Сегодня: 16.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Система успешной адаптации первоклассников

СКАЧАТЬ (37.7 Kb) 21.06.2024, 16:03
Шпак Людмила Владимировна
учитель начальных классов, МКОУ "СОШ № 6 МО "Ахтубинский район"
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому, важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
 
Я работаю учителем начальных классов.  Мне, как и моим коллегам, очень хочется, чтобы первоклассники, пришедшие в нашу школу, чувствовали себя комфортно и процесс адаптации у них проходил легко и спокойно.  Поэтому было принято решение на базе нашей общеобразовательной организации открыть группы предшкольной подготовки. Занятия ведутся с октября по май, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 2 часа.
На родительских собраниях родителям и детям был предложен набор конкретных занятий, базирующих на основных положениях программы обучения и развития детей  6 лет «Предшкольная пора».

Уже много лет наш коллектив работает в этом направлении. И результаты говорят сами за себя: в игровой форме проводим занятия, которые помогают    развивать    и обучать детей шестого года жизни в условиях групп предшкольной подготовки, обеспечивать их общее психическое развитие, помогает формированию предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве.
Работа складывается очень гармонично: мы, специалисты по начальному образованию указываем какого ученика хотим видеть в первом классе, какими качествами он должен обладать, чему должен научиться для успешного старта в первом классе. Используем для этого все необходимые формы и методы при работе с детьми дошкольного возраста.

Основной цель в процессе занятий дошкольников: создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации будущих первоклассников к школьному обучению.
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволяет ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. А это и есть успешная адаптация    в школе, в будущем.

И вот дети приходят в 1 класс.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой.
 Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. И в этом, конечно, очень помогает «Предшкольная пора».
        
Для лучшей адаптации детей в 1-х классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся  двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.
  
Успешность адаптации первоклассников к школе зависит, конечно, не только от учителя, но и от родителей, в том числе. 

  
Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться, узнавать новое, интересное.  Дети в этом возрасте   очень любопытны, открыты и доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от неё новой интересной жизни.

    
Но бывает так, что ребёнок быстро понимает, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда он приносит радость. И желание первоклассника гаснет, а иногда и пропадает совсем.

    
Поэтому главная моя задача, как учителя, не дать погаснуть этому желанию- желанию учиться!

Что же было у нас?  В   наш 1 «А» класс пришли   34 человека. Как у нас проходила адаптация-приспособление ребёнка к школе, к новым условиям существования, к новым видам деятельности, к новым нагрузкам.
Легче адаптировались дети, пришедшие с предшкольной подготовки, так как они были знакомы с учителем и друг с другом. Были знакомы со школьным зданием. Они знали, что такое урок и перемена. Они привыкли к требованиям учителя, голосу учителя. Таких детей было 25 человек. Сложнее прошел адаптационный период для вновь влившихся в коллектив учащихся.
                
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, я прежде всего, ставлю задачу познакомить детей друг с другом, подружиться, стараюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствовать себя школьниками.

          
Мы знакомимся   со школой, с ее большими светлыми кабинетами, игровыми комнатами, спортивными залами. Параллельно знакомлю ребят с профессиями работников школы, учу ходить по школе парами.        Большое значение уделяю   классным часам на тему «Познакомьтесь- это Я», на которых сначала я рассказываю о себе, затем каждый из ребят рассказывал не только о себе, но и о своей семье, о своих любимых занятиях, домашних животных. Ребята приносят в класс любимые игрушки, книги, рассказывают о них.

   
Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника. Это проведение утренней гимнастики, соблюдение режима проветривания классной комнаты, привитие гигиенических норм поведения, рефлексия (формирование самооценки ребенка),          выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех), улыбка учителя и его доброжелательное отношение, организация подвижных игр на перемене, смена деятельности на уроке, организация разнообразных форм работы (групповая, парная, фронтальная, индивидуальная). Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно использую игровые приёмы обучения,  использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация). Сказочные герои- частые гости на наших уроках. А использование ярких презентаций, интерактивной доски помогает заинтересовать ребят при изучении более сложного материала.

      
В целях снятия напряжения провожу физкультурные минутки в классе под весёлую детскую современную музыку. 

       
Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно- познавательной деятельности постоянно хвалю ребят, даже за маленькие победы и удачи, поддерживаю их.


С первых дней учимся преодолевать трудности, слушать мнение товарища, высказывать своё мнение спокойно и сдержанно. Учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в туалете. Учимся играть коллективно.
    
Очень помогает в адаптационный период занятия логопеда и педагога-психолога. Это очень важная совместная работа, которая даёт свои положительные результаты.

             
В конце первой четверти , как итог адаптационного периода, мы с ребятами проводим традиционный праздник: «Посвящение в первоклассники».

        
Таким образом, наша предшкольная подготовка, создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нём субъектов, позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.


Категория: Блоги | Добавил: Thvfrjdf1964
Просмотров: 26 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог