Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Система работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (30.3 Kb) 06.04.2021, 18:22
Мамзонова Ирина Альбертовна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 1 "Рябинка" г.Нефтеюганск

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и, в частности, о финансово-экономических отношениях. «Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие. В дошкольном возрасте дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности, поэтому проблема формирования основ финансовой грамотности является актуальной в этом возрасте.

Цель системы: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

Задачи:
• познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, зарплата, доход, расходы.).
• формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки; развивать умение правильно обращаться с деньгами, разумно подходить к своим желаниям, сопоставлять их с возможностями бюджета семьи;
• формировать у детей представления о рекламе, ее назначении;
• Формировать понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги
не купишь.
• приобщать к некоторым традициям русского народа (традиции благотворительности);
• воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности;

Ожидаемый результат:
Воспитанник
• имеет представления о доходах и расходах семьи, понимает, что расходы семьи не должны быть расточительными;
• осознает и соизмеряет свои потребности и возможности;
• использует в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и др.)
• осознает, что сбережения семьи- это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых предметов для жизнеобеспечения;
• понимает, что реклама может помочь или навредить бюджету семьи;
• осознает правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий труд- деньги, понимает, что деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
• осознает, что цена товара зависит от его качества и от того, насколько трудно его изготовить;
• имеет представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
• осознает что главные ценности человека - это жизнь, отношения, радость и здоровье близких, что их за деньги не купишь;
• следует социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Месяц Задачи Содержание деятельности Пространственная предметно-развивающая среда

Октябрь Труд
Расширять у детей представления о труде и лени, о результатах труда (товар и услуга), продолжать знакомить с профессиями взрослых, воспитывать
уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги
Беседы «Труд и профессии», «Домашний труд». Цель: формировать представления о необходимости домашнего труда, о важности его распределения между всеми членами семьи
Дидактическая игра «Выбор профессии». Цель: закреплять знания о профессиональных действиях.
Д/и «Найди ошибки»-закреплять представления об орудиях труда.
ИКТ-игры «Кому нужны эти предметы».
Беседа «Товар или услуга». Цель: формировать представление о результатах труда.
Просмотр презентации «Профессии». Цель : формировать представление о профессиях, об орудиях труда, о продуктах труда.
Обсуждение смысла пословиц и поговорок о труде:
• Дело мастера боится
• Дерево ценят по плодам, а человека — по делам
• Каков мастер, такова и работа
Чтение и обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»
Чтение стихов о труде Н.Харитонова «Выбор за тобой», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла», сказки «Домашнее хозяйство»
Составление рассказов о профессиях по схеме-развивать умение декодировать информацию
Изобразительная деятельность: Лепка по мотивам дымковской игрушки «Лошадки»,
Конструктивная деятельность «Конструирование из лего «Мебель»
Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Водители», «Ярмарка мастеров», «Фермер»
Работа с родителями: предложить рекомендации «Воспитываем трудолюбие. Домашние обязанности ребенка».
Подготовить совместно с ребенком поделку для с/р игры «Ярмарка мастеров» Предметные и сюжетные картинки по теме «Профессии»
ИКТ-игра «Кому нужны эти предметы», д/и «Найди ошибки»
Презентация «Профессии»
Схема для составления рассказа о профессии
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
«Ярмарка мастеров»: поделки детей
«Фермер»: муляжи овощей, фруктов, грабли, лопатки, лейки, предметы -заместители
Видеофайлы мультфильмов

Ноябрь Товары и услуги
познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа»;
научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;
объяснить, от чего зависит цена товара; научить детей сравнивать и анализировать цены на товар; воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.
Рассказ воспитателя «Что такое «товар»?», «Что такое цена?»,
Решение экономических задач- научить детей считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.
Сюжетно-ролевые игры «Ярмарка», «Семья в магазине», «Город мастеров»
Лото «Обмен»-развивать умение оценивать равнозначность товаров при обмене.
Дидактическая игра «Товар или услуга»- закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках, воспитывать уважение к любой работе.
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» «Ценные вещи».

Предметные картинки: продукты, одежда, дом, мебель, обувь, книги, игрушки, бытовая техника
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
«Ярмарка»: поделки детей
«Семья в магазине»: муляжи продуктов, витрины, кошельки, деньги (копии рублей монет и купюр.
Карточки с изображениями разных товаров с указанием цен для решения задач
Дидактическая игра «Товар или услуга»
Лото «Бартер»

Видеофайлы мультфильмов

Декабрь Деньги
Познакомить детей с видами денежных знаков, денежными единицами некоторых стран, формировать представления о понятиях: деньги, купюры, монеты, аверс, реверс, обмен, обучать детей пользоваться деньгами, разумно относиться к расходованию денег.

Рассказ воспитателя «Что такое деньги?», «Дом, где живут деньги. Банк», Виртуальная экскурсия в банк
Беседы «Как правильно тратить деньги?», «Труд и зарплата»,
Встреча с интересными людьми «Банковский работник»
Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы» серии «Что такое деньги», «Уроки тетушки Совы. Работа и зарплата»
Рассматривание денежных знаков разного достоинства.
Познавательное сообщение «Современный вид денег – пластиковая карта»
Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок: По работе и деньги. Денежки труд любят. Копейка рубль бережет.
Интерактивное чтение сказки «Приключение монетки», чтение и обсуждение сказки Т.В. Грековой «Клад»
Дидактические игры «Сложи монетки», «Замени купюру монетами»- развивать умение считать деньги, умение разменивать купюры монетами меньшего номинала.
ИКТ- игра «Покупки» («На какой товар хватит денег»)
Сюжетно –ролевые игры «Супермаркет», «Банк»
Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах:
Копейка рубль бережет. Копейка к копейке — проживет семейка. Деньги счет любят.
Оригами «Кошелек»
Работа в книжном уголке: чтение познавательной литературы по темам «Деньги», «Покупки в магазине».
Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»
Работа с родителями: Памятка «Советы по финансовому воспитанию», консультация «Карманные деньги» Презентация «Что такое банк»
Изображения российских монет и купюр разного достоинства, банковских карт
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Банк»: окно «Касса», банкомат, бумажные деньги, монеты.
Видеофайлы мультфильмов
Бумага для оригами
Альбомы
Иллюстрации к сказкам для викторины
ИКТ- игра «Покупки»
Бумага для оригами «Кошелек»

Январь Семейный бюджет
Формировать первоначальные представления о семейном бюджете, о его составляющих,
о понятиях «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия», «потребности».
Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.
Рассказ воспитателя «Семейный бюджет. Доходы. Расходы».
Просмотр мультфильма «Азбука денег с тетушкой Совой. Семейный бюджет», беседа по содержанию
Беседа «Доходы и расходы вашей семьи»
Чтение сказки «Хранители бюджета»
Игра с мячом «Доход или расход?» -закреплять умение различать доходы и расходы.
Составление модели «Доходы и расходы семьи»-развивать умение составлять схемы, кодировать информацию
Составление рассказов на темы: «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин»,
Игра-ситуация «Папа и мама получили зарплату. Распределение дохода»
Решение арифметических задач «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами» - научить дошкольников считать деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.
Поделка из бросового материала (пластиковая бутылка) «Копилка»
Рисование «Моя семья» Картинки, иллюстрирующие доходы и расходы семьи.

Материал для поделки: пустые пластиковые бутылки, цветная бумага.
Атрибут для сюжетно-ролевых игр
Иллюстрации к арифметическим задачам «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами
Материал для рисования

Февраль Потребности
Формировать у детей общее представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, о понятиях «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности», формировать умение группировать потребности (физиологические, потребность в безопасности, в образовании, потребность в общении и семье, другие потребности) Беседа «Что необходимо человеку? Потребности семьи»
Дидактические игры «Шкатулка с желаниями», «Что нужно доктору?», «Что важнее?» , «Кому что подарим»
Создание модели «Потребности человека»
Сюжетно-ролевые игры «Семья на отдыхе», «Овощной магазин», «Поликлиника», «Салон красоты (Парикмахерская)»
Чтение К.И.Чуковский «Телефон»,
Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Потребности и возможности»,
мультфильма «Ох и Ах идут в поход»
Беседа по сказкам «Потребности сказочных персонажей»: В.Катаев «Цветик-семицветик», «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Как коза избушку построила» Картинки, иллюстрирующие потребности человека для создания модели
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: наборы «Поликлиника», «Салон красоты (Парикмахерская)», «Прейскурант цен» на услуги доктора, парикмахера, деньги монеты номиналом 1, 2, 5, 10 руб
Видеофайлы мультфильмов
Презентация с иллюстрациями из сказок

Март Магазины и покупки
Расширять и уточнять представления об устройстве и разнообразии магазинов, о профессиях работников магазина. Рассказ воспитателя «Места торговли: магазин, рынок, ярмарка», «Цена, ценник, товар»,
Беседа «Кто работает в магазине?» - расширять и уточнять представления о профессиях работников магазина.
Ситуативный разговор «Идем за покупками. Как правильно выбирать товары в магазине»
Чтение и обсуждение сказки «Мишин магазин»
Составление модели «Семейные покупки»
Составление рассказа на тему «Как мы ходили в магазин»
Сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Семья», «Кафе», Дидактические игры «Что где продается?», «Лучший товар (Что купят)», «Что и когда лучше продать?»-формировать представления о разнообразии магазинов, «Разложите товар» - учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Изобразительная деятельность: рисование «Магазин» Презентация «Места торговли»
Иллюстрации о разных видах магазинов
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Дидактические игры «Что где продается?», «Лучший товар (Что купят)», «Что и когда лучше продать?», «Разложите товар»
Материалы для изодеятельности

Апрель Бережливость
Заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей, формировать представления о разных видах ресурсов понятиях «экономия ресурсов», ресурсы», «накопления», вклад» Рассказ воспитателя «Полезные экономические привычки», «Сохранить и приумножить. Вклады и сбережения»,
Беседа «Как экономить ресурсы (электроэнергия, вода, тепло)»
Дидактическая игра «Хорошо — плохо»
Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»
Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка».
Организация работы с детьми в «Мастерской по ремонту книг». Обсуждение пословиц «Бережливость — не скупость»
Составление рассказа на тему: «Я уважаю чужой труд», «Что значит быть бережливым?».
Акция «Вторая жизнь моей игрушки». Цель: побуждать детей обмениваться игрушками.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Банк»
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Цель: совершенствовать умения изготавливать по схемам картины для украшения группы, игрушек из бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.). Иллюстрации полезных и вредных экономических привычек
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Материал для рисования
Схемы и образцы поделок из бросового материала, пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.).. .
Материалы для работы в «Мастерской по ремонту книг»: (клей, калька, бумага).

Май Реклама
Формировать представления о понятиях «реклама», «рекламировать», о том, для чего она нужна реклама и о ее недостатках. Учить детей правильно воспринимать рекламу.
Рассказ воспитателя «Что такое реклама?», «Кто создает рекламу?»,
Беседа «Реклама в сказке», «Почему нельзя верить рекламе». Цель: формировать представления о рекламе, о ее пользе и вреде.
Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» Составление рассказов на темы: «Какая реклама для детей по телевизору мне нравится и почему»
Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи». Цель: формировать у детей многоаспектное представление о деятельности предприятия общественного питания», «Рекламное агентство» - формировать представление о процессе создания рекламы
Рисование на тему «Моя любимая реклама»
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности:
Работа в книжном уголке: просмотр альбомов «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».
Конкурс на лучшую рекламу игрушки (книги) «Я рекламирую…». Рекламные буклеты из разных магазинов
Иллюстрации к сказкам «Сказка о царе Салтане», «Как старик корову продавал»,
«Айболит», «Вешки и корешки»
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пиццерия для всей семьи»

Используемая литература:
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет.
2. Играем в экономику: комплексные занятия , сюжетно-ролевые и дидактические игры. Авт-сост. Л.А.Киреева, Волгоград: Учитель, 2008 год.
3. А.Д. Шатова Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников.

 


Категория: Блоги | Добавил: AMIRINA
Просмотров: 447 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог