Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления ребенка о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости.
Но любовь к книге, умение использовать в жизни полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. Здесь необходима помощь взрослого.
Мы накопили некоторый опыт по умственному воспитанию детей в процессе их ознакомления с произведениями художественной литературы. Начиная эту работу, прежде всего решили выяснить, как дети относятся к книге, могут ли правильно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, анализировать поведение героев.
Одни дети любят книги, знают много сказок, стихов, могут рассказать их товарищам, другие равнодушны к книгам, не помнят названия прочитанных произведений. Такие дети несколько отстают от сверстников в развитии речи, в своих суждениях.
Чтобы, как то привлечь внимание детей к книге, вызвать желание познакомиться с ней, продумали оформление и содержание книжного уголка.
Мы использовали в своей работе самые разнообразные жанры детской литературы, и прежде всего сказку. Это не случайно. Яркий. образный, поэтический язык, интересный и понятный сюжет делают сказку наиболее доступной для дошкольников. Сказки помогают детям понять, что такое хорошо и что такое плохо, учат их быть справедливыми, смелыми, трудолюбивыми.
Сказки мы читали не только на занятиях, но и в свободное время ежедневно вечером, отводя этому 10 – 15 минут. Общение со сказкой стало для детей потребностью.
Читая детям книги, учили их сравнивать, выделяя общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений. Сравнивая, например, сказки, пытались обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героя выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи.
На одном из занятий предложили детям самим придумать сказку. Многие восприняли это предложение с большим энтузиазмом, однако первые сказки были скучны по сюжету, невыразительны по языку. Тогда мы рассказали детям, как зарождались сказки в народе, как их собирали и записывали. Назвали имена собирателей русских сказок: А. Афанасьев, М. Булатов, Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой. Сказки , которые ребята придумали сами, становились все содержательнее. Обогатился словарь детей, их язык стал более литературным.
Под влиянием сказки развивалось творческое воображение детей. Они легко додумывали сюжет, были изобретательны при инсценировке сказок.
Мы продумывали и планировали занятия так, чтобы знания, полученные детьми на одном из них, могли быть использованы на других.
Знакомили дошкольников и с малыми формами фольклора: потешками, скороговорками, загадками, пословицами, поговорками.
Особую роль отводили загадкам. Их значение велико не только потому, что они тренируют память ребенка, но в первую очередь потому, что способствуют активному мышлению: ведь загадка – это своеобразная гимнастика ума, рассчитанная на смекалку, опыт, знания, умение логически мыслить, сопоставлять. Так же развитию мышления. Памяти способствует знакомство с пословицами. Умение применять пословицу свидетельствует о правильном отношении детей к своим действиям и поступкам товарищей. Постепенно речь детей становилась ярче, богаче. Они применяли в разговорной речи меткие выражения и поговорки.
Суждения детей свидетельствовала о пытливости ума, любознательности, об умении подмечать, сравнивать, делать выводы, образно мыслить, любить книгу.
|