Сегодня: 03.11.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Социально-эмоциональное благополучие дошкольников: роль педагогов и родителей в его обеспечении

СКАЧАТЬ (166.7 Kb) 27.09.2025, 05:34
Ильина Олеся Владимировна
воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 29"
Современная педагогика уделяет особое внимание формированию социально-эмоционального благополучия детей, поскольку оно является основой успешного личностного роста и будущего социального функционирования индивида. Согласно исследованиям ряда ученых (А.Г. Асмолов, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.В. Антонова), именно раннее детство становится определяющим периодом в развитии основных черт характера, необходимых ребенку для успешной социализации и достижения позитивных результатов в учебной деятельности.
 
Социально-эмоциональное благополучие включает в себя способность ребенка осознавать собственные эмоции, управлять ими, эффективно общаться с окружающими людьми, формировать адекватную самооценку и развивать социальную адаптацию. К ключевым характеристикам относятся:
• эмоциональная устойчивость;
• способность устанавливать положительные взаимоотношения;
• саморегуляция поведения;
• умение решать конфликты конструктивно.

Педагоги играют важную роль в поддержании социально-эмоционального климата в группе детского сада. Их обязанности включают организацию комфортной атмосферы, поддержку инициативности ребенка, обучение основным социальным нормам и правилам межличностного общения.

Основные направления деятельности педагогов направлены на:
• создание доброжелательного отношения ко всем воспитанникам независимо от особенностей темперамента, характера и возможностей;
• проведение регулярных игровых тренингов, направленных на укрепление доверия среди участников группы;
• формирование эмоциональной культуры, включающей умение распознавать и выражать чувства словами и действиями;
• организация сотрудничества между детьми и взрослыми, создание условий для реализации потребности в признании и поддержке.

Примером эффективных методик являются игровые ситуации, позволяющие ребенку переживать опыт успеха и достижений, преодолевать трудности и получать признание своей значимости.

Родители также оказывают значительное влияние на уровень эмоционального комфорта своего ребенка. Для эффективной помощи родителям рекомендуется организовать специальные консультации и семинары, посвященные вопросам воспитания и эмоционального развития дошкольников.

Ключевые советы родителям включают:
• демонстрацию безусловной любви и принятия;
• поддержку инициативы и стремление ребенка проявлять активность;
• поощрение самостоятельности и ответственности;
• совместное участие в занятиях и играх, направленное на эмоциональное сближение;
• обучение ребенка конструктивным методам разрешения конфликтов и управления эмоциями.

Совместная работа педагогов и родителей способствует созданию целостной системы поддержки и помогает избежать ситуаций тревожности и дискомфорта у ребенка.

Для укрепления социально-эмоционального благополучия важно интегрировать ряд мероприятий в ежедневную практику образовательного учреждения и домашнего пространства:
• использование методов арт-терапии и драматизации для выражения эмоций;
• регулярное проведение сюжетно-ролевых игр, стимулирующих социальное взаимодействие;
• индивидуальная поддержка особых потребностей каждого ребенка, особенно тех, кто испытывает трудности в адаптации;
• информирование родителей о результатах диагностики эмоционального состояния детей и рекомендациях по дальнейшему сопровождению;
• постоянное сотрудничество педагогов и родителей, позволяющее учитывать индивидуальные особенности каждой семьи и оптимизировать работу с ребенком.

Таким образом, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольников требует комплексного подхода, объединяющего усилия педагогов и родителей. Создавая атмосферу заботы, уважения и понимания, взрослые помогают каждому ребенку раскрыть потенциал, сформировать устойчивые социальные связи и приобрести необходимые компетенции для дальнейшей жизни.

Список литературы:
1. Асмолов А.Г., Петровская О.В. Психология личности и гуманизация образовательного процесса // Вопросы психологии. №3. 2018.
2. Антонова Т.В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игры // Педагогика и психология развития ребенка. №2. 2020.
3. Смирнова Е.О., Холмогорова А.Б. Особенности эмоционального развития современных дошкольников // Мир науки, культуры, образования. №4. 2021.


Категория: Блоги | Добавил: Olesyailina
Просмотров: 18 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
X Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XXI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
X Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
XXVI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
X Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 03.11.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог