как последующие вопросы содержат те фразы, формулировки, слова, значение которых нужно раскрывать. В памяти закрепляются важные фразы, что позволяет школьникам быстро сориентироваться при поиске информации в текстовом источнике.
При подготовке к ОГЭ можно школьникам предложить следующую памятку:
Как составлять простой план
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную
мысль.
3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5. Запишите план. План должен полностью охватывать все содержание текста. В заголовках (пунктах плана) не должны приводиться сходные формулировки.
Уже в 5-7 классах учащиеся обучаются технологии работы с текстами, проблемными и творческими заданиями. Как на уроках обществознания, так и на уроках истории ученики пишут планы по пунктам учебника, отвечают письменно на вопросы к параграфу. Тем самым отрабатывая умения и навыки работы с текстом. На консультациях каждый раз обращаю их внимание на то, чтобы они не боялись выполнять задания 21, так как подобную работу мы ведем с 5 класса. Моя статистика показывает, что работа с текстом и дает желаемые баллы для успешной сдачи.
Итак, подводя итог, следует отметить, что системность в работе по подготовке к ОГЭ предполагает соблюдение следующих принципов:
- работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;
- умение выполнять задания в соответствии с разработанными алгоритмами;
- проводить анализ заданий, вызывающих наибольшие затруднения; постоянный тренинг в решении заданий;
- тренироваться в заполнении бланков ОГЭ.
Постоянная и целенаправленная работа и следование вышеуказанным принципам позволит выпускникам успешно сдать ОГЭ по обществознанию и позволяет в системе работать над повышением качества образования в рамках реализации ООП.
Список использованных источников:
1. Котова, О.А. Методические аспекты развития умения составлять план развернутого ответа на уроках обществознания. Педагогические измерения. 2024, № 2, с. 4-15.
2. Обществознание 9 класс. ОГЭ 2023: учебно-методическое пособие: А.И. Александров, Л.И. Николаева — Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: Народное образование, 2023, 336 с.
3. Иванова, Е.В. Психолого-педагогические основы подготовки школьников к экзаменам. Москва: Наука, 2021, 76 с.
4. Смирнов, А.Н. Особенности организации учебного процесса в условиях подготовки к основному государственному экзамену. Педагогика, 2023, №4, с. 45-56.
5. Официальный сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), раздел ОГЭ, 2025. (https://fipi.ru)
6. Жукова, М.П. Современные технологии и методы обучения при подготовке к экзаменам. Образование и наука, 2023, №7, с. 12-22.
|
|
Категория: Блоги | Добавил: solomenko
|
| Просмотров: 20 | Загрузок: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|
|