Сегодня: 27.09.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Специфические особенности техники передвижения на коньках и ведения шайбы"

СКАЧАТЬ (154.5 Kb) 24.07.2024, 11:05
Суркова Светлана Александровна
заместитель директора по методической работе, МБУ ДО "спортивная школа по зимним видам спорта"
Содержание
Введение
1. Сущность и содержание процесса обучения в юношеском хоккее с шайбой.
2. Основа технической подготовки юных хоккеистов.
3. Специфические особенности техники передвижения на коньках и ведения шайбы.
4. Индивидуализация процесса обучения технике в юношеском хоккее.
5. Возрастные, медико-биологические характеристики юношей 10-12 лет .
6. Контроль технической готовности юношей.
7. Обоснование важности методики обучения технике передвижения на коньках и ведения шайбы.
8.Список использованной литературы.

Введение
Сегодня современный хоккей проходит на высоких скоростях, с большим количеством силовых единоборств. Игрок должен великолепно владеть коньками, иметь большой арсенал технических приемов, хорошие физические качества.
Эффективное выполнение технических действий во многом определяет мастерство хоккеиста, а значит и его статус в современном спорте.
За последние годы, хоккей стремительно развивался во всем мире. Совершенствование спортивного инвентаря, рост технического и тактического мастерства игроков, спортивная целесообразность вызывали изменения правил игры, а это в свою очередь повлияло на изменение техники игры. Сегодня трудно представить игрока мирового уровня со слабым катанием или с плохим техническим мастерством. Поэтому основная задача детского тренера обучить юного хоккеиста великолепно кататься и мастерски владеть клюшкой. За последнее время игроков экстра-класса современная хоккейная школа России выпустила слишком мало. Если посмотреть на составы команд играющих в Континентальной Хоккейной Лиге, то молодых способных игроков высокого уровня не так уж и много, единицы играют за океаном. Нам кажется, что многим современным воспитанникам ДЮСШ и СДЮШОР все же не хватает технического мастерства. Возможно, это связано с некачественной подготовкой игроков ещё в детском возрасте, возможно и другие причины. Вызвано это ещё и тем, что не так много квалифицированных детских тренеров работает сегодня в хоккейных школах. Плюс к этому, устаревшая методика, а также не хватка современной методической литературы. Заметно снизился уровень физической культуры в школе, а как вследствие, слабая общая физическая подготовка подрастающего поколения. Все эти причины заметно тормозят развитие хоккея России. Поэтому нам показалась важным именно формирование базового технического мастерства в возрасте 10-12 лет у юных хоккеистов.
Актуальность этой темы очень значима, так как до сих пор работа тренеров строится на методических рекомендациях 70-80 годов. А если сравнить хоккей тех лет и современный, то становится ясно, что методика обучения юных хоккеистов обязана совершенствоваться и меняться в лучшую сторону. Кроме этого современный хоккей характеризуется высокой двигательной активностью, причем движения осуществляются в коньках на льду, что является не свойственной средой для человека. Эффективное выполнение игровых действий хоккеиста во многом зависит, от уровня технической подготовки, особенно от техники владения коньками. Специалистам необходимо знать, какие средства и методы могут быть наиболее эффективны в технической подготовке юных хоккеистов

1. Сущность и содержание процесса обучения в юношеском хоккее с шайбой.
В системе многолетней подготовки хоккеистов обучение и тренировка органически взаимосвязаны и рассматриваются как категории единого педагогического процесса. Как в обучении, так и в тренировке решаются задачи обучения и совершенствования двигательных навыков, воспитания и развития физических и морально-волевых качеств, формирования личностных характеристик спортсмена. Вместе с тем, как в обучении, так и в тренировке имеются свои специфические особенности, определяемые конечными целевыми установками, сущность которых вытекает из их определений.
Тренировка – это педагогический процесс всестороннего физического воспитания, направленный на достижение высоких результатов.
Если в обучении главное – формирование системы знаний, умений и навыков, то в тренировочном процессе конечной целью будет достижение высоких спортивных результатов на основе совершенствования двигательных навыков. [Савин В.П./21,22/]
Двигательное умение – это осознанно выполняемое действие, требующее повышенного внимания и контроля.
Одной из особенностей обучения движениям в хоккее является обеспечение широкой их вариативности, т.е. подвижности двигательного навыка в связи с переменной интенсивностью игровой ситуации.
Хорошо освоенный, автоматизировано и стабильно выполняемый технический прием и есть двигательный навык. Он достаточно устойчив во времени. Однажды сформированный он сохраняется почти всю жизнь. Вместе с тем если его продолжительное время не подкреплять, то он частично затухает.
Различают положительный и отрицательный перенос двигательного навыка.
Если положительный перенос помогает освоению нового навыка, то отрицательный мешает этому.
Принципы обучения и тренировки
Эффективность обучения и тренировки строится на соблюдении основных методических принципов: сознательности и активности, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации. Эти принципы являются продуктом дальнейшего развития и трансформации применительно к методике физического воспитания и спортивной тренировки, известных дидактических принципов педагогики.
Принцип сознательности и активности предполагает сознательное и активное отношение к занятиям, глубокое понимание задач, средств и методов тренировки. Эффективность обучения будет выше, если хоккеисты будут лучше знать, для чего нужно данное упражнение или тренировочное задание. Для реализации принципа сознательности и активности следует формировать осмысленное отношение к процессу обучения, интерес к занятиям, воспитывать умение анализировать и контролировать свои действия.
Принцип наглядности повышает эффективность обучения за счет более конкретного и правильного представления о разучиваемом техническом приеме на основе зрительного восприятия. Различают непосредственную и опосредованную наглядность.
Принцип систематичности предполагает системное проведение процесса обучения и тренировки, выражающееся в непрерывности педагогического процесса, регулярности и последовательности занятий.
Принцип доступности и индивидуализации реализуется в обучении и тренировке путем дозированного и рационального подбора средств и методов с учетом возможностей занимающихся, связанных с возрастом, с уровнем подготовленности и их индивидуальных возможностей. При оценке трудности упражнений необходимо учитывать их координационную сложность и величину требуемых усилий.
Принцип прогрессирования выражается в постепенном повышении требований к занимающимся в процессе обучения и тренировки, т.е. усложнений тренировочных заданий.
Рассмотренные принципы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Все они отражают отдельные стороны единого педагогического процесса. [Никонов Ю.В. /15,17/, Савин В.П./21,22/].
Средства и методы обучения
Основными средствами в теории и методики обучения принято считать физические упражнения, естественные силы природы, и гигиенические факторы. Наиболее важные из них – физические упражнения.
Существует множество упражнений по физической и технической подготовке хоккеистов, существенно различающихся по форме и содержанию.
Форма физического и технического упражнения – это его структура, характеризующая соотношением пространственных, временных и динамических характеристик движения.
Методы обучения.
В теории и методике спорта под словом «метод» обычно понимается способ или прием, при помощи которого тренер-преподаватель формирует у занимающихся систему знаний, умений и навыков. Тренеру приходиться использовать ряд методов, чередуя их в каждом конкретном случае, в зависимости от задач и контингента занимающихся, от их уровня подготовки.
Методы, применяемые преимущественно в обучении, делятся на:
- словесные;
- наглядности;
- упражнения;
- игровой;
- соревновательный.
Подготовка хоккеистов высокой квалификации направлена на достижение высокого уровня модельных характеристик технико-тактической, специально-физической, волевой и интегральной (соревновательной) подготовленности.
Подготовка спортивных резервов ведется преимущественно в ДЮСШ и СДЮШОР и ориентирована на спорт высших достижений. Поэтому выпускники ДЮСШ и СДЮШОР должны достигнуть уровня модельных характеристик по основным компонентам хоккея и пополнить составы высококвалифицированных команд.
Массовый хоккей развивается как самодеятельная форма физ¬культурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по про¬изводственному принципу и по месту жительства. Особое внима¬ние уделяется организации массового детского хоккея по месту жительства, соревнований на приз «Золотая шайба».
Как уже отмечалось, подготовка спортивных резервов в хоккее ведется преимущественно в спортивных школах и предусматривает системность процесса обучения и тренировки по четырем этапам:
- этап предварительной подготовки (возраст 7 — 9 лет);
- этап начальной специализации (10—12 лет);
- этап углубленной специализации (13 — 16 лет);
- этап спортивного совершенствования (17—18 лет).
Задачи, структура и содержание процесса подготовки юных хоккеистов на отдельных этапах определяются их возрастными особенностями и соответствующими нормативно-контрольными требованиями. По окончании СШ и СДЮШОР юные хоккеисты, оказавшиеся невостребованными командами мастеров, продолжают совершенствовать свою подготовку в любительских клубных командах при предприятиях, выступающих на первенства городов, областей, республик. Верхней ступенью системы многолетней подготовки является подготовка хоккеистов высокой квалификации в командах мастеров высшей лиги, суперлиги и сборных командах.
Эффективное функционирование системы подготовки хоккеистов во многом определяется процессом ее управления, в котором целесообразно рассматривать два аспекта — управления тренировочной и соревновательной деятельностью хоккеистов.
Важное значение в подготовке юных спортсменов играет текущее планирование (построение годичного цикла подготовки). Годичный план подготовки составляется на основании перспективного плана и определяется задачами учебно-тренировочного процесса и календарем соревнований. Построение подготовки осуществляется с учетом закономерностей становления и развития спортивной формы и в соответствии с программой обучения принятой в хоккее.
Таким образом, сущность и содержание процесса обучения в юношеском хоккее с шайбой базируется на принципах, методах обучения и тренировки, на правильно подобранных и применяемых средствах, а также на структуре многолетней подготовки хоккеистов.

2. Основа технической подготовки юных хоккеистов
Основу технической подготовки как одной из важных сторон системы формирования хоккеиста высокой квалификации составляет процесс обучения техническим приемам игры и совершенствования в них.
Технический прием в хоккее есть двигательное действие, степень владения которым характеризуется двигательным умением и двигательным навыком. Процесс обучения техническим приемам и совершенствования тесно взаимосвязан с закономерностями формирования двигательных умений и навыков.
Успешность обучения во многом зависит от степени готовности обучаемых к овладению техническими приемами. Различают физическую, моторную и психическую готовность.
Недостаточная физическая готовность снижает эффективность освоения технических приемов. Успешное овладение приемами бега на коньках требует определенного уровня развития силы мышц и подготовки суставных связок ног.
С моторной готовностью связана быстрота овладения техническим приемом, которая определяется координацией движений. Недостаток должен быть компенсирован предварительной подготовкой, подводящими упражнениями.
Психическая готовность определяется степенью мотивации к освоению технических приемов как наиболее важной предпосылкой достижения конечной цели.
В процессе обучения двигательным действиям принято выделять три этапа, которые соответствуют определенным стадиям формирования двигательного навыка и различаются по педагогическим задачам, а также по содержанию средств и методов:
1) этап начального разучивания технического приема;
2) этап углубленного разучивания технического приема;
3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования технического приема.
Этап начального разучивания.
Основная задача этого этапа сводится к созданию представления у занимающихся об изучаемом техническом приеме и овладению его структурой. Прежде всего, следует раскрыть сущность приема, его значимость в игровой деятельности, целесообразность и эффективность использования. Формируя зрительный образ выполнения технического приема, целесообразно сочетать натуральный показ с демонстрацией наглядных пособий – кинокольцовок, видеозаписи и др. Логическому осмыслению структуры приема с акцентом на выполнение его отдельных фаз.
Формирование кинестезического образа изучаемого приема осуществляется путем его опробования, т.е. практического прочувствования отдельных фаз движения или движения в целом. Таким образом, для формирования общего представления об изучаемом приеме в процессе обучения используются словесные и демонстрационные методы и метод упражнений. Овладение основой техники приема осуществляется с помощью метода упражнений, путем многократного выполнения отдельных фаз и приема в целом в упрощенных условиях. Сложный прием целесообразно изучать по частям, предварительно расчленив его на отдельные фазы.
На этапе начального разучивания приема, особенно при недостаточном двигательном опыте у обучаемых, появляются неточности в движениях и заметные отклонения от требований правильного его выполнения, нарушается структура движения, появляются ненужные детали, скованность, движения выполняются на пониженной скорости. Некоторые из этих неточностей и отклонений вполне допустимы, так как связаны с начальным освоением двигательного навыка. Наряду с этим возможны ошибки, обусловленные погрешностями в методике обучения. В их числе могут быть:
- недостатки в физической подготовке, отсутствие необходимого двигательного опыта;
- недостаточное понимание структуры движений и двигательной задачи;
- неудовлетворительный контроль и самоконтроль выполнения приема;
- неблагоприятные условия при выполнении приема (некачественный инвентарь, плохой лёд и др.);
- пониженная восприимчивость при утомлении;
При обучении техническим приемам важно придерживаться оптимального количества повторений упражнений и соответствующих интервалов отдыха. Снижения качества выполнения приема – сигнал к прекращению упражнения.
Этап углубленного разучивания.
Главная задача обучения на данном этапе — добиться правильного выполнения приема, в том числе в усложненных условиях, т.е. сформировать двигательное умение.
На этом этапе путем многократного повторения приема уточняют технику движения по временным, пространственным и динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых, добиваются должного ритма движения, свободного и слитного выполнения приема, как в стандартных, так и в усложненных условиях. Все это достигается с помощью группы словесных и демонстрационных методов, метода стандартно-повторного упражнения, а также игрового и соревновательных методов. После того как выполнение приема в стандартных условиях стало совершенным, условия усложняют, вводят различные сочетания и их варианты. Например, прием выполняется на месте и в движении, в сочетании с другими приемами, из различных исходных положений, на высокой, но контролируемой скорости, с включением незначительных противодействий. Эффективность обучения на данном этапе заметно повышается при должной орга-низации контроля и самоконтроля в процессе выполнения движения. Для этого целесообразно применение различных приборов срочной информации и тренажерных устройств.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Основная задача обучения на данном этапе сводится к формированию прочного двигательного навыка, обеспечивающего надежное выполнение технического приема в быстро меняющихся условиях игровой (соревновательной) деятельности. Для этого необходимо добиться:
- автоматизированности выполнения приема;
- выполнения приема свободно, экономично и надежно;
- умения выполнить прием на высокой скорости;
- необходимого уровня стабильности и вариативности при выполнении приема.
Автоматизированность, легкость, экономичность выполнения приема достигаются совершенствованием управляющей системы путем многократных повторений приема в различных сочетаниях и условиях, с периодическим выключением зрительного анализатора и переключением внимания на другие действия. Способствует этому и решение других задач, в том числе тактических, при ослабленном контроле со стороны сознания, направленном главным образом на наиболее важные фазы движения, на легкость и экономичность выполнения приема, на избавление от закрепощенности.
Надежность и вариативность выполнения технического приема обеспечиваются многократным его повторением в сложных условиях, когда физическое и психическое напряжение достигает высокого уровня при действии различных сбивающих факторов, а именно активного противодействия соперника; усложнения условий (ограничение пространства и времени, внезапное изменение игровой ситуации), наступившего утомления, излишнего волнения и др.
В хоккее особое значение имеет умение выполнять технические приемы на высокой скорости. Для этого практикуют ступенчатое увеличение так называемых контролируемых скоростей, доводя их до возможного максимума и формируя устойчивый навык выполнения приема на высокой скорости. На данном этапе наряду с методами стандартно-повторного упражнения широко используют методы вариативно-переменного упражнения, игровой, соревновательный и сопряженного воздействия.
Игровой и соревновательный методы способствуют повышению устойчивости двигательного навыка в условиях противоборства с соперником, психологической напряженности, внезапно меняющейся игровой ситуации.
Метод сопряженного воздействия позволяет совершенствовать технический прием и одновременно направленно способствовать повышению уровня физической и тактической подготовленности. На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования технических приемов в связи с выполнением приемов в усложненных условиях и переключением внимания на другие объекты возможно проявление чрезмерной закрепощенности, незначительное нарушение структуры движения.
Чтобы исправить ошибки, надо внимательно проанализировать движения. Контрастным сопоставлением нужного варианта с выполняемым можно выявить непригодные элементы движения. Концентрируя на них внимание в процессе повторения приема в несколько упрощенных условиях, следует добиться правильного его выполнения, после чего можно снова переходить к выполнению приема в усложненных условиях. [Никонов Ю.В. /15/, Савин В.П./21/].
Рассмотренные здесь общие принципы построения педагогического процесса на этапах обучения являются основополагающими. Их следует применять с учетом возраста и подготовленности занимающихся, типа их нервной системы, условий обучения и специфических особенностей конкретного приема.

3. Специфические особенности техники передвижения на коньках и ведения шайбы
Обучение технике передвижений на коньках.
Передвижение на коньках — это неестественное, достаточно сложное по координации движение, требующее определенного физического и психического напряжения. Поэтому для успешного освоения различных способов передвижения на коньках нужна соответствующая предварительная подготовка.
Крайне важно еще до выхода на лед выполнить на занятиях серию общеподготовительных, специально-подготовительных и подводящих упражнений.
Общеподготовительные упражнения направлены на подготовку преимущественно двигательного аппарата, особенно мышц и связок нижних конечностей, координацию движений: разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие, типа зарядки, различные прыжковые и акробатические упражнения.
Специально-подготовительные упражнения предназначены для целенаправленного воздействия на мышечные группы и качества, которые связаны в основном с передвижением на коньках. По структуре они адекватны основным движениям хоккеиста. К ним относятся: ходьба в основной стойке хоккеиста, имитация бега на коньках, в том числе прыжковая, на месте и с продвижением вперед, имитация бега окрестными шагами по кругу влево и вправо, имитация бега окрестными шагами по ломаной линии (змейкой) и др.
Подводящие упражнения — это различные передвижения на коньках в основной стойке хоккеиста на резиновом коврике в спортивном зале и на утрамбованном снегу. Они способствуют освоению отталкивающих движений коньками, скольжению на них подводят к освоению основных элементов техники передвижения на коньках.
Обучение технике передвижения при выходе на лед начинают с освоения отталкивающих движений попеременно левой и правой ногой и скольжения на двух и одной ноге. При этом обращают внимание на то, чтобы при отталкивании носок конька разворачивался слегка наружу, а движение ноги было направлено назад — в сторону. После толчка скольжение на одном и двух коньках осуществляется в положении «основная стойка», т.е. ноги слегка согнуты в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, туловище несколько наклонено вперед. Первые упражнения обычно выполняют без клюшки. Для овладения отталкивающими движениями и скольжением на одной и двух ногах полезно использовать обычный стул, на который занимающийся опирается в движении вперед. Параллельно можно изучать простейшие способы торможения: «плугом» и «полуплугом». После того как занимаю¬щиеся научатся правильно выполнять толчок и скользить на двух коньках и особенно на одном коньке, удерживая равновесие, следует переходить к изучению бега скользящими шагами как основополагающему звену конькобежной подготовки. При обучении бегу скользящими шагами надо обратить внимание на посадку хоккеиста, перенос центра тяжести тела и загрузку ноги в фазе одноопорного отталкивания, на продолжительное скольжение на одной ноге и полное выпрямление ноги в конце отталкивающего движения. Важное значение имеют и оптимальное подтягивание стопы ноги (невысоко надо льдом, но так, чтобы не задевать льда носком конька), мягкая, плавная постановка конька на лед после фазы подтягивания, синхронные движения рук и ног (руки с клюшкой выносятся к впереди скользящей ноге одновременно с переносом центра тяжести тела).
Типичные ошибки при обучении скользящим шагам проявляются обычно в следующем:
- движение на прямых ногах;
- туловище сильно наклонено вперед за счет сгибания в тазо¬бедренном суставе, голова опущена;
- продолжительное скольжение на двух коньках;
- слишком короткое по времени скольжение на одном коньке.
Многократное повторение движений с акцентом на правильное выполнение наиболее важных фаз, исправление ошибок, в том числе с помощью подводящих упражнений, позволяет в относительно короткий срок освоить этот способ передвижения на коньках.
Параллельно с бегом скользящими шагами обучают простейшим поворотам. Сначала выполняют поворот (влево и вправо) на двух коньках, не отрывая их ото льда, затем поворот на внутреннем коньке попеременными толчками внешним коньком. После их освоения можно перейти к повороту переступанием и затем к повороту скрестными шагами.
Наиболее сложным по координации и технике исполнения является поворот скрестными шагами, так как в процессе его выполнения движения ног асимметричны: «внутренняя» нога больше согнута в коленном суставе, и отталкивание ею выполняется внешним ребром лезвия конька, а «внешняя» нога переносится окрестным движением с последующим толчком внутренним ребром лезвия конька. При выполнении этого приема могут появляться следующие типичные ошибки:
- отсутствие необходимого наклона туловища, поворота головы и разворота плеч в сторону поворота;
- недостаточное сгибание ног в коленном суставе;
- в заключительной фазе отталкивания нога остается согнутой;
- резкая и жесткая постановка конька на лед после выполне¬ния толчка из-за чрезмерно высокого поднимания ноги в скрестном движении.
В процессе обучения большинство хоккеистов выполняют повороты в одну сторону лучше, чем в другую. В связи с этим целесообразно уделять больше внимания выполнению поворотов в «неудобную» сторону. По мере овладения рассмотренными здесь техническими приемами передвижения на коньках, как правило, появляются хорошая устойчивость, умение управлять коньками.
Продолжая совершенствование, следует переходить к обучению приемам, требующим больших физических усилий - торможениям, стартам и бегу короткими шагами. Так как способы торможения «плугом» и «полуплугом» осваивают на начальной стадии обучения передвижению на коньках, на этом, более позднем этапе начинают разучивание торможения на параллельных коньках с поворотом туловища на 90° левым или правым боком. Затем обучают торможению на одном коньке с поворотом туловища на 90° и, наконец, торможению на двух или одном коньке с поворотом туловища на 90° прыжками. При выполнении поворотов нужно контролировать своевременность отклонения туловища в сторону, противоположную движению, и амортизированное сгибание ног в коленном, голеностопном и тазобедренном суставах, что способствует гашению скорости поступательного движения.
Изучение стартов бега короткими шагами целесообразно проводить параллельно с совершенствованием торможений. Начинать следует с обучения старту лицом вперед с акцентом на более низкую посадку и увеличение наклона туловища вперед в исходном положении, что позволяет сделать первое мощное отталкивание. Важно обращать внимание и на разворот конька носком наружу под углом 85 - 87° во время выполнения толчка, на частоту шагов и силу отталкивающих движений.
После освоения старта лицом вперед переходит к изучению старта боком вперед, а затем к стартам из различных положений. В процессе обучения и совершенствования стартов и бега короткими шагами нужно практиковать упражнения в переходе с бега короткими шагами на бег скользящими шагами, и наоборот, а также переход с бега короткими шагами на торможение, после которого снова старт и выполнение бега в том же или обратном направлении.
К обучению бегу спиной вперед как менее естественному и наиболее сложному способу передвижения приступают после того, как освоены рассмотренные способы передвижения. Начинать надо со скольжения спиной вперед по прямой и ломаной линии без отрыва коньков ото льда. В беге этим способом важно освоить толчковое движение, выполняемое не носовой частью, а всей «рабочей» плоскостью внутреннего ребра конька путем разворота пятки наружу. Сила толчка будет заметно больше, если своевременно перед толчком центр тяжести тела будет перемещен на толчковую ногу. После этого можно переходить к выполнению поворотов в движении спиной вперед сначала влево и вправо по дуге, затем повороты из положения лицом вперед в положение спиной вперед и обратно. Освоив эти приемы, переходят к изучению наиболее технически сложного приема передвижения на коньках — бега спиной вперед скрестными шагами. В качестве подводящих упражнений используют:
- бег спиной по прямой линии, попеременно отталкиваясь правой и левой ногой, отрывая коньки ото льда;
- бег спиной вперед с переступанием по дуге (вправо и влево) и ломаной линии (змейкой), не делая окрестного движения ногами после окончания толчка.
После правильного и свободного выполнения этих упражнений можно рассчитывать на успешное выполнение бега спиной вперед скрестными шагами. Овладев отдельными приемами передвижения на коньках, надо включать их почти в каждое занятие и выполнять в сочетаниях с другими приемами передвижения, владения клюшкой и шайбой, во взаимосвязи с развитием физических качеств, в стандартных, усложненных и сложных, внезапно меняющихся условиях игро¬вой деятельности.
В процессе обучения важно добиваться:
- эффективности выполнения различных приемов передвижения на коньках, т.е. рациональности, легкости, непринужденности, экономичности;
- вариативности, т.е. умения частично видоизменять одни приемы и быстро переключаться на другие в соответствии с быстро меняющимися игровыми ситуациями;
- высокой скорости передвижения, быстроты маневра;
- надежности (устойчивости к действию сбивающих факторов).
Обучение технике владения клюшкой.
Обучение юных хоккеистов технике владения клюшкой следует начинать параллельно с общефизической подготовкой на открытой спортивной площадке или в спортивном зале. Важно, чтобы поверхность площадки (пола) была ровной и скользкой, т.е. имела бы небольшой коэффициент трения с несколько облегченной пластмассовой шайбой. Кроме этого, в распоряжении занимающихся должен быть набор простейшего инвентаря и оборудования: стойки разной высоты и конфигурации, маленькие ворота, щиты-мишени. Начинают обучение с выполнения специально-подготовитель¬ных и подводящих упражнений.
Специально-подготовительные упражнения — это всевозможные упражнения с клюшкой, выполняемые из различных исходных положений и направленные на укрепление мышц плечевого пояса и кистей рук, на координацию движений, на «прочувствование» клюшки как инструмента.
Подводящие упражнения — это упражнения в движении клюшкой (без шайбы, с шайбой), выполняемые в структуре основных технических приемов хоккеиста. Они направлены на опробование правильного держания (хвата) клюшки в основной стойке хоккеиста, «прочувствование» движения крюка клюшки всей нижней плоскостью по поверхности пола. Сюда относится имитация ведения и передачи шайбы на месте с перемещением крюка клюшки в различных направлениях, в движении вперед, в сторону — назад.
После того как освоено правильное держание клюшки и дви¬жение крюка всей плоскостью по поверхности пола, переходят к изучению ведения шайбы. При этом придерживаются такой последовательности:
- перемещение шайбы стоя на месте, вперед, назад, вправо и влево;
- плавное ведение шайбы с переносом клюшки через шайбу в различных направлениях стоя на месте;
- плавное ведение шайбы с переносом клюшки через шайбу с синхронной работой рук и ног с перемещением хоккеиста;
- короткое ведение шайбы с изменением ритма движения стоя на месте;
- сочетание широкого, плавного и короткого ведения с движением хоккеиста в различном направлении, с асинхронным движением рук и ног;
- обводка стоек на месте с движением крюка клюшки по восьмерке, контуру буквы Т с изменением амплитуды и темпа движения;
- то же с продвижением хоккеиста по площадке в различном направлении.
Закрепление навыка ведения шайбы и совершенствование проводятся в подвижных играх и эстафетах, включающих различные сочетания ведения и передачи шайбы. После овладения умением управлять клюшкой параллельно с ведением можно начинать обучение передачам, броскам передачам и остановкам шайбы.
По мере освоения техники передвижения на коньках в занятия включают упражнения, способствующие совершенствованию технических приемов владения клюшкой. При обучении нельзя забывать и о координации движений рук и ног в ходе передвижения на коньках, о переключении с одного способа на другой, о надежном контролировании шайбы с одновременным видением окружающей обстановки, о повышении скорости ведения и его сочетании с другими приемами: бросками, передачами, приемами и остановками шайбы. [Никонов Ю.В. /15/,Савин В.П. /21/, Тарасов А.В. /24/].
Анализ научно-методической литературы показал, что основу технической подготовки составляет двигательное действие и двигательный навык. Важным в формировании двигательного навыка и двигательного действия является этапы начального, углубленного разучивания и дальнейшего закрепления технического мастерства, а также различные методы и средства.

4. Индивидуализация процесса обучения технике в юношеском хоккее
Большинство специалистов и тренеров по хоккею отмечают, что в последние года существенно сократился приток молодых талантливых спортсменов в командах мастеров и в сборные команды страны. Анализ процесса многолетней тренировки юных хоккеистов позволил выявить основные причины снижения эффективности подготовки хоккейных резервов.
К ним относятся:
- недостаточная разработанность перспективных планов многолетней подготовки;
- слабая индивидуализация учебно-тренировочного процесса;
- чрезмерно широкое использование средств и методов, применяемых в подготовке высококвалифицированных хоккеистов, без должного учета возрастных особенностей организма спортсменов;
- несовершенство текущего отбора;
- слабая физическая подготовка в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.
Особое значение вопросы индивидуализации подготовки приобретают в возрастной период 10 - 15 лет, когда в организме юных спортсменов происходят существенные монофункциональные изменения. Многие специалисты, занимающиеся подготовкой спортивных резервов считают, что тренировка в данном возрасте в большинстве видов спорта имеет решающее значение на перспективный рост мастерства спортсменов. [Горский Л. /6/, Никонов Ю.В. /15/, Савин В.П./21/].

5. Возрастные, медико-биологические, психологические характеристики юношей 10 – 12 лет
В данном возрасте организм человека находится в стадии роста и развития. Он претерпевает ряд существенных закономерных морфофункциональных изменений, которые протекают в разные сроки и различными темпами.
У подростков продолжатся процесс роста и окостенения скелета. В этот период особенно быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Рост же костей в ширину незначителен. В эпифизарных хрящах и межпозвоночных дисках появляются зоны окостенения. Микроструктура основных элементов опорно-двигательного аппарата еще не достигает уровня взрослых людей. Позвоночник по-прежнему подвижен и податлив. Поэтому в связи с некоторым отставанием развития мышечной ткани от роста костного скелета при неблагоприятных условиях (большой объем силовых нагрузок) в этом возрасте могут возникать различные нарушения осанки или деформации позвоночника. Применение значительных мышечных нагрузок ускоряет процесс окостенения, а в некоторых случаях вызывает замедление роста трубчатых костей в длину.
В период полового созревания и после него быстрыми темпами развивается мышечная система. К 14-15 годам суставно-связочный аппарат, мышцы и сухожилия приближаются к взрослому, однако он не сформирован полностью. Увеличивается мышечная масса. Одновременно с увеличением объема мышечной массы возрастает сила мышц и способность их к длительной работе. Быстрее нарастает вес тех мышц, которые раньше начинают функционировать и являются более нагруженными. Однако мышцы растут, преимущественно в длину в связи, с чем эффективность силовой подготовки низкая, а для большинства хоккеистов 12-14 лет силовая тренировка нецелесообразна. Мышцы - сгибатели развиваются быстрее по отношению к мышцам-разгибателям.
Значительные изменения претерпевает сердечно-сосудистая система в период полового созревания. Стимулирующее влияние на рост сердца оказывают железы внутренней секреции. Ежегодно объём сердца увеличивается приблизительно на 25%. Улучшаются его функциональные показатели, увеличивается систематический выброс крови. Сердце может быстро приспосабливаться к работе и быстро восстанавливать свою работоспособность после нагрузки, тем не менее, деятельность его еще неустойчива, в связи, с чем часто возникают нарушения ритма и темпа сердечных сокращений, резкие изменения кровяного давления. К концу периода полового созревания кислородная емкость крови достигает нижних границ нормы взрослых людей. Аппарат кровообращения у подростков реагирует на нагрузку менее экономично и приходит к максимальному функциональному напряжению при относительно небольших физических нагрузках. Однако эти явления носят временный, переходящий характер.
В период полового созревания темпы роста и развития аппарата дыхания наибольшие. В это время осуществляется перестройка нервной и гуморальной регуляции дыхания. С 12 до 15 лет повышается жизненная емкость легких - на 40-50%.
В подростковом возрасте совершенствуется нервная система. Подросток обладает большой способностью к восприятию устных указаний. Происходит быстрый рост оперативного мышления, возрастает восприимчивость к теоретическим рассуждениям, что создает благоприятные предпосылки к пониманию игры и решению тренировочных задач. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. Все более значительной становится тормозящая, регулирующая функция коры больших полушарий головного мозга, повышается контроль над эмоциональными реакциями. Подросток уже может сознательно тормозить то или иное полупроизвольное движение. Все это создает благоприятные возможности для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период бурно развиваются. Тем не менее, в функциональном отношении организм ещё крайне неустойчив, подвержен срывам, что может временно затормозить рост его спортивного мастерства.
Двигательный, вестибулярный и другие анализаторы достигают высокого уровня развития. Полная зрелость центрального и периферического отделов двигательного анализатора наступает к 12-14 годам. В начальный период полового созревания отмечается определенное ухудшение координации движений, что замедляет процесс обучения сложным техническим приемам.
Известно, что календарный возраст может не совпадать с биологическим. Биологический возраст в большей степени, чем «паспортный» связан с характером развития морфофункциональных показателей подростков.
Скорость процессов восстановления также определяется биологическим возрастом, чем ниже биологический возраст, тем быстрее протекают процессы восстановления.

6. Контроль технической готовности хоккеистов - юношей
Контроль является составной частью системы подготовки хоккеистов высокой квалификации и одной из функций управления тренировочным процессом. Планирование подготовки хоккеиста невозможно без объективной информации, получаемой в процессе контроля за его физическим состоянием, уровнем технико-тактического мастерства, тактической и волевой подготовленности, а также без величины и направленности тренировочной нагрузки. Объективная информация о состоянии команды и каждого игрока в ходе соревновательной и тренировочной деятельности позволяет тренеру глубоко анализировать полученные данные и вносить соответствующие коррективы в подготовку спортсменов. В теории и практике спортивной тренировки принято различать следующие состояния спортсмена:
- перманентное (устойчивое), сохраняющееся в течение длительного времени (больше месяца);
- текущее — после одного тренировочного занятия или их серии;
- оперативное — после выполнения одного или нескольких тренировочных упражнений, заданий [Зациорский В. М./8/].
В соответствии с этими состояниями спортсмена различают следующие виды контроля: этапный, текущий, оперативный.
Поэтапный контроль предназначен для оценки устойчивых состояний спортсмена и кумулятивного тренировочного эффекта. Проводится в конце конкретного этапа на основе соответствующих тестов (контрольных упражнений).
Текущий контроль используется для оценки состояния спортсмена после одного занятия или их серии. Он проводится в тренировочный день или в микроцикле в процессе тестирования, в котором проявляются более быстрые изменения организма на физические нагрузки.
Оперативный контроль проводится для оценки срочного тренировочного упражнения или их серии, поэтому он организуется сразу после выполнения упражнения или их серии. При тестиро¬вании выявляются сдвиги в разных системах организма как реак¬ция на кратковременные нагрузки. [Никонов Ю.В. /15/, Савин В.П./22/].
В основе такого подразделения контроля на виды лежит оценка динамики состояний спортсмена во времени. Кроме того, целесообразно классифицировать контроль с позиции его направленно¬сти и содержания.
Рассмотрим разделы педагогического контроля по направленности и содержанию:
- Контроль уровня подготовленности хоккеистов (оценка физического и психического состояния, уровня технико-тактического мастерства и тактической подготовленности).
- Контроль соревновательной деятельности (оценка соревновательных нагрузок и эффективности соревновательной деятельности).
- Контроль тренировочной деятельности (оценка тренировочных нагрузок и эффективности тренировочной деятельности).
В качестве основных методов контроля в хоккее используются педагогические наблюдения и тестирование. Уровень развития физических, технических качеств определяется с помощью контрольных нормативов (тестов). Для объективности оценки какого-либо двигательного качества необходимо, чтобы тесты отвечали двум критериям – информативности и надежности. [Никонов Ю.В. /15/, Савин В.П./22/]
Информативность теста означает, что данный тест оценивает именно то качество, которое он призван оценить, и выражается количественной оценкой — коэффициентом информативности. Для его вычисления результаты тестирования сопоставляются с нормативами, спортивным результатом, количественной характеристикой основного спортивного упражнения, результатом другого, проведенного на информативность теста с составным критерием (например, сумма очков в комплексе тестов). В связи с тем, что результат в хоккее (счет игры) не всегда соответствует количеству и качеству игровых приемов, выполняемых спортсменами, для проверки тестов на информативность их результаты сопоставляют с количественной оценкой технико-тактического мастерства, полученной с помощью метода экспертной оценки.
Надежность теста характеризуется степенью совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же спортсменов в стандартных условиях. Для количественного определения надежности рассчитывается коэффициент надежности с помощью дисперсионного и корреляционного анализа. Различают три вида надежности: воспроизводимость, согласованность и эквивалентность. [Никонов Ю.В. /15/, Савин В.П./22/, Озолин Н.Г./18/].
Проводя тесты на техническую подготовленность нельзя забывать о тестах на физическую подготовленность юных хоккеистов. В современном обучении хоккеистов используются разнообразные тесты на физическую и техническую подготовленность. Здесь мы привели пример самых распространенных и которые чаще всего используются. Рассмотрим их:
Тесты на физическую подготовленность юных хоккеистов на земле:
- Скоростные качества; Бег 30 м. со старта и с ходу, бег 60 м. со старта и с ходу (анализируется время пробегания отрезка).
- Скоростно-силовые качества; Прыжок с места в длину, тройной прыжок, пятикратный прыжок в длину (анализируется длина прыжков).Упражнение на пресс (поднимание туловища) кол-во раз за разное время, обычно 30, 45 или 60 сек. – данный норматив позволяет оценить силу мышц брюшного пресса. Отжимание с хлопками, количество раз - показывает взрывную силу мышц верхних конечностей и плечевого пояса.
- Скоростная выносливость; Бег 400 м и 3 х 400 м с интервалами, отдых между повторениями 3 мин (анализируется время выполнения теста).
- Силовые качества; Подтягивание на перекладине, приседания с отягощениями (штанга, набивной мяч и т.д.), приседание без отягощений за единицу времени (30-60 сек.) (анализируется количество приседаний).
- Общая выносливость; Бег 3000 м (анализируется время бега).
- Координация; Комплексный тест на ловкость (анализируется время пробегания полосы препятствий).
Тесты на физическую и техническую подготовленность юных хоккеистов на льду:
- Скоростные и скоростно-силовые качества; Бег 30 м на коньках (оценивается стартовая и дистанционная скорость по первому и третьему 10-метровым отрезкам в м/с). Малый челнок (оценивается стартовая скорость после торможения).
- Специальная выносливость; Челночный бег 5 х 54 м (анализируется суммарное время всего теста, время каждого прямого отрезка и поворота).
- Техническая оснащенность бега на коньках без шайбы; Большая восьмерка без шайбы. Круг скорости по часовой и против часовой стрелки без шайбы. Лицом вперед без шайбы 36 м. Спиной вперед без шайбы 36 м. (анализируется время пробегания отрезка).
- Техническая оснащенность бега на коньках и ведения шайбы; Большая восьмерка с шайбой. Круг скорости по часовой и против часовой стрелки с шайбой. Лицом вперед с ведением шайбы 36 м. Спиной вперед с ведением шайбы 36 м. (анализируется разница времени пробегания отрезка с шайбой и аналогичного теста без шайбы). [Годик М.А. /5/, Никонов Ю.В. /15/, Савин В.П./21/].
В результате анализа научно-методической литературы можно сделать следующие выводы, что педагогические основы методики обучения элементам техники юных хоккеистов 10-12 лет в целом являются правильными и соответствуют современному развитию хоккея. Но в то же время есть поле для совершенствования технической подготовки юных хоккеистов. В своей исследовательской работе мы постараемся это мнение подтвердить или опровергнуть.

7. Обоснование важности методики обучения технике передвижения на коньках и ведения шайбы.
Результаты изложенного материала подтверждают эффективность оптимизации методики обучения технике передвижения на коньках и ведения шайбы юных хоккеистов. В практическом применении при разработке упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Увеличение объема выполнения сложного технического элемента катания.
Тренер-преподаватель отслеживает, какие элементы катания его ученики выполняют качественно, а над какими стоит ещё поработать. Затем он увеличивает объем подготовки на каждый сложный технический элемент, где, по его мнению, ещё есть нарекания. Затем он планирует микроцикл, мезоцикл подготовки, и далее по ходу вносит свои коррективы согласно полученным результатам.
- Подбор упражнений на отработку элемента техники ведения шайбы максимально приближенных к игровым ситуациям.
Упражнения разрабатываются и включаются в тренировочный процесс максимально приближенные к игровым ситуациям. Так сказать в режиме соревнования. После его достаточного освоения ведение шайбы на чистом льду, вносится элемент сопротивления, или помехи. К примеру, диагональное ведение шайбы по периметру площадки с противодействием соперника. В начале включают пассивное сопротивление затем максимальное. В итоге большинство упражнений проводятся в режиме усложнения. Таким образом, закрепляется твердый навык контроля и ведения шайбы в игровой ситуации. Овладев таким навыком игроку проще осваивать другие технические элементы, такие как прием, передача или бросок шайбы. В игре же юный хоккеист чувствует себя более уверенно, а значит, получает ещё большее закрепление данного технического элемента.
- Синтез катания и ведения шайбы, т.е. все элементы катания, выполняются одновременно с ведением шайбы.
Очень часто юные хоккеисты на тренировке выполняют элементы катания без ведения шайбы. На наш взгляд здесь обязательно должен присутствовать элемент синтеза, т.е. выполнение элементов катания с одновременным ведением шайбы. Мы рекомендуем на разминке выполнение элементов катания без ведения шайбы, а в основной части все упражнения направленные на развитие и закрепления элементов катания выполнять именно с ведением шайбы. Особенно это касается ускорений в конце занятий.
- Ведение шайбы без зрительного контроля.
Одной из самых распространенных ошибок при ведения шайбы является её зрительный контроль. Юный хоккеист при ведении шайбы полностью переключает свое внимание на шайбу. В таких ситуациях игрок забывает о скоростном катании, становится «слепой», выбирает не верное продолжение своих действий, а самое главное зрительный контроль шайбы становится твердым навыком, который потом трудно, а иногда и невозможно переучить. Одного контроля тренера-преподавателя за своими учениками здесь недостаточно, важен подбор упражнений, где игроку будет затруднен визуальный контроль шайбы. Кроме этого хорошим подспорьем в развитие этого навыка являются подводящие упражнения на земле. Такие как различное ведение клюшкой теннисного мяча, игра в баскетбол, ручной мяч и т.д.
- Увеличение времени на техническую подготовку за счет уменьшения физической подготовки на льду.
Как известно ледовой подготовки часто бывает недостаточно, в силу большой загруженности льда. Времени на ежедневную ледовую подготовку отводится от 75 до 90 минут, кроме этого часто тренировки бывают спаренные. Одновременно могут тренироваться две команды, и количество игроков бывает от 40 до 60 и у каждой команды может стоять своя задача. С учетом этих моментов время на техническую подготовку остается мало. Поэтому здесь мы и рекомендуем провести на льду техническую подготовку в большем объеме, а физику добирать на земле, после основной тренировки, равномерным бегом, либо другими физическими упражнениям. Пауза не должна превышать 15 минут. В отдельных случаях можно проводить тренировку в полной хоккейной экипировке, за исключением коньков, шлема и перчаток.
Надеемся все эти практические рекомендации, а также наша исследовательская работа, окажутся полезными и интересными для специалистов по работе с юными хоккеистами 10-12 лет.

Список используемой литературы.
1. ФЗ РФ « О физической культуре и спорте»
2. Баранов П. Ф. Хоккей: Планирование учебно-тренировочного процесса и управления им. Мн.: 1994.
3. Боген М. М. Обучение двигательным действиям, М 1992.
4. Верхошанский Ю. В. Основы специальной подготовки в спорте, М.: 1998.
5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок, М.: ФиС 2000.
6. Горский Л. Тренировка хоккеистов, М.: Изд. ФиС 1994
7. Железняк Ю. Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта, Автореф. дис. д-ра пед.наук. М.: 2001.
8. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена, М.: 2001.
9. Климин В. П., Колосков В. И. Управление подготовкой хоккеистов, М.: ФиС 2002.
10. Колосков В.П., Климин В.П. Подготовка хоккеистов, М.: ФиС 2006.
11. Костка В. Современный хоккей, М.: 2006.
12. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки, М.: ФиС 2007.
13. Матвеев Л. П. Соревновательная деятельность спортсмена и система спортивных соревнований, М.: 2006.
14. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, М.: 2007.
15. Никонов Ю.В. Подготовка квалифицированных хоккеистов: Учеб. пособие, Мн.: ООО «Асар» 2003.

16. Никонов Ю. В. Физические качества хоккеистов, Метод. письмо Мн.: 2006.
17. Никонов Ю.В. Хоккей: Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, МН.: Министерство спорта и туризма 2001.
18. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать, М.: ООО «Издательство Астрель» 2003.
19. Персиваль Л. Хоккей, М.: Гос. Изд. ФиС 2007.
20. Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки, Киев.: 2004.
21. Савин В.П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2003.
22. Савин В.П. Хоккей: Учебник для институтов физической культуры, М.: ФиС 2006.
23. Савин В. П., Урюпин Н. Н. Организация и содержание контроля в системе подготовки хоккеистов высокой квалификации: Метод. рекомендации М.: 2006.
24. Тарасов А.В. Тренировочные упражнения хоккеиста, М.: ФиС 2006.
25. Тарасов А.В. Хоккей без тайн, М.: ФиС 2007.
26. Федотов Г. В. Основы управления подготовкой юных спортсменов в командных видах спорта, М.: 2003.
27. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта, М.: ФиС 2007.
28. Холдов Ж. К. , Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М., 2001.
29. Шестаков М.П., Назаров А.П., Черенков Д.Р. Специальная физическая подготовка хоккеиста: Учеб. пособие, М.: СпортАкадемПресс, 2000.


Категория: Блоги | Добавил: Svetyasha
Просмотров: 45 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XXIII Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IV Всероссийский творческий конкурс "Страна грибов и ягод"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
VII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XII Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.09.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог