Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Специализация в спорте

СКАЧАТЬ (22.6 Kb) 12.08.2021, 17:04
Жуков Владимир Семенович
учитель физкультуры, МАОУ городского округа Балашиха "Гимназия №3" (МАОУ "Гимназия №3")
Многие дети хотят заниматься спортом и добиться в нем больших успехов. Серьезные занятия отнимают много времени, сил и средств. Долгое время считалось, что надо много и упорно тренироваться и успех будет обеспечен. Но практика показала, что это не совсем так, этого недостаточно. Очень часто после многолетних и упорных тренировок спортсмены не достигают поставленной цели. Это настоящая трагедия в их жизни. Почему такое получается? Просто рядом с начинающим спортсменом не было человека в лице тренера или учителя физкультуры, который в силу своего опыта и интуиции мог подсказать, каким видом спорта лучше заняться и какие потенциальные возможности есть у спортсмена. Современные знания в области спорта позволяют это определить.

Физические возможности человека определяются по пяти качествам (по своей значимости для человека в повседневной жизни): выносливость, сила, ловкость, скорость, гибкость. Уровень развития этих качеств условно можно разделить на слаборазвитые, средне, высоко и очень высокоразвитые. Если у будущего спортсмена какие-то физические качества от природы высокоразвиты, а тем более очень высокоразвиты, нужно выбирать вид спорта, где эти качества являются определяющими в достижении спортивного результата. Опираясь на высокоразвитые от природы физические качества, как на базу, проделав специальную работу, можно достичь очень хороших результатов в спорте, конечно, при условии целеустремленности, работоспособности и владении с тренером методикой тренировки в выбранном виде спорта.

Наглядно можно тренировку сравнить со сгибанием лозы. После небольшого сгибания она возвращается в исходное положение, согнуть посильнее на ней останется деформация, согнуть сильно, можно надломить или даже сломать ветку. Также и после тренировочной нагрузки: может обозначиться или не обозначиться тренировочный эффект, а можно, при не грамотном подходе, навредить здоровью спортсмена.

Организм человека - саморегулирующаяся биологическая система. В нем нет ничего лишнего. Если какой-то орган или костно-мышечная система регулярно не работают или работают недостаточно активно, то они деградируют и наоборот.

Разберем тренировку на выносливость бегуна на средние и длинные дистанции. Она в основном направлена на развитие МПК (максимального потребление кислорода за единицу времени). Чем больше этот показатель, тем большую работу по объему и интенсивности может выполнить спортсмен. Средний показатель МПК у взрослого мужчины 50мл/кг/мин. За счет интенсивных и многолетних тренировок спортсмен может увеличить этот показатель на 20-25%. Дальнейшему увеличению МПК организм сильно сопротивляется, так как это угрожает его жизнедеятельности. Этот процесс можно сравнить со сжимающейся пружиной. Сначала выносливость развивается быстро, затем все медленнее и, наконец, даже громадные по интенсивности и объему нагрузки не дают заметных функциональных сдвигов. Сильнейшие спортсмены в видах спорта на выносливость имеют МПК до 90мл/кг и выше. Это значит, исходный природный показатель у этих спортсменов был в районе 70-75мл/кг. Зная МПК у начинающего спортсмена, можно делать прогнозы о его возможностях в спорте на выносливость.

В одном из научных сборников приводился такой пример высокого уровня МПК для достижения значимых результатов в спорте на выносливость. Группа физиологов приехала в 1951 году в Красногорск замерить МПК у юных лыжников 10 лет. Средний показатель у них был 40-49мл/кг/мин, а у одного мальчика этот показатель был равен 70мл/кг/мин. Что такое МПК 70мл/кг у мальчика в 10 лет? Это большое отклонение от средних показателей. Спустя некоторое время этот уже будучи взрослым мальчик стал олимпийским чемпионом.

Эти отклонения могут быть как в одну, так и в другую сторону. В моей практике были ученики, которые не могли пробежать 2-3 50 метровых круга по спортзалу со средней тренировочной скоростью. Они задыхались, им не хватало воздуха, дальше бежать они не могли. Явно у этих учеников очень низкий показатель выносливости (МПК).

Вторым по значимости физическим качеством в тренировке бегуна на выносливость является скорость. У двух спортсменов с равным МПК спортивный результат в беге на выносливость будет выше у того, у кого выше абсолютная природная скорость. Существует строгая зависимость между разницей средней скорости, которую может развить спортсмен по дистанции и скоростью в беге на 100 метров. Стоит эту среднюю скорость превысить бегуну, и он переходит в анаэробную работу с повышенной выработкой молочной кислоты и снижением скорости бега. Эта так называемый «запас скорости». Бегун, рассчитывающий на результаты международного уровня в беге на выносливость, должен пробегать 100 метров в районе 11 секунд и выше.

Но если природную выносливость можно развить на 20-25%, то скорость тренируется очень плохо. Исходные природные показатели по скорости должны быть быстрее 12 секунд на 100 метром.

Такие высокие исходные показатели по скорости и выносливости, а тем более их сочетания крайне редки. Чем больше отклонение от нормы, тем реже оно встречается: один случай на несколько десятков тысяч человек. 90% успеха тренера - найти такого ученика.

А что делать остальным юным спортсменам, у кого нет столь высоких природных показателей? Тренер должен помочь ученику осознать его возможности в выбранном виде спорта и, исходя из этого, строить планы. Кого-то удовлетворит стать чемпионом города, области, республики, страны, выполнить нормативы кандидата или мастера спорта. Для кого-то секция – это клуб по интересам, где они найдут себе друзей (практика показывает, часто это дружба на долгие годы).

Мы разобрали выбор специализации в беге на выносливость. Примерно по таким же критериям, опираясь на уровень развития природных физических качеств, нужно выбирать виды спорта, как для достижения спортивных результатов, так и для хобби.


Категория: Блоги | Добавил: vszh2102
Просмотров: 269 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог