СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ИГРАЕМ – РАЗВИВАЕМ!»
А знаете ли вы, что в вашем доме
масса стимулирующих детский интеллект игрушек?
Когда отечественные и зарубежные эксперты по детскому развитию говорят о стимулировании ребенка первых двух лет жизни, едва ли они имеют в виду картонные карточки для обучения географии или плакаты с буквами. Большинство из них рекомендуют поискать стимулирующие игрушки среди вашего домашнего инвентаря.
Давайте мы с вами, дорогие родители, разделимся на четыре группы: кухня, комната, ванная и улица. Подумайте какие игры и занятия можно придумать в каждой предложенной территории.
На кухне
Это, пожалуй, самое благодатное место в доме. Какие же там есть развивающие „игрушки» и что с ними можно делать:
- деревянные ложки-миски: цвета в меру яркие и привлекательные для глаз, покрыты пищевым лаком, не бьются при ударах (ощупывать, перекладывать, стучать, грызть);
- кастрюли с крышками (открыть-закрыть, подобрать крышки по размеру);
- пластмассовые контейнеры разного размера (вставлять один в другой и наоборот; греметь закрытым контейнером с сухой фасолью, крупными бусами, деревянными яйцами);
- пакеты из-под молока (положив в них что-нибудь, можно извлекать разные звуки; класть один на другой и рушить постройку; сделать „паровозик» или „машину»);
- металлическая миска и деревянная ложка (извлекать звуки, стучать то тише, то громче);
- пластмассовые бутылки с отвинчивающимися крышками (отвинчивать-завинчивать крышечки; самим сделать музыкальный инструмент, насыпав внутрь гречку, сухой горох, твердые макаронные изделия, крышку наглухо привинтите и заклейте скотчем);
- соединенные одним шнурком различные пластмассовые приспособления с ручками — сито, мерная ложка, толкушА, половник (перебирать, ощупывать, пытаться снять со шнурка);
- кукурузные хлопья (можно „переливать» и перекладывать из одной миски в другую) и иная еда, нарезанная кубиками и кусочками;
- форма для выпечки, поднос или упаковочная коробка с ячейками (заполнять ячейки чем-нибудь);
- 2-3 пластмассовых флакона или коробочки (из-под таблеток, например) разного размера (их интересно ставить друг на друга, строить башни).
В комнате
Развивающие „игрушки» в шкафах и что с ними можно делать:
- колокольчики деревянные, металлические (валдайские), глиняные (рассматривать, извлекать звук и слушать);
- рукавички и носочки с „рыбацкими» колокольчиками (пришейте их сами так, чтоб малыш не мог пораниться) или „глазками» из пуговиц (рассматривать, ощупывать и радоваться);
- катушки из-под ниток, клубки шерсти и т.д., соединенные в единую „змейку» (возить за собой);
- шкатулки и коробки с крышками (закрывать-открывать, прятать-доставать);
- яркие картинки из журналов: сделайте сами из них книгу с плотными страницами, картонную каталку для пола или сдвижные картинки на кроватку (рассматривать, классифицировать);
- зеркало (наблюдать, удивляться);
- разные по размеру картонные коробки (складывать одну в другую, через самые большие — ползать или пролезать);
- кусочки различных по фактуре, цвету и размеру тканей, сшитые в единый коврик или предоставленные малышу по отдельности (ощупывать, различать);
- платки, разные по форме, размеру и материалу (различать, надевать на себя);
- необработанные деревянные рамочки для фотографий или картин (ощупывать, хватать, держать или даже пробовать на вкус);
- браслетики из кожи (снимать-надевать на ручки и ножки, жевать);
- бусы из крупного янтаря, малахита, вишни или можжевельника на прочной шелковой нитке (ощупывать, перебирать, сосать);
- шнурки и веревки с узелками (трогать, ощупывать, пытаться развязать-соединить, кусать);
- имеющиеся дома музыкальные инструменты (трогать струны или клавиши, извлекать звуки, слушать);
- прищепки желтого, красного и синего цвета, сложенные в закрытую прозрачную пластиковую бутылку (трясти и извлекать звук, пытаться достать, различать цвета). Через несколько дней оставьте в бутылке прищепки только одного цвета. Малыш удивлен?
В ванне
Развивающие „игрушки» в ванне и что с ними можно делать:
- вода сама по себе;
- губка (сжимать-выжимать);
- пластиковая бутылка (наливать-выливать воду; если привязать шнурок – превращается в „собачку на поводке», „кораблик» и т.д.);
- разные по размеру емкости, отлично подойдут вставляющиеся другу в друга стаканчики (переливать воду);
- дуршлаг: вода просачивается через дырочки, а не просто выливается (выливать особым образом воду; узнавать о свойствах предметов).
- воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера.
- попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков «поместится» в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
- Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз).
- В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине, погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки.
- В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне.
- Губки разных размеров – поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются.
Игры на улице
- Всякий знает, что песочница – излюбленное место игр малышей.
Самое важное, чтобы песок, в котором играет ваш малыш, был чистым. Что малыш делает с песком? Он очень любит трогать его, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой. Вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. Топтать и копать его ножками.
Ребенок в год-полтора не может по-настоящему лепить куличи. Поэтому самый главный человек в песочнице – это мама, бабушка или старшие дети. Нужно лепить куличики для него. Так малыш будет видеть, как вы это делаете, и пытаться повторить. А вот самое интересное занятие для малыша – это ломать куличи. Не было ничего, вдруг появилось, опять исчезло. Поэтому, не сердитесь, когда малыш тут же сломает все ваши «творения».
- Покажите ему, какой песок сухой, какой мокрый. Как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все действия обязательно комментируйте словами.
- Чем больше разнообразных по форме куличей получается, тем интереснее. Все время покупать новые и новые формочки довольно накладно. Формочки можно делать из пластиковых бутылок и баночек от всего на свете (шампуней, кремов, майонезов, лимонада и так далее), отрезая от них самый низ. Часть формочек будут прозрачными, часть непрозрачными. А верхние части бутылок могут служить воронками для песка и воды. Или совочками и воронками одновременно, если немного срезать сбоку бутылки. Таких разных, больших и вместительных совочков вы не купите в магазине.
- Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую, копать ямы и насыпать кучи. Можно лепить руками из мокрого песка заборчики, башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилось что-то. Когда ребенок стал чуть-чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ним пристраивать башенки из ведерок, на ведерки ставить маленькие формочки, куличи, из палочек делать мосты и т.д.
- Игры с природным материалом: листья, веточки, камни, желуди, каштаны и т.д.
- Игры в догонялки, прятки (за деревьями, кустами);
- Кормить птиц.
Материал подготовлен
педагогом-психологом
Службы ранней помощи детям
Перепечаевой С.Н.
|