Сегодня: 06.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Состав и особенности устаревшей лексики русского языка конца XX-начала XXI вв.

СКАЧАТЬ (32.0 Kb) 13.04.2023, 15:16
Кушхова Дина Юсуфовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Центр образования №11" г.Черкесска
АННОТАЦИЯ
Вопросы динамических изменений лексики русского языка очень актуальны в настоящее время. Современный этап развития российского общества (конец XX-начало XXI века) характеризуется существенными преобразованиями в политической, социальной, экономической, правовой, культурной сферах общественной жизни. Известно, что к влиянию социальных факторов в наибольшей степени восприимчива лексико-семантическая система языка и именно она в периоды социальных перемен подвержена наиболее существенным трансформациям.
Ключевые слова: архаизация, устаревшая лексика, лексема, лексические единицы, тематическая группа.

1. Устаревшая лексика: понятие и основные периоды
Устаревшая лексика представляет собой словесные единицы, которые вышли из активного употребления, но сохранились в пассивном словаре носителей языка. Очень важно разграничить устаревшую лексику по степени устарелости и по времени, когда эта лексика вошла в пассивный запас.

С точки зрения времени устаревания можно выделить 3 периода [4, с. 6]:
• I период – лексические единицы, устаревшие в XVIII - нач. XX вв.;
• II период – лексические единицы, устаревшие с 20-х гг. по 90-е гг. ХХ века;
• III период– лексические единицы, устаревшие с 90-х гг. по настоящее время.

Разграничение устаревшей лексики по степени устарелости и по времени вхождения в пассивный запас языка является принципиально важным и значимым применительно к современному периоду развития русского языка, характеризующемуся значительными изменениями в его составе.

2. Лексические единицы, устаревшие в 90-х годах ХХ века.
Наибольшее внимание следует уделить словам, которые устарели в третий период. К ним относятся слова, устаревшие в современный период развития русского языка или которые имеют склонность к исчезновению на данном этапе развития языка. Эта группа является очень значительной по объему и составляет около 20 % от всей устаревшей лексики [3, с. 39]

Большую часть данной группы устаревшей лексики русского языка составляют имена существительные и имена прилагательные: политработник – в СССР: политический работник; тот, кто занимался политико-воспитательной работой в Советской Армии и Флоте [1, с. 902]; духовный – в знач. «в советское время: связанный с идеологией» [1, с. 222].
Из-за изменений в социально-политической жизни России в 80-90-е годы XX века из активного словарного запаса ушли целые пласты лексики, которые связаны с советской эпохой, т.е. слова, характеризующие советский быт, деятельность КПСС, организационную структуру и деятельность комсомольских и авангардных организаций (Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, ВЛКСМ, Председателя Совета Министров, СССР и др.)

Основная масса лексических единиц, устаревших с 90-х гг. по настоящее время, - это пока языковые единицы, относящиеся к политической и экономической сфере, большинство из которых являются новыми для советского времени: обкомы - в СССР: областной комитет [1, с. 669] и др. К названной тематической подгруппе относится также целый ряд сложных слов с первой частью парт- (партийный): партбюро, парторг, парткабинет, партхозактив, партшкола, партгрупорг, партком, парткомовец и т. п. В словарях последних лет названные словесные единицы имеют помету «в СССР».

Изменению подверглась семантика лексемы партия, т. к. из ее состава исчез конкретизатор – «коммунистическая». Как отмечается в научной литературе, в советский период данное слово «употреблялось без семантического приращения только по отношению к зарубежной действительности: например, прежние контексты: Он член партии (теперь обязательно – какой); Он вступил в партию и т. п.» [2, с. 34]. Названный ряд лексем вышел из активного употребления после распада Советского Союза.

Аналогична судьба слов, образованных с помощью начальной части агит- (агитационный) и относящихся к политико-просветительной работе, проводимой в СССР: агитбригада, агитпункт, агитпоезд, агитколлектив и др.: агитбригада – в СССР: небольшой самодеятельный или профессиональный коллектив, занимающийся агитационной и культурно- просветительной работой среда населения [1, с. 28]; агитпоезд – в СССР: поезд, специально предназначенный для работы агитбригад среди населения отдельных районов [1, с. 28]. Несмотря на пометы в словарях, партбюро и обкомы существуют до сих пор

В связи с распадом СССР вышли из употребления слова, обозначающие общественно-политических организаций, административных органов различного уровня и представителей их: комсомол — в СССР. Коммунистическая организация молодежи Общественно-политическая молодёжная организация «Коммунистическая организация молодежи»; госстрах – в СССР: Главное управление государственного страхования [1, с. 223] и др.

Устаревание словесных знаков, относящихся к политической, экономической области жизни человека в современном русском языке, нередко приводит к изменению семантики. Таким образом, лексема стахановец была переосмыслена: в БТС приводятся переносные значения этой лексемы: «О человеке, работающем с целью, чтобы его заметили» [1, с. 1264].

Обозначенная тематическая группа также включает названия денежных знаков: рублевые билеты - советский период: бумажные денежные купюры достоинством 1 рубля, изъятые из обращений в период денежного реформирования 1991 года [5, с. 87].

Лексические единицы, которые устарели с 90-х годов по настоящее время, представляют научный интерес для ученых-лингвистов, поскольку без адекватного понимания значений этих слов невозможно изучение русской литературы и русской истории. К указанным единицам относятся многие устаревшие слова общественно-политической и экономической тематики, например: Верховные Советы республик, краевые, областные, районные Советы народных депутатов, гласность, серп и молот, Советский Союз и др.

Поэтому лексика, устаревшая в 90-х годах. ХХ века - это средство отражения того коренного экономического, политического изменения в нашей жизни, которое началось в конце XX века.

3. Основные тематические группы устаревших слов
В результате проведения анализа тематического отнесения исследуемого лексического репертуара можно выделить следующие основные группы:
1) общественно-политическая лексика: ГКЧП – сокр. Государственный комитет по чрезвычайному положению (высший орган власти, созданный в августе 1991 г. при попытке государственного переворота) [5, с. 172], застой – период в истории Советского Союза конца 1960-х — первой половины 1980-х годов, характеризующийся спадом в экономике, общественной и культурной жизни страны [1, с. 245]; Верховный Совет - высший орган государственной власти России; распущен указом президента от 21 сентября 1993 г., заменен двухпалатным парламентом: Советом Федерации и Государственной Думой [5, с. 131]; Советы народных депутатов - В СССР: система органов государственной власти [1, с. 1226]; партшкола - В СССР: высшая школа по подготовке кадров партийных работников КПСС [1, с. 784]

2) экономическая лексика: пятилетка – в СССР: пятилетний план развития народного хозяйства; период, охватываемый этим планом [1, с. 1053], ударник - в СССР с середины 20-х до конца 70-х годов: передовой работник социалистического производства [1, с. 1373]; маяк - В СССР: о том, кто или что является примером для кого-либо, символом, знаком чего- либо [1, с. 527]; соцсоревнование — В СССР: социалистическое соревнование (форма трудового соперничества, направленная на выполнение и перевыполнение планов путем повышения производительности труда и совершенствования производства) [1, с. 1244].

3) военная лексика: гонка вооружений – в советское время: усиленное развитие военной промышленности, усовершенствование военной техники, наращивание вооружений с целью достижения военного превосходства [5, с. 157], Советская Армия, Советский Флот, советский летчик, командир Советской Армии (офицер), солдат Советской армии и т.д. – См.: советский - в знач. "В СССР: Относящийся к Стране Советов, к СССР, принадлежащий Стране Советов" [1, с. 1226].

Границы выявленных групп очень подвижны, поскольку существует ряд лексем, относящихся одновременно к двум или более тематическим группам.

Список литературы
1. Большой толковый словарь русского языка // Сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. – СПб., 1998. – 1536 с. (БТС).
2. Ермакова О.П. Семантические процессы в лексике // Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / Отв. ред. Е.А. Земская. – М., 2000. – С. 32-36.
3. Заварзина Г.А. Семантические изменения общественно-политической лексики русского языка в 80-90-е годы XX века (по материалам словарей и газетной публицистики): Дис. ... канд. филол. наук. – Воронеж, 1998. – 220 с.
4. Загоровская О.В. Состояние русского языка на исходе XX века (лингвистический и культурологический аспекты) // Известия Воронежского пед. ун-та. Воронеж: ВГПУ, 1997. С. 5-10.
5. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. – СПб., 1998. – 700 с. (ТСЯИ).


Категория: Блоги | Добавил: kardanova
Просмотров: 144 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 06.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог