Сегодня: 16.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Социальные факторы молодежной преступности

СКАЧАТЬ (136.0 Kb) 04.06.2024, 13:04
Морозова Елена Васильевна
alternativa78-78@mail.ru, УКП"Алатырский технологический колледж"
"Народы России. Языковая классификация народов.
Этнический и религиозный состав
России"

Цели:
1. Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.
2.Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.
3.Отработать умения обобщать и систематизировать знания.

УУД: Личностные - готовность к самообразованию и самовоспитанию, воспитание толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой к восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Коммуникативные - умение работать в парах, группах.
Познавательные умение работать с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
Регулятивные - осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, материалы электронного приложения к учебнику.

Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, презентация, лист учета (для учащихся).

1.Организационный момент. • 1-2 минуты;
Слайд. №1. (раздать таблицы №1 и №2)
Какую тему мы изучаем в последние несколько уроков? На слайде представлен тест. Попробуйте в течение 1 минуты ответить на вопросы теста. Тест очень легкий, он настроит вас на работу на уроке.

Слайд. №2
Тест
1.Численность населения России (млн.) а) 280 б) 354 в) 142
2.Место России по числу жителей а) 3 б) 9 в) 7
3. Естественный прирост а) умершие б) родившиеся в) разность
4.Воспроизводство а) убыль б) возобновление в) рост
5. Демографический кризис: а) резкое уменьшение населения, б) резкое увеличение населения, в) рождаемость.

II. Актуализация знаний.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. Возникновение проблемной ситуации.

Слайд. №3
- Уважаемые ребята! Сегодня мы снова поговорим о многогранности и самобытности нашей родины- России. Если бы какой-нибудь добрый волшебник сумел создать из России новую планету и запустить её в космос, Россия стала бы вращаться вокруг Солнца, не испытывая недостатка ни в воздухе и воде, ни в металлах и топливе ни в технологиях и знаниях. Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет. - Но как вы думаете, каково самое главное богатство любого государства? Кто является двигателем прогресса? Кто ведет страну к новым открытиям, свершениям? (это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины).

Слайд. №4
- Прочитайте, пожалуйста, термины, записанные на слайде:
ЭТНОС, Титульный народ, АССИМИЛЯЦИЯ, Конфессии
-Кто из вас может объяснить значение этих терминов? ( высказывают свое мнение)

III. Постановка учебной задачи.
Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
Если затрудняетесь объяснить значение этих слов, где можно найти эту информацию?
В ИНТЕРНЕТЕ.

Слайд. №5
В связи с особенностями нашей школы, у нас нет доступа к интернету, поэтому я значение терминов нашла в географическом интернет словаре. Поэтому вам остается прочитать их и законспектировать в тетради!

Слайд. №6
- Предположите, какую тему мы сегодня будем изучать?
- Запишите тему урока: «Этнический, национальный состав населения России».

Слайд. №7
- Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока? (зачитываем цели на слайде)

Слайд. №8 предлагаю познакомиться с планом, по которому мы будем работать на сегодняшнем уроке.
1. Этнический состав населения России.
2. Религиозный состав населения.
3. Особенности национального состава населения Красноярского края

Вы уже изучили большой материал по теме «Население России». Возьмите таблицы №1 и запишите в первую колонку, что самое главное для себя вы запомнили и узнали, а во вторую колонку, запишите вопросы, на которые можете получить ответы на сегодняшнем уроке. (обучающиеся записывают в таблицу данные). А третий столбик вы будете заполнять в течение урока, если вы нашли ответ на вопрос.
Итак, что же вы хотите узнать? (зачитывают). К этой таблице мы вернемся в конце урока и выявим, смогли ли вы ответить на все поставленные вопросы.
Знаю Хочу узнать Узнал

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий.

3.Работа в парах
Прочитайте 1 пункт параграфа 13. (3мин.) Посовещайтесь со своим соседом по парте и ответьте на вопросы:
1.Какие народы России по численности являются крупнейшими?
2.В каком регионе страны наиболее сложный этнический состав?
(Наиболее сложный этнический состав характерен для Северного Кавказа) -Почему вы так думаете?
- Назовите, какие национальности можно отнести к малым народам.

4. Работа с атласом
Откройте атлас - на странице 8-9 «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы - в семьи.
- Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России.
Давайте подробнее с ними познакомимся.

Индоевропейская семья Алтайская семья Кавказская семья Уральская семья
Славянская группа Тюркская группа Монгольская группа Финно-угорская группа
Русские, украинцы, белорусы Татары, чуваши, башкиры, казахи, азербайджанцы, тувинцы, алтайцы, ногайцы, карачаевцы и др. Буряты, калмыки. Аварцы, дагистанцы, лакцы, кабардинцы, чеченцы, ингуши, адыгейцы, грузины Мордва, удмурты, марийцы, карелы, коми, коми-пермяки, ханты, манси.
Назовите самую большую языковую семью. (Индоевропейская)
-Какие языковые группы и какие народы входят в состав индоевропейской семьи?

Внимание на слайд №5.
Языковая семья-
Языковая группа-
Народы, относящиеся к этой семье –
Самые многочисленные народы-
Самые малочисленные –
Ареал проживания -

5. Работа в группах
А сейчас, вы по этому же плану (у каждого на парте) с помощью таблицы и карты дайте характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 группа- алтайская семья, 2 группа - уральско-юкагирская, 3 группа - северокавказская (ответы).
Языковая семья Индоевропейская
Языковая группа славянская
Народы, относящиеся к этой семье Русские, украинцы
Самые многочисленные народы русские
Ареал проживания

V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи, составив кластер «Этнический состав населения России».
Кластер

(Слайд №6)
Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный - имел обрядовое значение у славянских народов, синий - цвет неба, священный для тюркских народов, белый - цвет снега - традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу. Славяне, тюрки, представители уральской языковой семьи и семьи кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.

VI Чтобы жить в многонациональной стране, нужно воспитывать в себе уважение к традициям и культуре народов России,
"Единственно верный девиз устойчивого сосуществования народов в полиэтническом государстве "В мире, но порознь"" Л.Н. Гумилев.
В мире, но сохраняя свою самобытность. Равноправие людей разных национальностей, конфессий, проживающих в нашем государстве, закреплено Конституцией РФ.
Статья 19 Конституции РФ
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Огромное количество народов населяют Россию. Чем же народы друг от друга отличаются? Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты. Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.

(Подготовленный 1ученик читает стихотворение В.Степанова «Живут
России разные народы»)
Живут в России разные Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит, Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит, Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна!

2 ученик: И в мирное время, и в годы Великих потрясений, все народы России стараются жить в согласии, дружбе и сплоченности. Одним из решающих факторов победы Советского Союза в Великой Отечественной войне над фашистской Германией явилось единство и сплоченность народов нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. В суровые годы войны все народы нашей страны сплотились вокруг героического русского народа, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. Хранить честь нашей многонациональной страны и делать все для обеспечения безопасности — долг каждого россиянина, независимо от национальности.

VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение. • 7-8 минут;
-Переходим к следующему пункту нашего урока? Это Религиозный состав населения России.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Религиозный состав России» и ответить на вопрос: «Какие мировые религии исповедуются на территории России »?

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1.Вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока. На какие вопросы вам удалось получить ответы?
• Предлагаю закрепить изученный материал с помощью игры «Верю, не верю.
Игра «Верю, не верю»
1. Россия - многонациональное государство.
2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.
3. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.
4. Народы, проживающие на территории Красноярского края, исповедуют только одну религию..
5. В нашей школе учатся только представители только одной этнической группы.
6. На территории РФ проживают представители только одной конфессии
7. Большая часть населения РФ исповедует христианство
8. На территории Северного Кавказа большинство населения исповедует ислам
Домашнее задание
1. Параграф №13, знать термины и определения.
2. Практическая работа: «Определи своё место среди народов России» (стр.8-9 атласа).
Дай характеристику народу, представителем которого ты являешься по плану: название этноса , языковая семья языковая группа, ареал расселения.
Дополнительное задание по желанию - составить синквейн «Народ»


Категория: Блоги | Добавил: alternativa78
Просмотров: 49 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог