Сегодня: 21.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Социально-эмоциональное благополучие дошкольников: роль педагогов и родителей в его обеспечении

СКАЧАТЬ (166.7 Kb) 27.09.2025, 05:34
Ильина Олеся Владимировна
воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 29"
Современная педагогика уделяет особое внимание формированию социально-эмоционального благополучия детей, поскольку оно является основой успешного личностного роста и будущего социального функционирования индивида. Согласно исследованиям ряда ученых (А.Г. Асмолов, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.В. Антонова), именно раннее детство становится определяющим периодом в развитии основных черт характера, необходимых ребенку для успешной социализации и достижения позитивных результатов в учебной деятельности.
 
Социально-эмоциональное благополучие включает в себя способность ребенка осознавать собственные эмоции, управлять ими, эффективно общаться с окружающими людьми, формировать адекватную самооценку и развивать социальную адаптацию. К ключевым характеристикам относятся:
• эмоциональная устойчивость;
• способность устанавливать положительные взаимоотношения;
• саморегуляция поведения;
• умение решать конфликты конструктивно.

Педагоги играют важную роль в поддержании социально-эмоционального климата в группе детского сада. Их обязанности включают организацию комфортной атмосферы, поддержку инициативности ребенка, обучение основным социальным нормам и правилам межличностного общения.

Основные направления деятельности педагогов направлены на:
• создание доброжелательного отношения ко всем воспитанникам независимо от особенностей темперамента, характера и возможностей;
• проведение регулярных игровых тренингов, направленных на укрепление доверия среди участников группы;
• формирование эмоциональной культуры, включающей умение распознавать и выражать чувства словами и действиями;
• организация сотрудничества между детьми и взрослыми, создание условий для реализации потребности в признании и поддержке.

Примером эффективных методик являются игровые ситуации, позволяющие ребенку переживать опыт успеха и достижений, преодолевать трудности и получать признание своей значимости.

Родители также оказывают значительное влияние на уровень эмоционального комфорта своего ребенка. Для эффективной помощи родителям рекомендуется организовать специальные консультации и семинары, посвященные вопросам воспитания и эмоционального развития дошкольников.

Ключевые советы родителям включают:
• демонстрацию безусловной любви и принятия;
• поддержку инициативы и стремление ребенка проявлять активность;
• поощрение самостоятельности и ответственности;
• совместное участие в занятиях и играх, направленное на эмоциональное сближение;
• обучение ребенка конструктивным методам разрешения конфликтов и управления эмоциями.

Совместная работа педагогов и родителей способствует созданию целостной системы поддержки и помогает избежать ситуаций тревожности и дискомфорта у ребенка.

Для укрепления социально-эмоционального благополучия важно интегрировать ряд мероприятий в ежедневную практику образовательного учреждения и домашнего пространства:
• использование методов арт-терапии и драматизации для выражения эмоций;
• регулярное проведение сюжетно-ролевых игр, стимулирующих социальное взаимодействие;
• индивидуальная поддержка особых потребностей каждого ребенка, особенно тех, кто испытывает трудности в адаптации;
• информирование родителей о результатах диагностики эмоционального состояния детей и рекомендациях по дальнейшему сопровождению;
• постоянное сотрудничество педагогов и родителей, позволяющее учитывать индивидуальные особенности каждой семьи и оптимизировать работу с ребенком.

Таким образом, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольников требует комплексного подхода, объединяющего усилия педагогов и родителей. Создавая атмосферу заботы, уважения и понимания, взрослые помогают каждому ребенку раскрыть потенциал, сформировать устойчивые социальные связи и приобрести необходимые компетенции для дальнейшей жизни.

Список литературы:
1. Асмолов А.Г., Петровская О.В. Психология личности и гуманизация образовательного процесса // Вопросы психологии. №3. 2018.
2. Антонова Т.В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игры // Педагогика и психология развития ребенка. №2. 2020.
3. Смирнова Е.О., Холмогорова А.Б. Особенности эмоционального развития современных дошкольников // Мир науки, культуры, образования. №4. 2021.


Категория: Блоги | Добавил: Olesyailina
Просмотров: 33 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 21.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог