«Педагогика должная стать наукой для всех –
и для детей, и для родителей»
В.А. Сухомлинский
Семья – основная ценность для человека. Это те близкие и дорогие люди, которые готовы помочь и поддержать тебя в трудную минуту. В каждой благополучной семье соблюдаются семейные традиции. Эти традиции выработаны не одним поколением, и, не теряя своей важности, служат хорошим стимулом и толчком во всестороннем развитии ребенка, а также способствуют духовному и культурному развитию личности. Ведь воспитание семейных ценностей – это наиболее важное условие развития духовных ценностей ребенка.
Современная система образования ориентирована на нравственное развитие учащегося. Его реализация невозможна без построения системы воспитательного сотрудничества между учителем и родителями, направленного на формирование у младших школьников нравственных ориентиров деятельности, освоение системы семейных ценностей и моральных основ её функционирования.
В работе с родителями можно использовать различные формы взаимодействия с семьями учащихся. Это как традиционные, так и современные формы работы.
- анкетирование родителей и детей
- родительские собрания в разнообразных формах
- родительский лекторий
- вечер вопросов и ответов
- тренинговые занятия
- составление совместных проектов
- информационные буклеты
- конференция по обмену опытом воспитания детей
- практикум
- дистанционное общение (дневник.ру, сферум)
- виртуальная гостиная
- консультации со специалистами в индивидуальной или групповой формах (педагог-психолог, социальный педагог).
В 2023 году я участвовала в федеральном образовательном проекте «В цифру» в качестве слушателя, родителя 9-летней девочки. Меня заинтересовала консультация по теме «Кибергигиена», в которой лектор обозначил «Главное — не нужно принижать интересы ребенка и преуменьшать важность интернета и технологий. Мир, в котором они растут, не плохой и не хороший, он просто таков, каков есть, и нам всем нужно приспособиться жить в нем.
Лучше договоритесь о временных лимитах, об офлайн-зонах в доме, а затем мягко контролируйте, но доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей». Это привело меня, как педагога, к вопросу, а какой же инструмент поможет мне-учителю сделать родителей равноправными партнерами, заинтересованными в совместном решении и положительном результате, направленном на нравственное воспитание и доверительные отношения родителей и детей. И я открыла для себя инновационную технологию коучинга.
Коучинг в образовании – это технология интерактивного общения учителя и родителя, в ходе которого родитель не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на открытые вопросы и сам находит резервы и пути решения проблемы.
Коуч-технология основывается на принципах:
- принцип равенства;
- принцип осознанности и ответственности;
- принцип сопротивления;
- принцип поэтапного развития.
(Описание данных принципов в презентации)
На практике я попробовала данную технологию проводя родительские собрания.
Родители приходят к учителю со своими вопросами (проблемами) и им важно это проработать, тогда можно использовать групповой коучинг. Это когда родители работают каждый над своей целью, но все в единой группе, по единому сценарию (парты можно поставить произвольно). Педагог не информирует родителей, а задает вопросы и находят ответы они сами, т.е. я не даю родителям готовую информацию, они сами исследуют, находят её и делятся со мной результатом.
Также на родительском собрании можно использовать командный коучинг. Столы в классе объединяются, у родителей есть общая цель, они активно вовлекаются, в то, чтобы решить конкретную проблему. Команда работает на единую цель.
Я хочу с вами поделиться примером группового коучинга используя методику «колесо баланса». Нам очень часто родители жалуются, что дети ничего не хотят делать дома, что они ленивые, всё свободное время проводят с гаджетами в руках или смотрят телевизор. Тогда я задаю вопрос «А что вы хотите, чтобы ребенок сделал?» Часто этот вопрос ставит родителей в тупик. А родитель то и не знает, что он хочет от ребенка, тогда у меня возникает еще вопрос «А чем же тогда вы недовольны?» Но ведь и ребенок не знает, что ему еще надо сделать. Это будет одной из тем группового обсуждения. Тогда родителям раздаются бланки и я прошу их записать весь перечень дел, которые они хотят, чтобы ребенок сделал. Почему мы здесь используем именно методику «колесо-баланса»? Потому что все в равном положении. Когда мы пишем список, то сначала записываем самое важное и дальше ранжируем. А в колесе приоритетно всё. Дальше мы вводим шкалу от 1 до 10. Почему это важно? Потому что есть закономерность, что измерено, то может быть изменено, как только мы начинаем замерять, мы сразу получаем доступ к изменениям, когда я вижу прогресс и есть «линейка», чтобы его измерить, тем самым я получаю опору, чтобы двигаться дальше. Именно поэтому в коучинге используется шкалирование.
Итак, родители написали дела и отмечают, насколько они удовлетворены тем, как эти дела сейчас делаются. И по школе от 1 до 10, где 10 обычно на краю колеса, максимальная удовлетворенность, а 1 – это когда ребенок совсем не занимается этим делом, но все-таки у родителя есть идея этого дела. Также еще нужно указать, с какого возраста они хотят, чтобы ребенок делал то или иное дело (может какое-то и через 1 год или через 2). Таким образом, применив коучинг-технологию, родители сами нашли ответ на свой вопрос и нашли пути его реализации.
Данную методику можно применять не только с родителями, но и с детьми.
Коучинг позволяет развивать метапредметные навыки, умение ставить цели, искать пути их достижения и находить для этого ресурсы.
Итак, что же изменилось после коучинга:
- родители переосмысляют свои взгляды на воспитание детей;
- узнают, как найти подход в решении проблем, с которыми сталкиваются дети;
- выявляют огромный потенциал для дальнейшего развития ребенка;
- выстраивают партнерские отношения «родитель-ребёнок»;
- осознают важность воспитания у ребенка семейных ценностей и кроме того, данная технология помогает разобраться в себе и расставить приоритеты в жизни родителя.
|