Сегодня: 03.11.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Составление алгоритма

СКАЧАТЬ (432.2 Kb) 05.10.2025, 18:55
Яфарова Ксения Владимировна
учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ №33
Конспект урока русского языка по теме: «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Составление алгоритма действий.» (Русский язык: 5 класс/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская).
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:
-сформировать у учащихся умение пользоваться алгоритмом действий при слитном и раздельном написании НЕ с прилагательными
Задачи урока:
- повторить и актуализировать знания о прилагательном и существительном;
-изучить правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными;
-составить алгоритм действия при определении слитного и раздельного написания;
-выработать навык написания НЕ с прилагательными;

Ход урока:
1.Организационный момент (5 минут)
-Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите, пожалуйста на доску. Какие части речи там записаны?
Слова на доске:
1)нелепость, ненастье, невежа, несчастье, небрежность, непогода; не друг, а враг; не счастье, а горе (существительные);
2) некрасивый, небрежный, нелепый, несчастный; не дружелюбный, а враждебный; не рад, далеко не дружелюбный (прилагательные)
-Что объединяет все эти слова? (Это существительные и прилагательные с НЕ).
-А давайте с вами вспомним правописание существительных с НЕ (1.Пишутся слитно, если без НЕ не употребляются. 2.Если при помощи приставки НЕ образуется новое слово. В этом случае мы можем подобрать синоним. 3.Пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом А. )
-А знаем ли мы, как будут писаться прилагательные с НЕ? (Ребята выдвигают свои предположения). Правильно, вы уже заметили, что возможно как слитное, так и раздельное написание. Может, кто-то уже заметил некоторое сходство с правилом НЕ с существительными? (Слитно, если без НЕ не употребляются. Раздельно, если есть противопоставление с союзом А).
-Какие вы умнички! Совершенно верно! Давайте сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадях.

2. Актуализация опорных знаний (5 минут)
Задание на доске:
Спишите слова. Найдите в каждом ряду лишнее слово. Объясните свой выбор.
А) ненастный, ненастье, невзгоды, недруг (лишнее слово ненастный, так как это прилагательное);
Б) не стол, не потолок, не лампа, несчастье (лишнее слово несчастье, так как оно пишется слитно);
В) невеселый, нелепый, небрежный, невесел (лишнее слово невесел, так как это краткое прилагательное).
Г) не кирпичный; не деревянный; не железный; не глубокий, а мелкий (лишнее «не глубокий, а мелкий», так как это качественное прилагательное, а остальные относительные).

3. Изучение нового материала (5 минут)
Сопровождается записями на доске


4. Устная разминка (3 минуты)
-Ребята, придумайте 3 предложения, в которых прилагательные с НЕ будут писаться слитно. И 3 предложения, в которых НЕ с прилагательным пишется раздельно.

5.Составление алгоритма рассуждения (7 минут)
-Теперь нам необходимо выработать алгоритм, по которому мы будем работать при определении слитного или раздельного написания. Какой вопрос мы используем первым?
(К какому разряду относится прилагательное?) Правильно. Именно с этого вопроса и надо начинать. Итак, давайте попробуем составить схему нашего рассуждения.



6.Первичное закрепление материала. Комментированное письмо (3 минуты)
Спиши сочетания, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы
(Не)молодая дама; (не) грустный, а в..сёлый друг; (не)широкая, но глубокая реч..нка;
(не)отзывчивая подру..ка; (не)нас…ная погода; (не)подкупный чел…век; (не)готов к д..алогу; (не)хитрый лисёнок; (не)лисий хвост; вовсе (не)грус…ный уч…ник; нисколько (не)бледна; (не)рад оценке.

7. Дифференцированная практическая работа (7 минут)
Базовый уровень
«Допиши правило»
Вставь пропущенные слова в правило.
Частица НЕ с прилагательными пишется ________, если прилагательное не употребляется без НЕ (например, неряшливый).
НЕ пишется ________, если есть противопоставление с союзом «а» (например, не большой, а маленький).
НЕ пишется ________, если к прилагательному относятся слова: вовсе не, ничуть не, далеко не (например, вовсе не красивый).
Средний уровень
«Исправь ошибки»
Найди и исправь ошибки в написании НЕ с прилагательными. Перепиши текст правильно.
«Сегодня не ясный, а пасмурный день. Ветер не сильный, но довольно неприятный. Деревья за окном кажутся не настоящими, а нарисованными. Но даже в такой не приглядный день можно найти что-то хорошее».
Продвинутый уровень
«Смысловой детектив»
Объясни, как меняется смысл предложения в зависимости от слитного или раздельного написания НЕ.
Образец:
Он был невежлив. (Был груб).
Он был не вежлив, а тактичен. (Был именно тактичен, а не вежлив)
Теперь твоя очередь:
1. Эта комната неудобная / не удобная, а просторная.
2. Его ответ был непонятный / не понятный, а загадочный.

8. Проверка и обсуждение выполненных заданий.

9. Итоги урока (3 минуты)
-Какое правило мы сегодня изучили?
-Какие сложности у вас возникли?
-Пригодится ли это правило нам в жизни? В каких ситуациях?

10. Домашнее задание (2 минуты)
Напиши небольшой рассказ (5-7 предложений) на тему «Неудачный день», используя в нем 5-6 прилагательных с частицей НЕ (и слитно, и раздельно). Подчеркни эти прилагательные и устно объясни свой выбор написания.


Категория: Блоги | Добавил: evsot
Просмотров: 26 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
X Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XXI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
X Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
XXVI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
X Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 03.11.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог