Сегодня: 20.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Современный урок иностранного языка

СКАЧАТЬ (51.0 Kb) 07.05.2025, 12:47
Цховребова Рената Шотаевна
учитель английского языка, МБОУСОМШ №44
Р.Ш.Цховребова
ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: предметные, личностные и метапредметные результаты, речевой продукт, ФГОС общего образования, иноязычная коммуникативная компетенция.

Цель обучения—однаизважнейшихди- дактическихиметодическихкатегорий.Цель определяет содержание, методы и средства обучения.Многочисленныецелиобразования складываются в иерархическую структуру, на вершине которой располагаются общие, стратегическиецели,заданныесоциальным запросом общества и государства и зафик- сированныевнормативныхдокументах,та- кихкакЗаконобобразовании,Федеральные государственныеобразовательныестандар-

ты (ФГОС). В соответствии со стратегиче- скими целями определяются тактические цели обучения конкретным предметам, ко- торыенаходятотражениеврабочихпрограм- махпопредмету.Нанижнемярусеструкту- ры образовательных целей — частные, методические цели конкретного урока, ко- торые формулируются учителем в поурочном планенаоснованиикнигидляучителякучебно-методическомукомплекту(УМК), используемомуприобучениипредмету.

Иерархическая структура образовательных целей представлена в таблице 1.
С точки зрения иерархии целей чрезвычайно важно, чтобы три уровня структуры целей общего образования были согласованы:
«Возникает вопрос о том, как надо опреде- литьцелиотдельногоурока,чтобыврезуль- тате реализации целей тысяч уроков дости- галисьобщиецелишкольногообразования» [9, с. 204].
Цель данной статьи — раскрыть особен- ности целеполагания современного урока иностранногоязыкавсоответствиистребо- ваниями Федерального государственногообразовательногостандартаобщегообразо- ваниявторогопоколениявконтекстеразви- тия идей целеполагания в отечественнойдидактике и методике обучения иностранным языкамзапоследниенесколькодесятилетий. ВовторойполовинеXXвекавотечествен- нойпедагогикескладываетсяпредставление оцелиурокакакокомплекснойдидактиче- ской единице. Ю. О. Бабанский пишет, что для оптимизации обучения важно, чтобызадачи урока «одновременно охватывали три основныефункцииобучениявихорганиче- скойвзаимосвязи—образовательную,

воспитательнуюиразвивающую»[2,с.107], которыесоответственноподразумевают
«сформированностьзнаний,уменийинавы- ков,воспитанностьличностныхкачествиразвитостьпсихическойсферыличности» [18, с. 144].
Единство образовательной, воспитатель- нойиразвивающейцелейуроканеозначает ихравноправияпостепениважности.Обра- зовательная цель является ведущей, подчиняя себедведругие.Сложностьзаключаетсяв том, как на практике их реализовать. Не- которые дидакты полагают, что выделение развивающей цели неоправданно, так как обучениеспособствуетумственномуразви- тиюи,значит,достижениеобразовательных целей всегда затрагивает и развивающие. Например, В. А. Онищук считает, что «об- разовательныезадачинаурокерешаются вединствесразвивающими,наодномитом жесодержании,однимиитемижеметодами. Нетспециальнойразвивающейдеятельности, поэтому невозможно сформулировать раз- вивающиецелиурока;онивключаютсявсодержаниеобразовательныхцелей»[16, с. 26].

Таблица1
Иерархия целей общего образования

№ п.п.
Уровень целей образования
Цели обучения Документы,в которых отражены цели

1
Стратегический/общий уровень
Целиобщегообразования и его ступеней Закон об образовании, Федеральные государственные образовательные стандарты

2
Тактическийуровень Целиобученияпредмету в целом, по ступеням образования,поклассам
Рабочиепрограммы по предмету

3
Методический/частный уровень
Целиурока Книга для учителя
кучебно-методическому комплекту, план урока

Большинствоисследователейвсежепод- держивалиидеюотрехкомпонентномсоста- ведидактическойцелиурока,хотяипризна- валиопределенныепроблемыпри формулировании каждого из компонентов. Так,вучебнике«Дидактикасреднейшколы» А.А.Бударныйвглаве,посвященнойуроку, рекомендуетвпоурочномпланепрописывать цели урока в терминах конкретного резуль- тата со стороны учащихся: «В идеале цели должны быть сформулированы так, чтобы конечныйрезультатобучениянаурокеопре- делялсявнаблюдаемыхдействияхучащихся. Ноэтоневсегдаможносделать.Всвязи сэтимнекоторыеобразовательныеивоспи- тательные цели выражаются в более общих и соответственно менее проверяемых фор- мулировках» [5, с. 209].
Стоитотметить,чтонаучнаяпедагогиче- скаядискуссиявторойполовиныXXвекапо поводуцелейурокавсреднейшколекасалась не только характера, состава и сути целей, но и их количества для отдельно взятого урока. Ю. Б. Зотов считает, что урок имеет общую цель и подцели, а также дидактиче- ские задачи, вбирающие в себя все компо- нентыпроцессаобучения[7,с.13].М.И.Махмутовподразделяетобщуюдидак- тическуюцельобразования,развитияивос- питаниянадидактические,учебныеипозна- вательные задачи [11, с. 58].
Параллельнособщепедагогическимиис- следованиямивобластидидактическогоце- леполаганияпроходилиизыскания,связанные сопределениемцелейконкретныхучебных дисциплин,втомчислепредмета«Иностран- ный язык».
В70-хгодахпрошлогостолетиявнашей страневтеорииобученияиностраннымязы- камначалразрабатыватьсядеятельностный подход.Вчастности,благодаряработам А.А.ЛеонтьеваиИ.А.Зимней[10;6]обще- психологическаятеориядеятельностибыла применена к речи как к самостоятельному виду деятельности и получила дальнейшее уточнение в рамках теории иноязычной ре- чевой деятельности.

Учение о речевой деятельности в приме- нениикобучениюиностраннымязыкамяви- лось теоретическим обоснованием комму- никативного метода, провозгласившего необходимость обучения иноязычному об- щениювразличныхвидахречевойдеятель- ности.
Исходяизпрактическойнаправленности дисциплины «Иностранный язык», образо- вательно-практический компонент триединой целиуроказанимаетприоритетнуюпозицию, подчиняясеберазвивающуюивоспитатель- нуюцели.ВоткакпишетС.Ф.Шатилов о взаимодействии целей урока иностранно- го языка (под образовательной целью он подразумеваетразвитиеобщемыслительных способностей учащихся): «…планирование каждого урока должно обеспечить прежде всегоформированиеилисовершенствование практическихречевыхнавыковиумений в различных видах речевой деятельности. Образовательныеивоспитательныецелии задачи должны решаться на базе практи- ческих и в неразрывном единстве с ними» [27, с. 213].
Согласнокоммуникативномуметодуобу- чения иностранным языкам, практическое овладение видами речевой деятельности происходитпоэтапно:отформированияре- чевыхнавыковчерезихразвитиекразвитию речевых умений [17].
Соответственно, формулировки практи- ческойцелиурокавпределахучебнойтемы располагаютсявследующейлогическойпо- следовательности: в начале темы (парагра- фа) — формирование лексических и грам- матических навыков, в середине темы (параграфа)—развитиелексическихиграм- матическихнавыков,вконецтемы(парагра- фа)—развитиеречевыхуменийговорения, чтения, аудирования, письма.
Данные обобщенные целевые формули- ровкиподлежатконкретизациивзависимо- сти от материала. Г. В. Рогова предлагает формулировать задачи для учащихся при- мерноследующимобразом:научитьстроить связноевысказываниесословами…научить

читать вслух тексты, научить задавать во- просысвопросительнымсловом…иотвечать на них, повторить глаголы… [21, с. 81].
Воспитательнаяиразвивающаяцелиобу- ченияиностранномуязыкусогласовывались с общими государственными установкамив области образования того времени. Про- граммы восьмилетней и средней школы от 1983годауказывалипоотношениюкобуче- ниюиностраннымязыкам,чтошколадолж- наформироватьмарксистско-ленинскоемировоззрение, совершенствовать идейно- политическое, патриотическое, интернацио- нальное,трудовое,нравственноевоспитание, умственноеиэстетическоеразвитиеучащих- сясредствамииностранногоязыка[20,с.5]. Интересното,чтоужевтовремяпрограм- мы делали акцент на том, что необходимо формировать у учащихся общеучебные на- выки и воспитывать у них потребность по- стоянно совершенствоватьуровень владения иностранным языком[20,с.4].
Кромепрактической(образовательнойвтерминахдидактики),воспитательнойи развивающей целей при обучении ино- странномуязыкучастовыделяласьеще иобщеобразовательнаяцель,котораяиногда именоваласьпростообразовательной.Заслу- га в раскрытии общеобразовательного по- тенциала иностранного языка принадлежит преждевсегоЛ.В.Щербе.Лингвистипеда- гог, Л. В. Щерба убедительно показал, что изучение иностранного языка в общеобра- зовательнойшколеимеетбольшоезначение дляприобщенияучащихсякинымкультурам, приобретенияимиумениясамостоятельного чтениялитературыистилистическиграмот- ногомеханизмаписьма.Вцеломродной и иностранный языки создают филологиче- скую основу образования: «Я бы сказал, вовсенесчитаяэтопарадоксом,чтовполне овладеть родным языком (я, конечно, тут имеюввидулитературныйязык),т.е.оценить все его богатство, все его выразительные средства,понятьвсееговозможности,мож- но только изучая какой-либо иностранный язык» [28, с. 46].

В методических работах общеобразова- тельная цель могла включаться в воспита- тельную или развивающую для сохранения дидактической концепции триединства образовательных целей.
Теоретическиерекомендацииметодистов по формулированию триединой цели урока иностранного языка реализовывались авто- рами учебников того времени по-разному. Авторыучебникаанглийскогоязыкадля
5классаА.П.Старков,Р.Р.Диксони М. Д. Рыбаков во введении к книге для учителяразъясняютнеобходимостьобеспе- чить единство обучения и воспитания уча- щихся средствами иностранного языка, од- нако в поурочных планах прописывают только основные практические задачи: на- пример, к уроку 27: «Ознакомить со струк- турными вариантами типа This boy is Peteи Pete (this boy) is a pupil и научить их про- износить. Тренировать учащихся в аудиро- вании структур с расширением и научить произноситьих.Тренироватьучащихсяв употреблении в речи ранее освоенных структурвлогическойпоследовательности» [22, с. 99].
Авторы учебника английского языка для 1классаЕ.И.Негневицкая,З.Н.Никитенко и Е. А. Ленская представляют воспитатель- нуюиразвивающуюцеливболееконкрети- зированном виде, хотя делают это не для каждого урока, а в целом для учебных чет- вертей. Например, «основные воспитатель- ные и развивающие задачи уроков второй четвертисостоятв1)поддержанииинтереса кдеятельности,организуемойнауроке;
2)развитиисамостоятельностииинициати- вы учащихся; 3) формировании умения ви- детьцельдействия(действий)идействовать в соответствии с ней» [13, с. 57]. Для фор- мулирования практических задач урока авторы пользуются фразами: «учащиеся познакомятсясречевымиобразцами(глаго- лами,формуламиречевогоэтикета,новыми словами)», «дети будут учиться беседовать ирассказыватьо…»(восприниматьнаслух высказывания,пониматьвопрос),«детибудут

тренироватьсявпроизнесениизвуков»(в диалогическом общении, в составлении высказываний).
При сравнении формулировок практиче- скихзадачурокаввышеобозначенныхкни- гах для учителя бросается в глаза разныйракурснаправленностицели.А.П.Старков исоавторыопределяютзадачусточкизрения действий учителя (тренировать учащихся), а коллектив Е. И. Негневицкой — с точки зренияучащихся(детибудуттренироваться). В конце XX века наша страна становится участницейтакназываемогоБолонскогопро- цесса,которыйдалтолчокразвитиюизакре- плению в российском образовании компе- тентностного подхода. В сфере обученияиностранным языкам программным доку- ментомсталпроектрабочейгруппыСовета Европы «Общеевропейские компетенциивладения иностранным языком», в котором вкачествецелиобученияиностранномуязы- куназываетсякоммуникативнаякомпетенция, включающая лингвистический, социолинг- вистическийипрагматическийкомпоненты
[15,с.109].
В 2004 году в нашей стране был принят Федеральный государственный образова- тельныйстандарт(первогопоколения),в котором при определении целей россий- ского образования делается акцент на том, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универ- сальныхзнаний,уменийинавыков,атакже самостоятельной деятельности и личной ответственностиобучающихся,т.е.ключевые компетентности,определяющиесовременное качество образования». В воспитательном плане ставятся цели формирования «граж- данскойответственностииправовогосамо- сознания, духовности и культуры, инициа- тивности,самостоятельности,толерантности, способностикуспешнойсоциализациив обществе и активной адаптации на рынке труда». В обучении иностранному языку ФГОС первого поколения закрепил компе- тентностныйподходиопределилвкачестве целииноязычнуюкоммуникативнуюкомпе-

тенцию,котораявключаетречевой,языковой, социокультурный,компенсаторныйиучебно- познавательныйкомпоненты.Отдельнойстро- койпрописано«развитиеивоспитаниеспо- собности и готовности к самостоятельному инепрерывномуизучениюиностранногоязы- ка, дальнейшему самообразованию» [19].
Компетентностныйподходрасширилпрак- тическуюцельобученияиностранномуязы- ку за счет привлечения дополнительных компонентов: компенсаторного, учебно- познавательного, социокультурного. Ученые предлагаюттакжевыделитьэмотивнуюком- петенциювкачествесамостоятельноймето- дической единицы [25; 26]. Несмотря на важностьвсехперечисленныхкомпонентов коммуникативнойкомпетенции,социокуль- турный контекст взаимодействия коммуни- кантовимеетособоезначениевиноязычном образовании. Тактическая цель обучения иностранному языку трансформируется из обученияиноязычномуобщениювобучение иноязычной культуре, диалогу культур, меж- культурной коммуникации.
В учебно-методических комплектах уси- ливается социокультурная направленность, что проявляется в увеличении количества аутентичногоматериала,знакомящегошколь- никовскультуройстраныизучаемогоязыка иречевымэтикетом.Подчеркиваетсябольшой воспитательный и развивающий потенциал предмета«Иностранныйязык»,как,например, вкнигедляучителякучебникуанглийского языкадля3классаавторовС.Г.Тер-Минасо- вой,Л.М.Узуновой,Е.И.Сухиной,новме- тодическихрекомендацияхпоработесучеб- ником к урокам прописываются только задачи,отражающиепрактическоеосвоение языка.Вотпереченьзадачурока5:«ознако- мить учащихся со словами: put, ear, twenty, thirty,forty,fifty,eighty,onehundred,сострук- турами: Whose (books) are they? They are (myfather’sbooks),атакжетренироватьуча- щихсявиспользованииэтогоматериалавречи (упр.1,2а,3);ознакомитьучащихсясправи- ломобразованияколичественныхчислитель- ныхспомощьюсуффикса-ty(20–90)

ичислительнымonehundred(упр.3);развивать умениядиалогическойимонологическойречи (упр. 2b, 4); развивать умение аудирования (упр.1,2а,3);совершенствоватьтехнику и умение чтения на основе текста (упр. 5); научитьучащихсяписатьновыесловаисо- ставлять описания персонажей (John Bull, Uncle Sam) (упр. 6)» [23, с. 20].
Длякаждогоурокавыделяется6–8таких задач, которые, по сути, являются этапами урока.Общаяпрактическаяцельприэтомне указывается.
Такойжеподходкформулированиюцеле- выхпрактическихустановокизбралиавторы УМКSpotlight-2,которыеперечисляютзада- чиурока:«научитьучащихсяговоритьовоз- растеиднерождения;познакомитьcчисли- тельными от 1 до 10; развивать навыки аудирования,чтенияиговорения»[3,с.46].
АвторыУМКNewMillenniumEnglish[4] предпринимаютпопыткунарядуспрактиче- скимизадачамисформулироватьобщеобра- зовательные задачи (educational objectives) для каждого урока. Установки начинаются словами«учащиесябудут/смогут»:знакомить- сясмеждународнымивидамиспорта,осознать важностьспортавнашейжизни,определять возможныепроблемыкоммуникации,читать и писать SMS-сообщения, развивать анали- тическое мышление и др. При определении практическихзадачурокаавторыУМКука- зываютнетолькоречевыенавыкииумения (skills development), подлежащие развитию (написаниеписьма,чтениесобщимохватом содержания, выведение значения слов из кон- текста, выражение согласия/несогласия),ноикоммуникативныезадачи(communication objectives), поставленные перед учащимися (говорить о спорте и приводить аргументы впользузанятийспортом,выражатьсвоемне- ние об Олимпиаде, давать совет, выражать согласие/несогласие).Приведенныепримеры формулировок показывают, что три вида задачневсегдачеткоразграниченыивнеко- торых случаях дублируют друг друга.
Сложностьвычлененияобщеобразователь- ных целейна урокеиностранногоязыка объ-

ясняетсясодержаниемэтогоучебногопред- мета, включающего в себя иноязычную коммуникацию.Еслимыучимдетейприво- дитьаргументынаиностранномязыке,мы выполняем практическую задачу развития говорения,вкоторуювплетенафункциясо- циальноговзаимодействия.Развиваяумения чтениянаосноветекстаотрадицияхдругого народа,мыодновременновыполняемзадачу воспитанияуважениякчужойкультуре ирасширениякругозораучащихся.Какука- зывалось в начале статьи, воспитательнаяи развивающая цели урока иностранного языка решаются в процессе и благодаря реализации практической цели. В концеXXвекаивначалеXXIвекавотечественной методике обучения иностранным языкам этот тезис не получает последовательного и до- статочнополногораскрытиянинатеорети- ческом, ни на прикладном уровнях.
В 2009–2012 годах были приняты новые Федеральныегосударственныеобразователь- ные стандарты (второго поколения) для на- чального, основного и среднего общего образования [24]. Новый ФГОС провозгла- шаетметодологическойосновойобразования системно-деятельностный подход и ориен- тирован на результаты образования как системообразующийкомпонент.Федеральный государственный образовательный стандарт общегообразованиядлявсехтрехступеней прописываеттребованияктремгруппамре- зультатовосвоенияобразовательнойпрограм- мыобучающимися—личностной,метапред- метной и предметной для начального, основного и среднего общего образования.
ФГОСновогопоколенияоставляетсфор- мированностькоммуникативнойиноязычной компетенции в качестве практической цели учебного предмета «Иностранный язык», но теперь эта компетенция выступает ещеи в роли предметного результата освоения иностранного языка.
Личностныерезультатыотражаютвоспи- тательныеустановки:гражданскаяпозиция, патриотизм,сформированностьмировоззре- нияиосновсаморазвитияисамовоспитания,

толерантное и нравственное сознание и по- ведение, навыки сотрудничества, эстетиче- скоеотношениекмиру,принятиеиреализа- цию ценностей здорового и безопасного образа жизни, сформированность экологи- ческого мышления, ответственное отношение к созданию семьи.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы включают в себя универсальные умения, применимые в раз- ных сферах деятельности: умение самосто- ятельнопланировать,осуществлять,контро- лировать и корректировать деятельность, продуктивнообщатьсяивзаимодействовать впроцессесовместнойдеятельности,владе- ние навыками познавательной, учебно- исследовательскойипроектнойдеятельности, готовностьиспособностьксамостоятельной информационно-познавательнойдеятельно- сти,умениесамостоятельнооцениватьиприниматьрешения,умениеясно,логично и точно излагать свою точку зрения, владение навыками познавательной рефлексии.
Длянаглядностиразвитиецелеполагания при обучении иностранному языку в обще- образовательнойшколесконцаXXвекапо наши дни представлено в таблице 2.
Как демонстрирует таблица 2, всем ком- понентам триединой дидактической цели, выделяемымвконцеXXвека,былаобеспе- ченапреемственностьнапоследующихэта- пах развития общего образования в нашей стране,однакоизменилисьнекоторыехарак- теристики этих компонентов. В практической целевой установке обучения иностранному языку акцент делается на способности осу- ществлять иноязычное общение согласно социокультурнымусловиямкоммуникации. Воспитательнаяцельосвободиласьотидейно- политическогокомпонента,ноосталасьврамкахстремленияквсестороннеразвитой гармоничнойличности. В развивающейцели акцент сместился с развития психических процессов на развитие универсальных уме- ний. Главная особенность ФГОС общего образования второго поколения — изменение позиции,скоторойосуществляетсяцелепо-

лагание.Теперьнеобходимоставитьцелине сточкизренияучителя(научить,сформиро- вать,развитьит.д.),асточкизрениядости- женияучащимисяопределенныхрезультатов (детинаучатся,решатпроблему,дадутотве- ты на вопросы). То есть цель из плоскости обученияпереходитвплоскостьученияи приобретает статус цели-результата.
Рабочиепрограммыпоиностранномуязы- ку отразили требования ФГОС общего об- разования(второгопоколения)представлять целиобученияввидепредметных,личност- ныхиметапредметныхрезультатовучащих- ся.Нобольшинствопрограмм,какивпреж- ниегоды,концентрируютсвоевниманиена предметных (практических) целях-результа- тах, а личностным и метапредметным ре-зультатамдаютлишьобщуюхарактеристи- ку,неконкретизируяихпоурочно[8;12;14]. Но можно найти и исключения. Так, ав- торскийколлективподруководствомИ. В. Хабаровой в рабочих программах по УМКМ.З.Биболетовойдля2–4классов вкалендарно-тематическомпланепрописы- ваетметапредметныерезультатыккаждому уроку, например: владеть элементарными умениямисамооценкипривыполнениипро- верочнойработы,работатьвпаревсоответ- ствииснормамиобщения,осознанностроить речевоевысказываниевустнойформе[1,с.67].Однакомногиеформулировкиме- тапредметных результатов являются одно- временно описанием и предметных резуль- татов: выполнять лексико-грамматический тест,строитьречевоевысказываниевустной форме,участвоватьвдиалогеэтикетного
характера[1,с.70–71].
Такимобразом,впрактикеобученияино- странному языку проблема соотношения между практической целью (предметными результатами), с одной стороны, и воспита- тельнойиразвивающейцелями(личностны- мииметапредметнымирезультатами),с другой стороны, остается решенной не до конца. В рабочих программах и книгах для учителякУМКпоиностранномуязыку втематическихипоурочныхпланахнепред-

Таблица2
Развитиецелеполаганияприобучениииностранномуязыкувобщеобразовательнойшколе

Концепциятриединойдидактическойцели (вторая половина XX в.)
Практическаяцель
Осуществлениеиноязычного общения за счет сформированности фонетического,лексического и грамматического навыковв составе речевых умений
говорения,аудирования,чтения, письма. Воспитательнаяцель
Воспитание личностныхкачеств учащихся в рамках идейно-политического, патриотического, интернационального,трудового, нравственного, эстетического воспитания Развивающая цель
Развитиепсихическойсферы личности, формирование общеучебных навыков
и потребности совершенствовать уровень владенияиностраннымязыком
ФГОС общего образования (первогопоколения)(2004г.)
Коммуникативная иноязычнаякомпетенция
Осуществление диалога культур, межкультурной коммуникации за счет сформированностиречевой, языковой,социокультурной, компенсаторной,
учебно-познавательной компетенций Формирование гражданской ответственностииправового самосознания, духовности
икультуры,инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации
в обществе и активной адаптациинарынкетруда Ключевыекомпетенции
Формирование общих учебных уменийинавыков,обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности
Развитие и воспитание способностииготовности к самостоятельному
и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшемусамообразованию
ФГОС общего образования (второгопоколения)(2009–2012гг.)
Предметныерезультаты
Коммуникативнаяиноязычная компетенция: осуществление межкультурного общения
всовременномполикультурном мире Личностные результаты
Направления развития личности: духовно- нравственное, спортивно- оздоровительное,социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное Метапредметныерезультаты
Сформированность универсальных умений: самостоятельноосуществлять деятельность, оценивать
иприниматьрешения,общаться ивзаимодействоватьвпроцессе совместной деятельности, умений познавательной,
учебно-исследовательской, проектной, информационно- познавательнойдеятельности

ставлены четкие концепции целевых уста- новок, которые бы последовательно вопло- щалиидеюоединствецелей-результатов с сохранением их специфики.
Однимизвозможныхпутейрешенияэтой проблемы, на наш взгляд, может быть вос- приятие предметного результата на уроке иностранногоязыка,которымявляетсякон- кретныйречевойпродукт,вкачествеосновы дляприсоединенияличностногоиметапред- метного компонентов. Так как личностные и метапредметные результаты достигаются впроцессеполученияпредметныхрезульта- тов, они приращиваются в виде дополни- тельных действий к практической деятель- ности учащихся по освоению языка. Хотя само по себе изучение иностранного языка вноситвкладвразвитиеличностииунивер-

сальныхумений,мыбудемговоритьименно оцеленаправленномпланированииидости- жении личностных и метапредметных ре- зультатов учащимися. В таком случае воз- можночетыревариантарезультатовобучения учащихсянаурокеиностранногоязыка:
1) собственно предметные результаты без личностного и метапредметного компонен- тов,2)предметныерезультаты,способству- ющиеличностнымрезультатам,3)предмет- ныерезультаты,способствующие метапредметнымрезультатам,4)предметные результаты в совокупности с личностными иметапредметнымирезультатами.Втабли- це 3 приведены примеры формулировок, которые иллюстрируют каждый из четырех вариантов сочетания предметных, личност- ных и метапредметных результатов.
Таблица3

Формулировки предметных, личностных и метапредметных результатов освоения иностранного языка в школе


Предметные результаты Предметныеиличностные результаты Предметные
иметапредметные результаты Предметные, личностные
иметапредметные результаты

1
Учащиесясмогутрас- спросить однокласс- ников об их хобби
Учащиеся смогут расспросить одно- классников об их хобби и выразить своемнениеосамом интересном увлечении
Учащиеся смогут расспросить одно- классников об их хобби и обобщить результатывопрос- ной таблице Учащиеся смогут расспросить одно- классников об их хобби, обобщить результаты в опро- снойтаблицеивыра- зить свое мнение
осамоминтересном увлечении

2
Учащиеся будут извлекать основную информациюизауди- руемого текста
«Правилабезопасно- сти в Интернете» Учащиеся будут из- влекать основную информациюизауди- руемого текста
«Правилабезопасно- сти в Интернете»
исообщат,соблюдают ли они эти правила Учащиеся будут извлекать основную информациюизауди- руемого текста
«Правилабезопасно- сти в Интернете»
и составят список правил (сжатие исходнойинформации) Учащиеся будут из- влекатьосновнуюин- формациюизаудируе- моготекста«Правила безопасности в Ин- тернете», составят списокправилисооб- щат, соблюдают ли они эти правила

3
Учащиесяпрочтут
иполностьюпоймут текст«КотенокТом»
Учащиеся прочтут, полностью поймут текст «Котенок Том» и дадут персонажу советы,каксебявести
Учащиесяпрочтутиоценятпоключам, насколькополно
иправильноонипоня- литекст«КотенокТом» Учащиесяпрочтутиоценятпоключам, насколькополно
иправильноонипоня- ли текст «Котенок Том»,дадутперсонажу советы,каксебявести

Итак,анализразвитияцелеполаганиявотечественнойдидактикеиметодикеобу- ченияиностраннымязыкампозволяетсделать следующие выводы.
1) ФГОС общего образования второго поколения требует определять обра- зовательные,воспитательныеиразви- вающиецелиобученияспозицииоб- учающихся в виде предметных, личностныхиметапредметныхрезуль- татов освоения ими образовательной программы.
2) Припланированииурокаучителюсле- дует формулировать прежде всего предметныерезультаты.Наурокеино- странногоязыкапредметнымрезуль-

татом является конкретный речевой продукт.
3) Личностные и метапредметные резуль- таты сопутствуют достижению пред- метныхрезультатовиформулируются как дополнительная характеристика последних.
Толькоприпониманиисвязицелейурока со стратегическими ориентирами, зафикси- рованными во ФГОС общего образования, ипланированиисогласованныхпредметных, личностныхиметапредметныхрезультатов учитель сможет помочь учащимся достичь конечноговысокогорезультата—формиро- ваниягармоничнойивсестороннеразвитой личности.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Амирова Ф. А., Хабарова И. В. Снежко И.В. Соколюк О. Г., Смирнова А. Ф. Английский язык.2–4классы:рабочиепрограммыпоУМКМ.З.Биболетовой,О.А.Денисенко,Н.Н.Трубаневой.Волго- град: Учитель, 2015. 150 с.
2. БабанскийЮ.К.О.дидактическихосновахповышенияэффективностиобучения//Народноеобра- зование. 1986. № 11. С. 105–111.
3. БыковаН.И.,ДулиД.,ПоспеловаМ.Д.,ЭвансВ.Английскийязык.(Английскийвфокусе).Книга дляучителя.2класс:учеб.пособиедляобщеобразоват.организаций.М.:ExpressPublishing;Просвещение, 2008. 132 с.
4. Деревянко Н. Н., Жаворонкова С. В., Козятинская Л. В., Колоскова Т. Р., Кузеванова Н. И. и др. New Millennium English. Английский язык нового тысячелетия. 7 класс. Книга для учителя к учебнику New Millennium English для общеобразовательных учреждений. Обнинск: Титул, 2004. 192 с.
5. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: учебное пособие для студентовпедагогическихвузов/подред.М.А.Данилова,М.Н.Скаткина.М.:Просвещение,1975.303с.
6. ЗимняяИ.А.Психологияобученияиностраннымязыкамвшколе.М.:Просвещение,1991.222с.
7. ЗотовЮ.Б.Организациясовременногоурока.Книгадляучителя.М.:Просвещение,1984.144с.
8. Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линияучебниковВ.П.Кузовлева.2–4классы:пособиедляучителейобщеобразовательныхорганизаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 144 с.
9. ЛебедевО. Е. Цели урока: компетентностный подход// Народное образование. 2011. № 9.С.203–211.
10. ЛеонтьевА.А.Язык,речь,речеваядеятельность.М.:Просвещение,1969.214с.
11. МахмутовМ.И.Современныйурок.2-еизд.М.:Педагогика,1985.184с.
12. Мильруд Р. П., Суворова Ж. А. Английский язык. 2–4 классы: рабочие программы: предметная линияучебников«Звездныйанглийский»:пособиедляучителейобщеобразовательныхучреждений и школ с углубленным изучением английского языка. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 96 с.
13. НегневицкаяЕ.И.,НикитенкоЗ.Н.,ЛенскаяЕ.А.Книгадляучителякучебномупособиюпоан- глийскому языку для 1 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994. 172 с.
14. НикитенкоЗ.Н.Английскийязык.2–4классы:рабочиепрограммы:предметнаялинияучебников З.Н.Никитенко:пособиедляучителейобщеобразовательныхучреждений.М.:Просвещение,2011.96с.
15. Общеевропейскиекомпетенциивладенияиностраннымязыком:Изучение,обучение,оценка/пе- реводподобщ.ред.К.М.Ирисхановой.Страсбург:Департаментпоязыковойполитике;М.:Московский государственный лингвистический университет, 2001–2003. 256 с.
16. ОнищукВ.А.Уроквсовременнойшколе.М.:Просвещение,1981.191с.
17. ПассовЕ.И.Коммуникативныйметодобученияиноязычномуговорению.2-еизд.М.:Просвещение, 1991. 222 с.

18. Педагогика:Учебноепособиедлястудентовпедагогическихинститутов/подред.Ю.К.Бабанско- го. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
19. ПриказМинистерстваобразованияРоссийскойФедерацииот5марта2004г.№1089«Обутверж- дениифедеральногокомпонентагосударственныхобразовательныхстандартовначального общего,основногообщегоисреднего(полного)общегообразования».[Электронныйресурс].URL: https://docs.cntd.ru/document/901895865 (дата обращения: 14.11.2020).
20. Программы восьмилетней и средней школы: иностранные языки (английский, немецкий, француз- ский, испанский). М.: Просвещение, 1983. 143 с.
21. РоговаГ.В.Целиизадачиобученияиностраннымязыкам//Общаяметодикаобученияиностран- ным языкам. М.: Русский язык, 1991. С. 75–82.
22. СтарковА.П.,ДиксонР.Р.,РыбаковМ.Д.Книгадляучителя.Кучебникуанглийскогоязыкадля
Vклассасреднейшколы.4-еизд.,перераб.М.:Просвещение,1989.240с.
23. Тер-МинасоваС.Г.,УзуноваЛ.М.,СухинаЕ.И.Книгадляучителякучебникуанглийскогоязыка дляобщеобразовательныхучреждений:Методическоепособие:3кл.М.:Академкнига/Учебник,2012. 128 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден приказомМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот17мая2012г.№413.[Электрон-ный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 14.11.2020).
25. ЧернышовС.В.Эмотивнаякомпетенциякакобособленныйметодическийконструкт//Иностран- ные языки в школе. 2018. № 8. С. 8–14.
26. Шамов А. Н. Иноязычная лексическая компетенция в структуре компетентностной парадигмы обучения языку // Иностранные языки в школе. 2019. № 4. С. 2–10.
27. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Л.: Просвещение, 1977. 295 с.
28. ЩербаЛ.В.Преподаваниеиностранныхязыковвсреднейшколе:Общиевопросыметодики.2-е изд. М.: Высшая школа, 1974. 112 с.

REFERENCES
1. AmirovaF.A.,HabarovaI.V.SnezhkoI.V.SokolyukO.G.,SmirnovaA.F.Angliyskiyyazyk.2–4klassy: rabochie programmy po UMK M. Z. Biboletovoy, O. A. Denisenko, N. N. Trubanevoy. Volgograd: Uchitel’, 2015. 150 s.
2. BabanskiyYu.K.O.didakticheskihosnovahpovysheniyaeffektivnostiobucheniya//Narodnoeobrazovanie. 1986. № 11. S. 105–111.
3. Bykova N. I., Duli D., Pospelova M. D., Evans V. Angliyskiy yazyk. (Angliyskiy v fokuse). Kniga dlya uchitelya.2klass:ucheb.posobiedlyaobshcheobrazovat.organizatsiy.M.:ExpressPublishing;Prosveshchenie, 2008. 132 s.
4. Derevyanko N. N., Zhavoronkova S. V., Kozyatinskaya L. V., Koloskova T. R., Kuzevanova N. I. i dr. New Millennium English.Angliyskiy yazyk novogo tysyacheletiya. 7 klass. Kniga dlya uchitelya k uchebniku New Millennium English dlya obshcheobrazovatel’nyh uchrezhdeniy. Obninsk: Titul, 2004. 192 s.
5. Didaktikasredneyshkoly.Nekotoryeproblemysovremennoydidaktiki:uchebnoeposobiedlyastudentov pedagogicheskih vuzov / pod red. M.A. Danilova, M. N. Skatkina. M.: Prosveshchenie, 1975. 303 s.
6. Zimnyaya I.A.Psihologiyaobucheniyainostrannymyazykamv shkole. M.: Prosveshchenie,1991. 222 s.
7. ZotovYu.B.Organizatsiyasovremennogouroka.Knigadlyauchitelya.M.:Prosveshchenie,1984.144s.
8. Kuzovlev V. P., Lapa N. M., Peregudova E. Sh. Angliyskiy yazyk. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov V. P. Kuzovleva. 2–4 klassy: posobie dlya uchiteley obshcheobrazovatel’nyh organizatsiy. 2-e izd. M.: Prosveshchenie, 2014. 144 s.
9. LebedevO.E.Tseliuroka:kompetentnostnyjpodhod//Narodnoeobrazovanie.2011.№9.S.203–211.
10. Leont’evA.A.Yazyk,rech’,rechevayadeyatel’nost’.M.:Prosveshchenie,1969.214s.
11. Mahmutov M. I.Sovremennyj urok. 2-e izd. M.: Pedagogika, 1985. 184 s.
12. Mil’rud R. P., Suvorova Zh.A.Angliyskiy yazyk. 2–4 klassy: rabochie programmy: predmetnaya liniya uchebnikov ‘Zvezdnyj angliyskiy’: posobie dlya uchiteley obshcheobrazovatel’nyh uchrezhdeniy i shkol s uglub- lennym izucheniem angliyskogo yazyka. 2-e izd. M.: Prosveshchenie, 2014. 96 s.

13. Negnevitskaya E. I., Nikitenko Z. N., Lenskaya E. A. Kniga dlya uchitelya k uchebnomu posobiyu po angliy-skomu yazyku dlya 1 klassa obshcheobrazovatel’nyh uchrezhdeniy. M.: Prosveshchenie, 1994. 172 s.
14. NikitenkoZ.N.Angliyskiyyazyk.2–4klassy:rabochieprogrammy:predmetnayaliniyauchebnikov
Z.N.Nikitenko:posobiedlyauchiteleyobshcheobrazovatel’nyhuchrezhdeniy.M.:Prosveshchenie,2011.96 s.
15. Obshcheevropeyskie kompetentsii vladeniya inostrannym yazykom: Izuchenie, obuchenie, otsenka / perevodpodobshch.red.K.M.Iriskhanovoy.Strasburg:Departamentpoyazykovoypolitike;M.:Moskovskiy gosudarstvennyj lingvisticheskiy universitet, 2001–2003. 256 s.
16. OnishchukV.A.Urokvsovremennoyshkole.M.:Prosveshchenie,1981.191s.
17. PassovE.I.Kommunikativnyjmetodobucheniyainoyazychnomugovoreniyu.2-eizd.M.:Prosveshche- nie, 1991. 222 s.72
18. Pedagogika:Uchebnoeposobiedlyastudentovpedagogicheskihinstitutov/podred.Yu.K.Babanskogo. M.: Prosveshchenie, 1983. 608 s.
19. Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 5 marta 2004 g. № 1089 ‘Ob utverzhdenii federal’nogokomponentagosudarstvennyhobrazovatel’nyhstandartovnachal’nogoobshchego, osnovnogoobshchegoisrednego(polnogo)obshchegoobrazovaniya’.[Elektronnyjresurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901895865 (data obrashcheniya: 14.11.2020).
20. Programmy vos’miletney i sredney shkoly: inostrannye yazyki (angliyskiy, nemetskiy, frantsuzskiy, ispanskiy). M.: Prosveshchenie, 1983. 143 s.
21. RogovaG.V.Tseliizadachiobucheniyainostrannymyazykam//Obshchayametodikaobucheniyaino- strannym yazykam. M.: Russkiy yazyk, 1991. S. 75–82.
22. StarkovA.P.,DiksonR.R.,RybakovM.D.Knigadlyauchitelya.Kuchebnikuangliyskogoyazykadlya V klassa sredney shkoly. 4-e izd., pererab. M.: Prosveshchenie, 1989. 240 s.
23. Ter-Minasova S. G., Uzunova L. M., Suhina E. I. Kniga dlya uchitelya k uchebniku angliyskogo yazyka dlyaobshcheobrazovatel’nyhuchrezhdeniy:Metodicheskoeposobie:3kl./M.:Akademkniga/Uchebnik,2012. 128 s.
24. Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart srednego obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazomMinisterstvaobrazovaniyainaukiRossiyskoyFederatsiiot17maya2012g.№413. [Elektronnyjresurs].URL:https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/(data obrashcheniya: 14.11.2020).
25. Chernyshov S. V. Emotivnaya kompetentsiya kak obosoblennyj metodicheskiy konstrukt // Inostrannye yazyki v shkole. 2018. № 8. S. 8–14.
26. Shamov A. N. Inoyazychnaya leksicheskaya kompetentsiya v strukture kompetentnostnoy paradigmy obucheniya yazyku // Inostrannye yazyki v shkole. 2019. № 4. S. 2–10.
27. ShatilovS.F. Metodikaobucheniyanemetskomuyazykuvsredneyshkole.L.:Prosveshchenie,1977.295s.
28. ShcherbaL.V.Prepodavanieinostrannyhyazykovvsredneyshkole:Obshchievoprosymetodiki.2-eizd. M.: Vysshaya shkola, 1974. 112 s.


Категория: Блоги | Добавил: Renata0809
Просмотров: 167 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 20.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог