Социализация дошкольников средствами сказкопедагогики (на материале Андрея Маниченко)
(19.3 Kb)
| 14.12.2022, 21:40 |
Тютяева Ирина Викторовна |
педагог дополнительного образования, МУ ДО"Центр детского творчества Ленинского района" города Саратова |
Я работаю в системе образования с дошкольниками уже долго - более 15 лет. Дошкольный возраст – это очень важный период для развития личности ребенка. К сожалению, сегодня на наших юных воспитанников выливается слишком много информации низкого качества. Дети смотрят ненужные мультфильмы и программы, а привычных добрых сказок даже и не знают. Перед родителями и педагогами встаёт проблема: как отвлечь ребёнка от телеэкрана, как помочь ему стать добрым, честным, отзывчивым, целеустремлённым. Столкнувшись с этой проблемой, и, прочитав много педагогической литературы, я сделала для себя открытие - сказкопедагогика.
И сегодня я представляю вашему вниманию доклад на тему: «Социализация дошкольников средствами сказкопедагогики ( на материале программы Андрея Маниченко).
В рамках доклада я хочу ответить на вопрос: какая программа может помочь решить вопросы, связанные с развитием личности ребёнка и его социализацией.
Наша задача - не просто воспитать определённые качества личности, а сделать так, чтобы ребёнок не потерялся в современном мире: научился находить выход из сложных жизненных ситуаций, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к окружающим.
Исследуя этот вопрос, я нашла много замечательных программ: О.А Шороховой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, О. Коношенко и других.
Каждая из них по-своему интересна и заслуживает особого внимания. Так, программа Ольги Шороховой работает только в условиях детского сада и представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника. Программа Ольги Коношенко под названием «Радужный зайчик» для детей с шести до девяти лет рассчитана на ребят с повышенным уровнем тревожности, застенчивых, замкнутых, а также гиперактивных. Но наиболее ценной именно для моих детей мне показалась программа воспитания характера, созданная под руководством Андрея Маниченко. Её-то я и использую в своей работе с дошкольниками.
Свою программу воспитания характера Андрей Маниченко стал разрабатывать тридцать лет назад, когда работал сельским учителем. За многие годы он протестировал тысячи шестилеток. Его интересовал вопрос, почему одни дети легко проходят тесты, а другие нет. Ответ подсказали сами родители. Оказалось, что успешным детям часто рассказывали сказки. Уровень шестилеток был настолько разным, что Андрей Маниченко преисполнился решимости создать программу воспитания характера, основанную на сказках. Он хотел доказать, что в каждом ребёнке заложен огромный потенциал.
В 1982 году он познакомился с удивительной книгой мудрого педагога Ш.А. Ашонашвили «Созидая человека», в которой был впервые описан метод персонализированных сказок. Маниченко вместе с ведущими сказкотерапевтами разработал персонализированные сказки и увеличил их воспитательное воздействие, добавив в программу куклу-рукавичку. Андрей Маниченко замечает, что «теперь нравственные беседы идут не от родителей, а от любимого «друга». Некоторые дети склонны не доверять взрослым, но даже самым сокровенным охотно делятся с куклой-другом».
Программа, которую я использую в своей работе, состоит из четырёх пособий для воспитания характера.
1. «Как воспитать ребёнка добрым».
2. «Как воспитать ребёнка умным».
3. «Как воспитать ребёнка сильным».
4. «Как воспитать ребёнка лидером».
Каждое пособие имеет очень интересную структуру.
Так, в пособии «Как воспитать ребёнка лидером», выделяются 7 основных сторон доброты, которые располагаются в виде ступеней от низшего проявления качества к высшему.
1. Дружелюбие
2. Честность
3. Отзывчивость
4. Совесть
5. Сострадание
6. Благородство
7. Любовь
Пособие «Как воспитать ребёнка умным» помогает формированию у детей таких важнейших черт характера как:
-любознательность;
-наблюдательность;
-память;
-логика;
-беглость;
-оригинальность;
-дальновидность
Чтобы воспитать ребёнка сильным, вниманию детей предлагаются сказки, направленные на воспитание:
1. веры в себя,
2. смелости (умения вести себя достойно в стрессовых ситуациях),
3. трудолюбия,
4. настойчивости,
5. обязательности,
6. оптимизма,
7. целеустремлённости.
Воспитать в ребёнке лидерские качества помогут сказки, нацеленные на формирование таких важнейших черт характера как:
-уверенность,
-решительность,
-ситуационное лидерство (ребёнок принимает нужные решения в сложных ситуациях),
-поддержка (ребёнок помогает другим стать увереннее),
-делегирование (ребёнок распределяет задачи между другими).
Сказкотерапия проводится в небольших группах. Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В четырёх и пятилетнем возрасте длительность занятия - 15-20 минут, в шестилетнем - 25-30 минут. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности ребёнка.
Программу, созданную под руководством А. Маниченко я адаптировала с учётом особенностей детско-подросткового клуба. На занятия по подготовке к школе приходит много детей, не посещающих детский сад, а следовательно не имеющих опыта социализации.
Перед началом чтения я говорю своим ребятам: «А сейчас мы с вами отправимся в сказку, но только сказка эта будет необычная. Самым главным героем в этой сказке будете… вы». И вот уже каждый мой маленький ученик оказывается в волшебном мире, который поможет ему стать хорошим, добрым человеком.
В процессе работы (в начале учебного года и в конце) вниманию ребят предлагается диагностический приём под названием «Золотая рыбка». Дети загадывают три желания золотой рыбке. Интересно наблюдать, как сильно меняется характер этих желаний. Если в начале года они имеют потребительски-детскую окраску (хочу себе игрушку - пожарную машину, а папе - настоящий «Форд» (Саша, 6 лет). Хочу, чтобы любимая игрушка обезьянка Чи-чи умела говорить (Ксюша, 6 лет). Мечтаю о большой белой лошадке (Полина, 6 лет), то в конце года характер этих желаний совершенно иной (я хочу, чтобы никто в семье у нас никогда не болел, чтобы все дети слушались своих родителей и любили их (Саша, 6 лет). Я мечтаю, чтобы больные дети поскорее выздоровели, а у сироток появились бы родители (Ксюша, 6 лет). Я хочу, чтобы на Земле не было войн и чтобы все люди помогали друг другу и были добрыми (Полина, 6 лет).
Конечно, это частично связано и с взрослением ребёнка, но и велико облагораживающее воспитательное влияние сказок.
Итак, вывод:
1. Данная программа способствует формированию основ нравственности и социализации ребёнка.
2. Продуманное учебно-методическое сопровождение позволяет использовать её педагогам с разным педагогическим опытом.
|
Категория: Блоги | Добавил: Irinatyutyaeva
|
Просмотров: 230 | Загрузок: 4
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|