Сегодня: 16.04.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Система работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (30.3 Kb) 06.04.2021, 18:22
Мамзонова Ирина Альбертовна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 1 "Рябинка" г.Нефтеюганск

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и, в частности, о финансово-экономических отношениях. «Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие. В дошкольном возрасте дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности, поэтому проблема формирования основ финансовой грамотности является актуальной в этом возрасте.

Цель системы: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

Задачи:
• познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, зарплата, доход, расходы.).
• формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки; развивать умение правильно обращаться с деньгами, разумно подходить к своим желаниям, сопоставлять их с возможностями бюджета семьи;
• формировать у детей представления о рекламе, ее назначении;
• Формировать понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги
не купишь.
• приобщать к некоторым традициям русского народа (традиции благотворительности);
• воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности;

Ожидаемый результат:
Воспитанник
• имеет представления о доходах и расходах семьи, понимает, что расходы семьи не должны быть расточительными;
• осознает и соизмеряет свои потребности и возможности;
• использует в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и др.)
• осознает, что сбережения семьи- это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых предметов для жизнеобеспечения;
• понимает, что реклама может помочь или навредить бюджету семьи;
• осознает правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий труд- деньги, понимает, что деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
• осознает, что цена товара зависит от его качества и от того, насколько трудно его изготовить;
• имеет представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
• осознает что главные ценности человека - это жизнь, отношения, радость и здоровье близких, что их за деньги не купишь;
• следует социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Месяц Задачи Содержание деятельности Пространственная предметно-развивающая среда

Октябрь Труд
Расширять у детей представления о труде и лени, о результатах труда (товар и услуга), продолжать знакомить с профессиями взрослых, воспитывать
уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги
Беседы «Труд и профессии», «Домашний труд». Цель: формировать представления о необходимости домашнего труда, о важности его распределения между всеми членами семьи
Дидактическая игра «Выбор профессии». Цель: закреплять знания о профессиональных действиях.
Д/и «Найди ошибки»-закреплять представления об орудиях труда.
ИКТ-игры «Кому нужны эти предметы».
Беседа «Товар или услуга». Цель: формировать представление о результатах труда.
Просмотр презентации «Профессии». Цель : формировать представление о профессиях, об орудиях труда, о продуктах труда.
Обсуждение смысла пословиц и поговорок о труде:
• Дело мастера боится
• Дерево ценят по плодам, а человека — по делам
• Каков мастер, такова и работа
Чтение и обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»
Чтение стихов о труде Н.Харитонова «Выбор за тобой», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла», сказки «Домашнее хозяйство»
Составление рассказов о профессиях по схеме-развивать умение декодировать информацию
Изобразительная деятельность: Лепка по мотивам дымковской игрушки «Лошадки»,
Конструктивная деятельность «Конструирование из лего «Мебель»
Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Водители», «Ярмарка мастеров», «Фермер»
Работа с родителями: предложить рекомендации «Воспитываем трудолюбие. Домашние обязанности ребенка».
Подготовить совместно с ребенком поделку для с/р игры «Ярмарка мастеров» Предметные и сюжетные картинки по теме «Профессии»
ИКТ-игра «Кому нужны эти предметы», д/и «Найди ошибки»
Презентация «Профессии»
Схема для составления рассказа о профессии
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
«Ярмарка мастеров»: поделки детей
«Фермер»: муляжи овощей, фруктов, грабли, лопатки, лейки, предметы -заместители
Видеофайлы мультфильмов

Ноябрь Товары и услуги
познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа»;
научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;
объяснить, от чего зависит цена товара; научить детей сравнивать и анализировать цены на товар; воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.
Рассказ воспитателя «Что такое «товар»?», «Что такое цена?»,
Решение экономических задач- научить детей считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.
Сюжетно-ролевые игры «Ярмарка», «Семья в магазине», «Город мастеров»
Лото «Обмен»-развивать умение оценивать равнозначность товаров при обмене.
Дидактическая игра «Товар или услуга»- закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках, воспитывать уважение к любой работе.
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» «Ценные вещи».

Предметные картинки: продукты, одежда, дом, мебель, обувь, книги, игрушки, бытовая техника
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
«Ярмарка»: поделки детей
«Семья в магазине»: муляжи продуктов, витрины, кошельки, деньги (копии рублей монет и купюр.
Карточки с изображениями разных товаров с указанием цен для решения задач
Дидактическая игра «Товар или услуга»
Лото «Бартер»

Видеофайлы мультфильмов

Декабрь Деньги
Познакомить детей с видами денежных знаков, денежными единицами некоторых стран, формировать представления о понятиях: деньги, купюры, монеты, аверс, реверс, обмен, обучать детей пользоваться деньгами, разумно относиться к расходованию денег.

Рассказ воспитателя «Что такое деньги?», «Дом, где живут деньги. Банк», Виртуальная экскурсия в банк
Беседы «Как правильно тратить деньги?», «Труд и зарплата»,
Встреча с интересными людьми «Банковский работник»
Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы» серии «Что такое деньги», «Уроки тетушки Совы. Работа и зарплата»
Рассматривание денежных знаков разного достоинства.
Познавательное сообщение «Современный вид денег – пластиковая карта»
Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок: По работе и деньги. Денежки труд любят. Копейка рубль бережет.
Интерактивное чтение сказки «Приключение монетки», чтение и обсуждение сказки Т.В. Грековой «Клад»
Дидактические игры «Сложи монетки», «Замени купюру монетами»- развивать умение считать деньги, умение разменивать купюры монетами меньшего номинала.
ИКТ- игра «Покупки» («На какой товар хватит денег»)
Сюжетно –ролевые игры «Супермаркет», «Банк»
Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах:
Копейка рубль бережет. Копейка к копейке — проживет семейка. Деньги счет любят.
Оригами «Кошелек»
Работа в книжном уголке: чтение познавательной литературы по темам «Деньги», «Покупки в магазине».
Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»
Работа с родителями: Памятка «Советы по финансовому воспитанию», консультация «Карманные деньги» Презентация «Что такое банк»
Изображения российских монет и купюр разного достоинства, банковских карт
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Банк»: окно «Касса», банкомат, бумажные деньги, монеты.
Видеофайлы мультфильмов
Бумага для оригами
Альбомы
Иллюстрации к сказкам для викторины
ИКТ- игра «Покупки»
Бумага для оригами «Кошелек»

Январь Семейный бюджет
Формировать первоначальные представления о семейном бюджете, о его составляющих,
о понятиях «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия», «потребности».
Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.
Рассказ воспитателя «Семейный бюджет. Доходы. Расходы».
Просмотр мультфильма «Азбука денег с тетушкой Совой. Семейный бюджет», беседа по содержанию
Беседа «Доходы и расходы вашей семьи»
Чтение сказки «Хранители бюджета»
Игра с мячом «Доход или расход?» -закреплять умение различать доходы и расходы.
Составление модели «Доходы и расходы семьи»-развивать умение составлять схемы, кодировать информацию
Составление рассказов на темы: «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин»,
Игра-ситуация «Папа и мама получили зарплату. Распределение дохода»
Решение арифметических задач «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами» - научить дошкольников считать деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.
Поделка из бросового материала (пластиковая бутылка) «Копилка»
Рисование «Моя семья» Картинки, иллюстрирующие доходы и расходы семьи.

Материал для поделки: пустые пластиковые бутылки, цветная бумага.
Атрибут для сюжетно-ролевых игр
Иллюстрации к арифметическим задачам «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами
Материал для рисования

Февраль Потребности
Формировать у детей общее представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, о понятиях «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности», формировать умение группировать потребности (физиологические, потребность в безопасности, в образовании, потребность в общении и семье, другие потребности) Беседа «Что необходимо человеку? Потребности семьи»
Дидактические игры «Шкатулка с желаниями», «Что нужно доктору?», «Что важнее?» , «Кому что подарим»
Создание модели «Потребности человека»
Сюжетно-ролевые игры «Семья на отдыхе», «Овощной магазин», «Поликлиника», «Салон красоты (Парикмахерская)»
Чтение К.И.Чуковский «Телефон»,
Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Потребности и возможности»,
мультфильма «Ох и Ах идут в поход»
Беседа по сказкам «Потребности сказочных персонажей»: В.Катаев «Цветик-семицветик», «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Как коза избушку построила» Картинки, иллюстрирующие потребности человека для создания модели
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: наборы «Поликлиника», «Салон красоты (Парикмахерская)», «Прейскурант цен» на услуги доктора, парикмахера, деньги монеты номиналом 1, 2, 5, 10 руб
Видеофайлы мультфильмов
Презентация с иллюстрациями из сказок

Март Магазины и покупки
Расширять и уточнять представления об устройстве и разнообразии магазинов, о профессиях работников магазина. Рассказ воспитателя «Места торговли: магазин, рынок, ярмарка», «Цена, ценник, товар»,
Беседа «Кто работает в магазине?» - расширять и уточнять представления о профессиях работников магазина.
Ситуативный разговор «Идем за покупками. Как правильно выбирать товары в магазине»
Чтение и обсуждение сказки «Мишин магазин»
Составление модели «Семейные покупки»
Составление рассказа на тему «Как мы ходили в магазин»
Сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Семья», «Кафе», Дидактические игры «Что где продается?», «Лучший товар (Что купят)», «Что и когда лучше продать?»-формировать представления о разнообразии магазинов, «Разложите товар» - учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Изобразительная деятельность: рисование «Магазин» Презентация «Места торговли»
Иллюстрации о разных видах магазинов
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Дидактические игры «Что где продается?», «Лучший товар (Что купят)», «Что и когда лучше продать?», «Разложите товар»
Материалы для изодеятельности

Апрель Бережливость
Заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей, формировать представления о разных видах ресурсов понятиях «экономия ресурсов», ресурсы», «накопления», вклад» Рассказ воспитателя «Полезные экономические привычки», «Сохранить и приумножить. Вклады и сбережения»,
Беседа «Как экономить ресурсы (электроэнергия, вода, тепло)»
Дидактическая игра «Хорошо — плохо»
Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»
Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка».
Организация работы с детьми в «Мастерской по ремонту книг». Обсуждение пословиц «Бережливость — не скупость»
Составление рассказа на тему: «Я уважаю чужой труд», «Что значит быть бережливым?».
Акция «Вторая жизнь моей игрушки». Цель: побуждать детей обмениваться игрушками.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Банк»
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Цель: совершенствовать умения изготавливать по схемам картины для украшения группы, игрушек из бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.). Иллюстрации полезных и вредных экономических привычек
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Материал для рисования
Схемы и образцы поделок из бросового материала, пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.).. .
Материалы для работы в «Мастерской по ремонту книг»: (клей, калька, бумага).

Май Реклама
Формировать представления о понятиях «реклама», «рекламировать», о том, для чего она нужна реклама и о ее недостатках. Учить детей правильно воспринимать рекламу.
Рассказ воспитателя «Что такое реклама?», «Кто создает рекламу?»,
Беседа «Реклама в сказке», «Почему нельзя верить рекламе». Цель: формировать представления о рекламе, о ее пользе и вреде.
Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» Составление рассказов на темы: «Какая реклама для детей по телевизору мне нравится и почему»
Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи». Цель: формировать у детей многоаспектное представление о деятельности предприятия общественного питания», «Рекламное агентство» - формировать представление о процессе создания рекламы
Рисование на тему «Моя любимая реклама»
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности:
Работа в книжном уголке: просмотр альбомов «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».
Конкурс на лучшую рекламу игрушки (книги) «Я рекламирую…». Рекламные буклеты из разных магазинов
Иллюстрации к сказкам «Сказка о царе Салтане», «Как старик корову продавал»,
«Айболит», «Вешки и корешки»
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пиццерия для всей семьи»

Используемая литература:
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет.
2. Играем в экономику: комплексные занятия , сюжетно-ролевые и дидактические игры. Авт-сост. Л.А.Киреева, Волгоград: Учитель, 2008 год.
3. А.Д. Шатова Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников.

 


Категория: Блоги | Добавил: AMIRINA
Просмотров: 28 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
II Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IV Всероссийский творческий конкурс "Герои любимых сказок"
Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
VII Всероссийский творческий конкурс "Обитатели подводного царства"
VII Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
V Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.04.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог