Современные воспитательные технологии по формированию у учащихся активной гражданской позиции. 
Гражданское становление подрастающего человека определяется всем укладом его жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой, поэтом так велика роль школы в формировании гражданской позиции ученика. 
Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. 
 
Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций: 
- понятия основных социальных ролей - дочери, сына 
- преемственность поколений, семейные традиции 
- любовь к Родине, гордость 
- гражданский долг 
- активность жизненной позиции 
- соблюдение правил и норм поведения 
- верность долгу 
- профессиональное самоопределение и польза обществу 
- призвание и успех в жизни 
- роль коллектива 
-уважение других людей 
- сопереживание и участие 
- лидерская позиция и др. 
 
Система формирования гражданской позиции учащихся включает следующие ее ступени: 
1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе. 
2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье. 
3. «Я и культура». Формирование гражданского отношения к искусству. 
4. «Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе. 
5. «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству. 
6. «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля. 
Задачи каждого направления 
 
«Я и я»: • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; • воспитывать у учащихся понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральных качеств. 
«Я и семья»: • формировать уважение к членам семьи; • воспитание семьянина, любящего своих родителей . 
«Я и культура»: • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус; • формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина. 
«Я и школа»: • формировать у школьников осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов; • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность; • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, ведении здорового образа жизни; • воспитывать сознательную готовность знать и соблюдать законы государства, выполнять Устав школы. 
«Я и мое Отечество»: • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. 
 
В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой этапе начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны. Среднее звено продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр и т.д. В старших классах углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. 
 
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе школы. 
  
  
 
 
 
  |