Технология построения урока Урок-исследование
Тема Многообразие зверей
Цель и задачи • Образовательные: познакомить учащихся с исчезнувшими видами животных; уточнить представления учащихся о положительном и отрицательном влиянии человека на природу; уточнить формы и способы охраны природы.
• Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, восприятие, речь.
• Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать умения слушать других.
Основные термины, понятия Экспонаты, травоядные, зуб мамонта, палеонтологи, ископаемое животное, клонирование
Планируемый результат
Предметные умения
знать животных, которые являются ископаемыми млекопитающими; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи
Личностные УУД: - проявление эмоционально-ценностного отношения к многочисленности останкам млекопитающих;
- формирование бережного отношения к природе.
Познавательные УУД:- умение найти и объяснить черты сходства и различия между типами питания млекопитающих;
- умение связывать особенности внешнего строения в соответствии с приспособленностью животных к среде обитания;
- умение применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности млекопитающих в объяснении причин их необычайного процветания
- умение использовать приобретенные умения для определения систематического положения животных, выявлять пути развития усложнений и взаимоотношений между видами млекопитающих
Правильно определять свое отношение к животному миру – каких животных нужно беречь и охранять, а каких следует уничтожать
Регулятивные УУД:- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные УУД:- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватное использовать речевые средства для представления результата.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
индивидуальная –
в группе -
Книгопечатная продукция: УМК В.В. Пасечник «Линия жизни» Биология - 7 класс,
Натуральные пособия: зубы мамонта, бивень мамонта, челюсть всеядного животного, сантиметровые ленты, весы электронные.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, планшеты со считающим QR-коды приложением
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Находясь в городе Якутске мы отправимся на несколько секунд на экскурсию в Верхневилюйский район село Оросу в Центр народной педагогики им. К.С. Чиряева.
Заходим в павильон, поднимает курсор и прочтем вслух высказывание Фридриха Энгельса «Уважение к древности – есть признак истинного просвещения» давайте это высказывание выберем как девиз нашего урока. Продолжим нашу экскурсию и смотрим в левую часть зала. Обратите внимание на экспонаты, которые находятся за рыбаком.
Что мы там видим? О чем они могут нам рассказать? -мотивировать учащихся к изучению темы;
- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к представителям класса млекопитающие
Актуализация опорных знаний и умений
Класс Насекомые относится к типу Членистоногие. Какие ещё классы относятся к данному типу?
Давайте вспомним характерные признаки типа Членистоногих, выполнив тест.
- подготовить мышление учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению дальнейших учебных действий
Постановка учебной проблемы
Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности. Почему насекомые самый многочисленный класс, широко освоивший биосферу? (на каждого человека приходится 250 млн. насекомых, обитающих на земле, в воде и воздухе!)
Учитель предлагает учащимся выбрать путь для решения этого вопроса:
-организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Как нужно построить работу на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (изучить учебный материал по классу Насекомых и составить план работы по этой теме)
Вместе с учащимися составляется План урока:
1. Общие признаки класса Насекомые.
2. Характерные черты внешнего и внутреннего строения. Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого на примере Майского жука».
3. Черты сходства и различия насекомых с другими классами (кольчатыми червями, паукообразными и ракообразными).
4. Вывод о прогрессивных изменениях, возникших в ходе эволюции и позволившим насекомым широко расселиться.
5. Изучить особенности размножения и развития насекомых.
6. Выяснить роль насекомых в природе и жизни человека. -постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации
Открытие нового знания
Задание 1:Прочитать в учебнике на стр. 63 текст по общей характеристике класса насекомых.
Задание 2: Выполнить лабораторную работу «Внешнее строение насекомого на примере Майского жука» (в парах)
Задание 3: Пользуясь коллекциями, таблицами и текстом учебника сравните внешнее строение ракообразных. паукообразных, насекомых и выявите характерные признаки класса Насекомых.
Задание 4:Учащиеся делятся на группы получают пакеты с карточками-заданиями по изучению по своему вопросу (намеченного плана) Пользуясь коллекциями, т и текстом учебника.
Задание 5 Каждая группа рассказывает всему классу по своему вопросу, указанному в карточке с заданием и с помощью правильно выбранных опорных терминов записанных на листах бумаги (из пакетов с заданиями) выстраивают логические схемы своего рассказа по мере раскрытия своего задания
-освоение учащимися новых знаний путем выполнения фиксированных заданий.
- научить школьников:
– доказывать, что насекомые – самые высокоорганизованный класс по сравнению с другими членистоногими, что и обусловило их широкое распространение в природе
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
Первичная проверка понимания
Диагностическое задание
Вариант 1
Допишите схему.
Тело насекомого
? ?
грудь
Вариант 2
Закончите фразу.
1.Кровеносная система у членистоногих _____________ .
2. Клещи имеют __ пар конечностей.
3. Вкусовые рецепторы насекомых располагаются не только во рту, но и на ________ .
Вариант 3
Выберите правильное утверждение.
1. Класс насекомые насчитывает более 1.5 млн. видов.
2. Тело насекомых состоит из 3 отделов.
3. Насекомые могут иметь как сложные так и простые глаза.
4. Кровеносная система у насекомых замкнутая.
5. Насекомые имеют пять пар конечностей.
(взаимопроверка по шаблону) -первичный контроль и закрепление приобретенных новых знаний.
Применение новых знаний
Учащиеся делятся на группы и получают индивидуальные задания- вопросы. на которые отвечают через определенное время. Ответы оцениваются учителем.
Вопросы:
1. За сутки одна божья коровка уничтожает до 100 тлей, её самка за летний период откладывает 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) может уничтожить до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей может уничтожить пара жуков и их поколение за летний период (90 дней). На основе полученных данных сделайте вывод о значении божьих коровок в регуляции численности тлей.
Ответ: Более 500 млн. тлей.
2. Одним из наиболее распространенных на Земле видов насекомых является комнатная муха. Доказано, что первоначально это животное обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения насекомых + 25 С. Укажите биологические особенности, которые помогли комнатной мухе распространиться по всему земному шару, в том числе и в северных широтах.
Ответ: Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой).
3. Лес дает пищу армаде насекомых. А едят они не что попало – у каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокососы. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?
Ответ: Питание разной пищей ослабляет конкуренцию между насекомыми.
- применение нового знания в типовых заданиях
- включение новых знаний в систему
Рефлексия учебной деятельности (можно так)
Вспомните, как мы работали. Как лично вы работали. Какие чувства испытывали. Оцените себя и свою работу на уроке. (Высказываются)
Вот и всё. Благодарю вас за работу.
До свидания!
-самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
|