1. Организационный момент. (12 мин)
Звучит музыкальный фрагмент Чайковский «Времена года. Декабрь»
Какие картины вы представили, слушая это музыкальное произведение.
Может быть, кто-то из вас знает, как называется это произведение?
2. Проверка домашнего задания. Минуты поэзии.
Какие стихотворение о зиме вы хотели бы прочитать под эту музыку?
Дети читают стихи под музыку
Чтение наизусть стихотворений о зиме.
3. Введение в новый раздел. (3 мин)
Учитель. Сегодня мы начинаем новый раздел. Прочитайте его название.
Учитель. Что значит выражение «авторские сказки»
Учитель. Вспомните, авторов – сказочников и какие сказки они написали.
(Дети вспоминают сказку братьев Гримм «Три брата» , М.Горького «Воробьишко» , Б.Заходера «Серая Звёздочка» , «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина).
Если ребята затрудняются с ответом, можно прочитать одну-две фразы из произведения, например: « Выросли сыновья молодцами, один другого лучше» бр. Гримм «Три брата»). « На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). «Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал.» (М.Горький «Воробьишко»). «Тут вмешались Розы - они предложили назвать её Красавицей» (Б.Заходер «Серая Звёздочка»).
Учитель. Предлагаю вспомнить, чем авторские сказки отличаются от народных?
Работа в группах. (5 мин)
У вас на столах лежат таблицы и карточки, которыми нужно заполнить ячейки таблицы. Кто первым закончит работу, поднимите руку.
Самостоятельная работа детей
|
Сказки |
народные |
авторские |
- Автор
|
Народ |
Поэт или писатель |
- Форма создания
|
Устная |
Письменная |
- Время создания
|
Не определено |
Известно |
- Виды и особенности сказок
|
о животных; волшебная; бытовая. |
включает в себя реальные события, а так же черты бытовой, волшебной и сказки о животных. |
Проверка на документ – камере. (3 мин)
Сравните свою работу с работой ---- группы. Совпадают ли ваши ответы с ответами ваших товарищей?
Возникли ли у вас затруднения при составлении таблицы.
Какую цель мы поставим себе на уроке?
- Учиться отличать авторскую от народной сказки.
- Находить особенности авторской сказки.
- Находить реальные и чудесные события в сказке.
1. Кто является создателем народной сказки? А литературный?
2. Прочитайте второй пункт таблицы. Как вы на него ответите?
4. Можно установить время создания народной сказки? А авторской?
5. Что вы знаете о жанрах народных сказок? Прочитайте, как в таблице (п.5) говорится об особенностях авторской сказки?
Физминутка
2 мин.
Учитель. В этом году мы продолжим чтение сказок новых авторов. Прочитайте, какую сказку мы будем читать сегодня?
Ученик. Мы будем читать сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Объявление темы урока.
Учитель. Знаете ли вы что-нибудь об этом писателе?
Я расскажу вам об этом писателе.
Экзамен-медиа 3 класс, часть 2, тема первая, вкладка 1
2. Рассказ учителя.
Ганс Христиан Андерсен(1805-1875) родился в Дании, в городе Оденсе. Отец его был башмачник, мать- прачка. Они были так бедны, что жили в одной комнате. Но для Ганса это не имело значения, он был мечтателен и находил чудеса повсюду. «Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день эти старухи пряли , сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал их по-своему, украшал их, как бы раскрашивая своими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их… (К.Г.Паустовский «Сказочник» )
Ганс не играл с другими мальчиками, они смеялись над ним ( он был некрасив, долговяз), часами сидел в маленьком дворике , у дома и сочинял истории. В семь лет он побывал в настоящем театре и с этого времени мечтал стать артистом или певцом.
В 14 лет Ганс Андерсен уехал из дома в столицу Дании город Копенгаген и . ( Позднее он напишет сказку о гадком утёнке, но самом деле о самом себе ! )
Тогда он решил записывать свои истории, ведь они были такими интересными, полными чудес и волшебства. Теперь над ним смеялись как над сумасшедшим: взрослый мужчина пишет сказки ! Но именно сказки и прославили его. При его жизни ему поставили памятник в королевском саду г. Копенгагена, а в море – памятник его Русалочке. Граждане его родного города избрали Андерсена почётным гражданином , в его честь был грандиозный фейерверк, на улицах вывешены флаги и гирлянды, школьники были освобождены от занятий и вместе со взрослыми веселились на балу, который был дан в честь великого сказочника.
Сюжеты для своих сказок Андерсен брал из жизни, бережно сохранял в них фольклорные, народные представления о доброте как главном человеческом качестве, о всепобеждающей силе любви, о трудолюбии, о справедливости, которые в конце концов всегда торжествуют. Но обстоятельства его жизни, личная судьба, которая мало давала ему счастья, накладывали отпечаток на его произведения, и некоторые его сказки заканчивались печально. Но авторская сказка имеет право на это.
3. Рассказы детей о любимых книгах и героях Г. Х. Андерсена.
Учитель. Ребята, а кто уже читал сказки Андерсена? Предлагаю вам поиграть в игру и проверить свои знания сказок Андерсена.
Экзамен-медиа 3 класс, часть 2, тема первая, вкладка 3
Викторина (3 мин)
Учитель. большинство сказок Андерсена написано об обычных вещах, которые нас окружают в повседневной жизни. У писателя была удивительная способность замечать всё, что попадалось ему на каждой тропинке и на каждом шагу, радоваться всему интересному и хорошему. Он умело соединял в своих сказках реальное и чудесное. Когда вы начнёте читать сказку « Стойкий оловянный солдатик», вы заметите это с самых первых строчек. Давайте посмотрим, что в сказке фантастическое, а что похожее на жизнь?
4.Начало работы над сказкой «Стойкий оловянный солдатик»
Чтение сказки по цепочке (7 мин)
Во время чтения внимательно следите и отмечайте непонятные слова.
Словарная работа
объясняется смысл слов, встретившихся в читаемом тексте : «батист» - тонкая прозрачная ткань ; «табакерка» - коробка для табака ; «бука» - фантастическое, страшное существо.
Назовите в тексте чудесное. (5 мин)
Назовите в сказке реальное и зачитайте отрывки.
Есть ли в этом отрывке подробное описание обстановки, внешности героев? Найдите и прочитайте.
Встречалось ли такое описание в народной сказке?
Итог (4 мин)
Каким пунктом мы можем дополнить нашу таблицу?
Слайд с таблицей, где добавлен 5 пункт «описание обстановки, внешности героев»
|
Сказки |
народные |
авторские |
- Автор
|
Народ |
Поэт или писатель |
- Форма создания
|
Устная |
Письменная |
- Время создания
|
Не определено |
Известно |
- Жанровая отнсённость
|
Ограничивается определённым жанром: о животных; волшебная; бытовая. |
Не ограничивается определённым жанром: включает в себя реальные события и черты бытовой, волшебной и сказки о животных. |
описание обстановки, внешности героев |
подробное описание отсутствует |
подробное описание обстановки, внешности героев |
|
|
|
|
|
|
Это тоже одно из отличий авторской сказки от народной.
Ребята, какие же отличия авторской сказки от народной мы сегодня отметили?
(в авторской сказке сочетается чудесное и реальное, есть подробное описание обстановки, внешности героев)
Обратили ли вы внимание, что в таблице есть пустые ячейки? Почему, как вы думаете?
5. Домашнее задание. Дочитать сказку до конца, продолжите отмечать чудесное и реальное в сказке. Подумайте, чего больше? По желанию нарисуйте рисунок к сказке.
|