| 
				
			 Обоснование актуальности проекта.Я работаю учителем английского языка в средней общеобразовательной школе №22 города Великого Новгорода. Программа моего предмета включает, в том числе, и темы, связанные с туризмом. На уроках я убеждаю детей в том, что человеку, отправляющемуся в зарубежное путешествие, желательно владеть иностранным языком (в частности, английским) - хотя бы в пределах разговорного уровня. Это позволит ближе познакомиться с культурой и лучше понять внутренний мир страны и её жителей. Кроме того, близкое знакомство с культурой народов других стран способствует установлению диалога культур и воспитанию толерантных отношений между людьми. Но такой диалог культур не может состояться без глубокого знания и бережного отношения к истории и традициям своей малой родины - Новгородчины.
 
 Среди древнейших русских городов - сокровищниц культуры и искусства - Великому Новгороду принадлежит одно из первых мест. Ни один город нашей Родины не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и живописи 11-17 веков, как Новгород. В наше время Великий Новгород справедливо называют городом-музеем. Историки, археологи, реставраторы, искусствоведы неустанно работают над изучением исторических памятников Великого Новгорода.
 
 Учитывая, как велик туристический потенциал Великого Новгорода, который в настоящее время раскрывается во всем своем многообразии, мы решили обратиться к такой форме проектной деятельности, как разработка экскурсионного маршрута по наиболее значимым историческим объектам родного города.
 
 Как известно, экскурсия - один из самых первых видов туризма, с которым знакомится человек. Для детей экскурсия - это наиболее доступный вид туристического путешествия, так как она организуется в течение небольшого временного периода. Кроме того, роли экскурсоводов и гидов-переводчиков могут исполнять подготовленные школьники, что вызовет к посещаемым объектом еще больший интерес.
 
 Так возникла идея совместного проекта педагога и учащихся - экскурсии на русском и английском языках «У истоков Новгородчины»
 
 Цель проекта: разработать вместе со школьниками экскурсионный маршрут по объектам историко-культурного наследия города и провести серию нетрадиционных уроков для знакомства учащихся школы с архитектурными сооружениями Великого Новгорода.
 
 Методическое обоснование проекта.
 Нетрадиционные формы уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развить их творческую самостоятельность, обучить работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Для учащихся нетрадиционная форма урока – это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.
 
 Для педагога нетрадиционная форма урока позволяет шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.
 
 Нетрадиционную форму урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения.
 Одной из нетрадиционных форм урока английского языка может стать урок-экскурсия. В наше время, когда развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранному языку. Ученик, который способен провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры, занимает субъектную позицию в собственном образовании.
 
 Описание деятельности школьников в ходе проекта.
 В проектную команду вошли несколько учащихся 9-го класса.
 Они начали с того, что посетили интересные объекты своего города и выяснили интересные факты об этих объектах.
 
 Затем был составлен экскурсионный маршрут протяженностью 9 км:
 • Начинается экскурсия в центре Новгородского Кремля. Мы посещаем такие объекты, как памятник «Тысячелетие России», Софийский собор, Владычная палата, проходим по периметру вдоль кремлевской стены и выходим к остаткам старинного земляного вала.
 • Дальше мы двигаемся пешком до Белой (Алексеевской) башни. (1582-1584 гг., Каменная башня внешнего оборонительного пояса Великого Новгорода, возведена во время правления Ивана Грозного, являлась центром пушечной обороны на подступах к городу с южной стороны, включена в Список Всемирного населения ЮНЕСКО.
 • Далее маршрут проходит вдоль берега реки Волхов: на другом берегу можно увидеть Рюриково городище – археологический памятник у истока реки Волхов на правом берегу. По данным раскопок, люди непрерывно жили на этом месте со времен неолита (VIII-III тысячелетие до н.э.). Городище известно как место нахождения резиденции новгородский князей, с ним связаны имена многих политических деятелей древней Руси. Считается, что Новгород назван Новым Городом относительно Старого Города, находившегося на Городище.
 • Четвертая остановка - привал около Юрьевского монастыря. Свято-Юрьев монастырь является действующим православным мужским монастырем. Юрьев монастырь, датой основания которого является 1030 год, в соответствии с преданием, был заложен Ярославом Мудрым, получившим во время крещения имя Георгий, которое произносилось на русском как «Юрий». Именно этот факт лежит в основе названия монастырской обители.
 • Возвращение в центр города на общественном транспорте.
 Для пробы себя в роли экскурсоводов члены проектной команды организовали экскурсию для своего класса.
 
 Еще одним итогом проекта стало создание интерактивного наглядного пособия с демонстрацией объектов культурного наследия: памятников, архитектурных сооружений, исторических парков Великого Новгорода.
 
 Это наглядное пособие было использовано учителем для проведения нетрадиционных уроков английского языка – виртуальной экскурсии «У истоков Новгородчины»
 
 Описание деятельности педагога при подготовке и проведении нетрадиционного урока английского языка – урока экскурсии.
 
 Структура урока:
 1. Учащимся сообщается тема экскурсии и предлагается догадаться о её содержании.
 2. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания мультимедийной презентации, положенной в основу виртуальной экскурсии.
 3. Учащимся озвучиваются вопросы, на которые им предлагается ответить по окончании экскурсии.
 4. Показ мультимедийной презентации в сопровождении «гида-экскурсовода», проводящего экскурсию на английском языке (примечание: роль гидов-экскурсоводов выполняют подготовленные учащиеся).
 5. Учитель организует беседу по содержанию увиденного.
 6. В завершении проводится викторина по содержанию экскурсии.
 
 Отзывы школьников-участников проекта:
 • «У нас появилось чувство гордости за наш город»
 • «Благодаря этому проекту мы научились самостоятельно извлекать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию»
 • «Проект для нас стал возможностью сделать что-то новое и интересное самостоятельно. Он помог проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, который может понадобиться другим людям для развития своих знаний»
 
 
 |