Современный урок математики: достижение различных результатов обучения.
Математика является одной из самых значимых дисциплин. Без математики невозможно обойтись в принципе, учитывая то время, в котором мы живем.
Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, она формирует такие формы мышления, как синтез, сравнение, анализ, развивает способность к обобщению, создает условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. В данном процессе наблюдается развитие речи детей, она обогащается специальными математическими терминами и выражениями, а это очень важно для наших современных «неговорящих детей». При объяснении решения той или иной задачи, ученик приобретает навыки рационального объяснения своих действий, делать это точно и лаконично.
Но, к сожалению, в начальных классах дети очень часто воспринимают математику как самый скучный предмет. Виноватыми в таком положении вещей можно назвать нас самих- преподавателей, которые часто не стремятся внести что-то новое в процесс урока.
Если вдуматься, то требования обновленного стандарта не являются чем-то абсолютно новым для учителей начальной школы. И всё же у многих педагогов, в том числе и у меня они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок математики по-новому, Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять сегодня на уроке?
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Значит, актуален вопрос: “Что же такое современный урок?”.
“Современный урок – это понятный, весёлый, познавательный, интересный, динамичный, а главное нетрудный урок”.
Современный урок математики – это урок на мой взгляд творчества и радости от достигнутых результатов, на котором учитель – помощник и консультант
Как же построить такой урок?
Традиционный подход в обучении ориентирован на средний уровень образования. Проблема в том, что стандартное изложение предмета в начальной школе приводит к тому, что современные дети теряют интерес к обучению. Они продолжают ходить в школу потому, что «так нужно, так делают все». Хорошие оценки стараются при этом заработать для того, чтобы получить элементарную похвалу родителей и учителей.
Чтобы обучение стало интересным, на мой взгляд, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями, но и вызывали у детей искренний интерес, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом.
Надо учесть, что современный ученик - это ребенок с «дефицитом детства», они удивляются самому простому.
И тут конечно на помощь всем учителям начальных классов приходит игра.
Игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Игра – творчество, игра – труд. Важным показателем эффективности игры, на мой взгляд, является моральное удовлетворение, отсутствие страха, неуверенности.
В практике нашей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место.
Использование игровых технологий возможно на разных этапах учебного процесса.
В начале урока можно включать игровой момент «Отгадай тему урока», используются игры во время устного счёта: конкурс на лучшего счётчика, кодированные упражнения, графические диктанты, математический лабиринт, магические квадраты, кроссворды, При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.
Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, провести аукцион знаний.
Занятия, пронизанные элементами игры, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов и формированию УУД младших школьников.
Кейс-технологии
Кейс - метод основанный на обучении на конкретной проблемной задаче – ситуации.
Считается, что в начальной школе применение кейс-метода затруднено из-за недостаточного жизненного опыта учащихся.
Именно это и заинтересовало меня. Я решила попробовать применить кейс-метод на уроках математики.
Значимость кейсов обнаружилась уже с первых уроков их применения. Это возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при работе именно на уроке математики. Следовательно, моя задача состояла в том, чтобы опираясь на практическую деятельность учащихся дать им новые теоретические знания для решения задания. Главное предназначение кейс - метода - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. Результат я увидела сразу. Ребята перестали бездумно «зубрить» теорию, перестали бояться высказываться, стали смелее работать на уроке.
На своих уроках использую следующие виды кейсов:
Кейс – изложение содержит рассказ, о каких–либо ситуациях, проблемах, путях их
решения, выводы.
Кейс – иллюстрация содержит небольшой объем данных, используемых для
подтверждения.
Кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объем информации в
цифровом виде или в виде эксперимента.
Что же даёт моим ученикам работа по кейс-методу?
• Развитие навыков анализа и критического мышления
• Соединение теории и практики
• Демонстрация различных позиций и точек зрения
• Формирование навыков оценки в условиях неопределенности.
Небольшая сложность использования данного метода в том, что готовые кейсы для начальной школы найти практически невозможно. И мне приходится составлять их самой.
Ну и еще один вид нетрадиционных уроков, который мы с коллегами активно практикуем- это уроки-соревнования. Эти уроки позволяют применять индивидуальную и групповую форму учебной работы, где ученики включаются в разнообразные методы обучения и виды деятельности
Самыми распространенными формами математических соревнований в нашей школе являются:
- математические викторины;
- математические марафоны;
- математические эстафеты и квесты.
.
В заключение хочу отметить, что преподавание математики в начальной школе может быть сложной задачей, но при правильном подходе эти проблемы можно преодолеть.
|