Сегодня: 02.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Составление алгоритма

СКАЧАТЬ (432.2 Kb) 05.10.2025, 18:55
Яфарова Ксения Владимировна
учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ №33
Конспект урока русского языка по теме: «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Составление алгоритма действий.» (Русский язык: 5 класс/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская).
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:
-сформировать у учащихся умение пользоваться алгоритмом действий при слитном и раздельном написании НЕ с прилагательными
Задачи урока:
- повторить и актуализировать знания о прилагательном и существительном;
-изучить правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными;
-составить алгоритм действия при определении слитного и раздельного написания;
-выработать навык написания НЕ с прилагательными;

Ход урока:
1.Организационный момент (5 минут)
-Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите, пожалуйста на доску. Какие части речи там записаны?
Слова на доске:
1)нелепость, ненастье, невежа, несчастье, небрежность, непогода; не друг, а враг; не счастье, а горе (существительные);
2) некрасивый, небрежный, нелепый, несчастный; не дружелюбный, а враждебный; не рад, далеко не дружелюбный (прилагательные)
-Что объединяет все эти слова? (Это существительные и прилагательные с НЕ).
-А давайте с вами вспомним правописание существительных с НЕ (1.Пишутся слитно, если без НЕ не употребляются. 2.Если при помощи приставки НЕ образуется новое слово. В этом случае мы можем подобрать синоним. 3.Пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом А. )
-А знаем ли мы, как будут писаться прилагательные с НЕ? (Ребята выдвигают свои предположения). Правильно, вы уже заметили, что возможно как слитное, так и раздельное написание. Может, кто-то уже заметил некоторое сходство с правилом НЕ с существительными? (Слитно, если без НЕ не употребляются. Раздельно, если есть противопоставление с союзом А).
-Какие вы умнички! Совершенно верно! Давайте сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадях.

2. Актуализация опорных знаний (5 минут)
Задание на доске:
Спишите слова. Найдите в каждом ряду лишнее слово. Объясните свой выбор.
А) ненастный, ненастье, невзгоды, недруг (лишнее слово ненастный, так как это прилагательное);
Б) не стол, не потолок, не лампа, несчастье (лишнее слово несчастье, так как оно пишется слитно);
В) невеселый, нелепый, небрежный, невесел (лишнее слово невесел, так как это краткое прилагательное).
Г) не кирпичный; не деревянный; не железный; не глубокий, а мелкий (лишнее «не глубокий, а мелкий», так как это качественное прилагательное, а остальные относительные).

3. Изучение нового материала (5 минут)
Сопровождается записями на доске


4. Устная разминка (3 минуты)
-Ребята, придумайте 3 предложения, в которых прилагательные с НЕ будут писаться слитно. И 3 предложения, в которых НЕ с прилагательным пишется раздельно.

5.Составление алгоритма рассуждения (7 минут)
-Теперь нам необходимо выработать алгоритм, по которому мы будем работать при определении слитного или раздельного написания. Какой вопрос мы используем первым?
(К какому разряду относится прилагательное?) Правильно. Именно с этого вопроса и надо начинать. Итак, давайте попробуем составить схему нашего рассуждения.



6.Первичное закрепление материала. Комментированное письмо (3 минуты)
Спиши сочетания, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы
(Не)молодая дама; (не) грустный, а в..сёлый друг; (не)широкая, но глубокая реч..нка;
(не)отзывчивая подру..ка; (не)нас…ная погода; (не)подкупный чел…век; (не)готов к д..алогу; (не)хитрый лисёнок; (не)лисий хвост; вовсе (не)грус…ный уч…ник; нисколько (не)бледна; (не)рад оценке.

7. Дифференцированная практическая работа (7 минут)
Базовый уровень
«Допиши правило»
Вставь пропущенные слова в правило.
Частица НЕ с прилагательными пишется ________, если прилагательное не употребляется без НЕ (например, неряшливый).
НЕ пишется ________, если есть противопоставление с союзом «а» (например, не большой, а маленький).
НЕ пишется ________, если к прилагательному относятся слова: вовсе не, ничуть не, далеко не (например, вовсе не красивый).
Средний уровень
«Исправь ошибки»
Найди и исправь ошибки в написании НЕ с прилагательными. Перепиши текст правильно.
«Сегодня не ясный, а пасмурный день. Ветер не сильный, но довольно неприятный. Деревья за окном кажутся не настоящими, а нарисованными. Но даже в такой не приглядный день можно найти что-то хорошее».
Продвинутый уровень
«Смысловой детектив»
Объясни, как меняется смысл предложения в зависимости от слитного или раздельного написания НЕ.
Образец:
Он был невежлив. (Был груб).
Он был не вежлив, а тактичен. (Был именно тактичен, а не вежлив)
Теперь твоя очередь:
1. Эта комната неудобная / не удобная, а просторная.
2. Его ответ был непонятный / не понятный, а загадочный.

8. Проверка и обсуждение выполненных заданий.

9. Итоги урока (3 минуты)
-Какое правило мы сегодня изучили?
-Какие сложности у вас возникли?
-Пригодится ли это правило нам в жизни? В каких ситуациях?

10. Домашнее задание (2 минуты)
Напиши небольшой рассказ (5-7 предложений) на тему «Неудачный день», используя в нем 5-6 прилагательных с частицей НЕ (и слитно, и раздельно). Подчеркни эти прилагательные и устно объясни свой выбор написания.


Категория: Блоги | Добавил: evsot
Просмотров: 34 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
X Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 02.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог