Сегодня: 10.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Сотрудничество учителя и родителей как фактор воспитания семейных ценностей

СКАЧАТЬ (20.5 Kb) 01.07.2025, 13:24
Помогаева Анна Юрьевна
учитель начальных классов, МАОУ СОШ №1 - "Школа Сколково-Тамбов"
«Педагогика должная стать наукой для всех –
и для детей, и для родителей»
В.А. Сухомлинский

Семья – основная ценность для человека. Это те близкие и дорогие люди, которые готовы помочь и поддержать тебя в трудную минуту. В каждой благополучной семье соблюдаются семейные традиции. Эти традиции выработаны не одним поколением, и, не теряя своей важности, служат хорошим стимулом и толчком во всестороннем развитии ребенка, а также способствуют духовному и культурному развитию личности. Ведь воспитание семейных ценностей – это наиболее важное условие развития духовных ценностей ребенка.

Современная система образования ориентирована на нравственное развитие учащегося. Его реализация невозможна без построения системы воспитательного сотрудничества между учителем и родителями, направленного на формирование у младших школьников нравственных ориентиров деятельности, освоение системы семейных ценностей и моральных основ её функционирования.

В работе с родителями можно использовать различные формы взаимодействия с семьями учащихся. Это как традиционные, так и современные формы работы.
- анкетирование родителей и детей
- родительские собрания в разнообразных формах
- родительский лекторий
- вечер вопросов и ответов
- тренинговые занятия
- составление совместных проектов
- информационные буклеты
- конференция по обмену опытом воспитания детей
- практикум
- дистанционное общение (дневник.ру, сферум)
- виртуальная гостиная
- консультации со специалистами в индивидуальной или групповой формах (педагог-психолог, социальный педагог).

В 2023 году я участвовала в федеральном образовательном проекте «В цифру» в качестве слушателя, родителя 9-летней девочки. Меня заинтересовала консультация по теме «Кибергигиена», в которой лектор обозначил «Главное — не нужно принижать интересы ребенка и преуменьшать важность интернета и технологий. Мир, в котором они растут, не плохой и не хороший, он просто таков, каков есть, и нам всем нужно приспособиться жить в нем.

Лучше договоритесь о временных лимитах, об офлайн-зонах в доме, а затем мягко контролируйте, но доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей». Это привело меня, как педагога, к вопросу, а какой же инструмент поможет мне-учителю сделать родителей равноправными партнерами, заинтересованными в совместном решении и положительном результате, направленном на нравственное воспитание и доверительные отношения родителей и детей. И я открыла для себя инновационную технологию коучинга.
Коучинг в образовании – это технология интерактивного общения учителя и родителя, в ходе которого родитель не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на открытые вопросы и сам находит резервы и пути решения проблемы.

Коуч-технология основывается на принципах:
- принцип равенства;
- принцип осознанности и ответственности;
- принцип сопротивления;
- принцип поэтапного развития.
(Описание данных принципов в презентации)

На практике я попробовала данную технологию проводя родительские собрания.
Родители приходят к учителю со своими вопросами (проблемами) и им важно это проработать, тогда можно использовать групповой коучинг. Это когда родители работают каждый над своей целью, но все в единой группе, по единому сценарию (парты можно поставить произвольно). Педагог не информирует родителей, а задает вопросы и находят ответы они сами, т.е. я не даю родителям готовую информацию, они сами исследуют, находят её и делятся со мной результатом.

Также на родительском собрании можно использовать командный коучинг. Столы в классе объединяются, у родителей есть общая цель, они активно вовлекаются, в то, чтобы решить конкретную проблему. Команда работает на единую цель.

Я хочу с вами поделиться примером группового коучинга используя методику «колесо баланса». Нам очень часто родители жалуются, что дети ничего не хотят делать дома, что они ленивые, всё свободное время проводят с гаджетами в руках или смотрят телевизор. Тогда я задаю вопрос «А что вы хотите, чтобы ребенок сделал?» Часто этот вопрос ставит родителей в тупик. А родитель то и не знает, что он хочет от ребенка, тогда у меня возникает еще вопрос «А чем же тогда вы недовольны?» Но ведь и ребенок не знает, что ему еще надо сделать. Это будет одной из тем группового обсуждения. Тогда родителям раздаются бланки и я прошу их записать весь перечень дел, которые они хотят, чтобы ребенок сделал. Почему мы здесь используем именно методику «колесо-баланса»? Потому что все в равном положении. Когда мы пишем список, то сначала записываем самое важное и дальше ранжируем. А в колесе приоритетно всё. Дальше мы вводим шкалу от 1 до 10. Почему это важно? Потому что есть закономерность, что измерено, то может быть изменено, как только мы начинаем замерять, мы сразу получаем доступ к изменениям, когда я вижу прогресс и есть «линейка», чтобы его измерить, тем самым я получаю опору, чтобы двигаться дальше. Именно поэтому в коучинге используется шкалирование.

Итак, родители написали дела и отмечают, насколько они удовлетворены тем, как эти дела сейчас делаются. И по школе от 1 до 10, где 10 обычно на краю колеса, максимальная удовлетворенность, а 1 – это когда ребенок совсем не занимается этим делом, но все-таки у родителя есть идея этого дела. Также еще нужно указать, с какого возраста они хотят, чтобы ребенок делал то или иное дело (может какое-то и через 1 год или через 2). Таким образом, применив коучинг-технологию, родители сами нашли ответ на свой вопрос и нашли пути его реализации.

Данную методику можно применять не только с родителями, но и с детьми.
Коучинг позволяет развивать метапредметные навыки, умение ставить цели, искать пути их достижения и находить для этого ресурсы.

Итак, что же изменилось после коучинга:
- родители переосмысляют свои взгляды на воспитание детей;
- узнают, как найти подход в решении проблем, с которыми сталкиваются дети;
- выявляют огромный потенциал для дальнейшего развития ребенка;
- выстраивают партнерские отношения «родитель-ребёнок»;
- осознают важность воспитания у ребенка семейных ценностей и кроме того, данная технология помогает разобраться в себе и расставить приоритеты в жизни родителя.


Категория: Блоги | Добавил: gorodkova1991
Просмотров: 53 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
X Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 10.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог