Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья: Ментальные карты

СКАЧАТЬ (902.5 Kb) 22.02.2022, 17:43
Дуброва Ирина Алексеевна
преподаватель математики, ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Актуальность ментальных карт

«Интеллект карты созданы для того,
чтобы управлять вашим мозгом,
они отображают мыслительные процессы –
состоящие из образов и ассоциаций»
(Тони Бьюзен)

Современный мир – это сплошной поток информации. И зачастую, бывает очень сложно в этой информации выделить рациональное зерно. Как запомнить большой объем информации – вопрос, который никогда не терял актуальности. В наше время он стоит особенно остро. В современном информационном мире запоминанию информации помогают компьютерные технологии, телевидение, глобальная виртуальная сеть. Они способствуют систематизации материала, его обработке и, следовательно, запоминанию. Но здесь есть «подводные камни». Часто происходит запоминание информации непроизвольным путем, само собой, помимо нашего желания. Каждый из нас сталкивался с тем, что в голове неожиданно застряла какая-то фраза из передачи, рекламный слоган или просто куплет из популярного шлягера.

А как было бы хорошо, если бы вся информация была разложена по полочкам, в простой и наглядной форме. И тут на помощь тем, кто владеет навыком конструирования, может прийти ментальная карта.

Сейчас существует множество вариантов перевода термина MindMaps.
Ниже приведен список самых часто встречающихся вариантов:
• ментальные карты
• интеллект-карты
• карты ума
• мыслительные карты
• карты мозга
• концепт-карты
• карты знаний
• карты памяти
• ассоциативные карты

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, Это инструмент развития памяти и мышления.
Они позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить количество и скорость запоминаемой информации, ускорить разработку проектов, правильно планировать и научить ребенка учиться.

Метод интеллект-карт даёт нам огромные возможности в процессе обучения:
- адаптироваться к условиям ОГЭ и ЕГЭ;
- задействовать оба полушария головного мозга;
- повышать работоспособность;
- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;
- улучшать все виды памяти.
Из истории возникновения ментальной карты

Концепция карт основана на теории Дэвида Осубела, основной идеей которой является представление новых идей, теорий и понятий через уже имеющиеся идеи, опыт и понятия. В 60-е годы теорию развил профессор Джозеф Новак. Он разработал правила создания концепт-карт (инструмента для проработки новых концепций). Современное представление о них было заложено в 70-е годы прошлого века британским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном. Он интересовался проблемами развития интеллектуальных способностей, памяти, креативности, скорости чтения. В 1974 году он опубликовал книгу «Работай головой», где описал метод ментальных карт MindMaps. На основе его работы были разработаны десятки компьютерных программ, а концепция составления карт постепенно стала распространяться. В ходе своих исследований Тони Бьюзен пришёл к выводу, что общепринятый способ восприятия текстовой информации не является оптимальным. По его утверждению, чтение страницы слева направо и сверху вниз представляется человеческому мозгу искусственным, ведь он устроен так, что воспринимает данные нелинейно и сразу целиком. Из критики «неудобств» линейного восприятия позже и появились ментальные карты как приём организации информации и альтернативный способ записи. Что значительно важнее, работа в направлении совершенствования концепции интеллектуальных карт показала возможность их применения как инструмента в технике «мозгового штурма» (хотя это и не стало открытием – прообразом пользовались и до этого), для поиска и генерации новых идей, запоминания, структурирования.

Метод Бьюзена начал широко применяться практически сразу после того, как был представлен широкой аудитории с помощью телепередачи «Думай головой» на канале ВВС, которую сам автор и вёл. В 1997 г. в прямом эфире он установил рекорд в запоминании многозначных чисел. Его технология превратила процесс обучения в увлекательное и эффективное занятие. Он стал заниматься с неуспевающими школьниками и достиг с ними потрясающих результатов. Позже он написал ещё несколько книг о своей технике, ставших бестселлерами. Но изобретателем теории его можно назвать лишь с натяжкой. Подобные методы применялись уже мудрецами Древней Греции и Рима (Порфирий, Аристотель и др.), инженерами Нового времени. Безусловно, Бьюзен обозначил границы современного подхода, не скрывая, что опирался на труды предшественников.

На рубеже 2000-х годов в России, особенно в среде творческой инфраструктуры бизнеса, ментальные карты – ММ (MindMap), были признаком продвинутости, принадлежности к высшей касте организационного знания. Однако к концу десятилетия движение «за полный майндмэп» пошло на убыль. Однако, в 2010-2011 гг. в России интерес к технологии ментальных карт постепенно стал возрождаться. Связана эта тенденция, прежде всего, с тем, что компании- производители инструментов Mind Soft существенно продвинулись в направлении совершенствования своих программных решений.

Актуальность и преимущество ментальных карт
Ментальные карты в наше время очень актуальны и распространены по всему миру. Они успешно используются в учреждениях, которые подготавливают некоторые категории специалистов: разведчиков, сотрудников спецслужб, военных.

Лишь некоторые педагоги, самостоятельно освоив данный инструмент, и убедившись в полезности и актуальности, используют его. Однако, многие понимают, что нам необходим иной подход в обучении. Обучающийся должен стать главной фигурой в этом процессе обучения. Цель обучения с позиции преподавателя должна состоять в том, чтобы сделать обучающегося способным развиваться дальше без его помощи. Для этого нужны новые, современные технологии. Одна из них - построение ментальных карт (интеллект – карт, карт ума, карт памяти). В чем их преимущества?

Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50% -70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем, и лишь когда учащийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения он запоминает и усваивает материал на 90%.

Человек, согласно теории Бехтерева, быстрее воспринимает цветовую или световую информацию, на чем и основано действие светофора. Цветовой и световой сигнал дает толчок для дальнейшей работы мозга, активизирует хранящуюся в памяти информацию, помогает сделать ее актуальной. На этом и основана когнитивная технология обучения, одним из вариантов реализации которой является метод интеллект-карт.

В основе теории карт лежит представление о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное или нелинейное мышление, визуализация мысленных образов и целостное восприятие.

Актуальность использования технологии визуализации информации очевидна.
• На запоминание ключевой информации тратится меньше времени и меньше усилий, чем при зубрежке.
• Позволяют при решении учебной задачи или реальной проблемы эффективнее находить варианты решения.
• Интеллект карты развивают память и мышление человека.
• Можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций (как на работе, так и дома).
• Ментальные карты фиксирует связи между информацией.
• Графический метод представления информации увлекает обучающихся.

Алгоритм построения ментальных карт
Как сказано выше, ментальная карта представляет собой древовидную систему. В самом начале использования нам необходимо определиться с темой – ключевым словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.

Затем будем задавать различные течения последующей информации, рисуя новые ветви.
1. Начинать с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект карты. Необходимо начинать с главной мысли, тогда появятся новые идеи, чем ее дополнить.
2. Читать по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если задавать другую последовательность, необходимо обозначать очередность чтения порядковыми цифрами.
3. Использовать разные цвета. В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разные значения. Например, красный цвет максимально фокусирует наше внимание и сообщает об опасности. Синий цвет настраивает на эффективную продолжительную работу.
4. Всегда экспериментировать. У каждой карты должен быть неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта, как результат мышления, тоже оказывается уникальной и неповторимой.
5. Однозначность. Четко излагайте материал на уровнях карты. В противном случае ментальная карта так и не выполнит своей главной задачи: не поможет вам успешней анализировать и запоминать информацию.

Таким образом, мы выяснили, что ментальная карта – это очень простой и удобный способ запоминания, усвоения, классификации и систематизации информации. Этот способ очень актуален в наше время и имеет существенные преимущества над другими способами. Также мы узнали, как можно построить наглядную, понятную всем, ментальную карту, необходимую для подготовки кадета к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Совет одного из моих воспитанников, который работал над проектом создания ментальных карт: «научившись ими пользоваться, ты перестанешь бояться экзаменов, у тебя появится больше свободного времени, а твои оценки станут гораздо выше».

Практическое применение ментальных карт при подготовке к зачету или экзамену
Карта кадета 16 взвода Саркисян Н.Г.
Почему именно эта тема?
Я решил составить интеллект-карту, посвященную способам решения квадратных уравнений. Считаю, что эта тема является одной из основных в программе курса алгебры 8 класса и необходима для успешного усвоения других тем математики. Если вы подзабыли материал и не хотите тратить много времени на запоминание или повторение данной темы, то просто используйте мою карту.

Подробный рассказ о карте
Знаю, что для решения квадратных уравнений можно использовать ни менее десяти способов. Но я на своей ментальной карте представил 3 основных, на мой взгляд, способа решения квадратных уравнений.

1. По сумме коэффициентов
Читаем карту по часовой стрелке. Первый предложенный способ - использование свойств коэффициентов квадратного трехчлена. Он покрашен в зеленый цвет (воспринимается большинством людей, расслабляющий цвет). Этот способ находится в самом начале, так как целесообразно перед тем, как применять сложные вычисления и формулы, проверить наличие корней, опираясь на это свойство. Если сумма коэффициентов a, b, c трехчлена удовлетворяет данным, то мы пользуемся алгоритмом, представленным на карте.
2. С помощью дискриминанта
Следующим способ рассматривает решение квадратных уравнений с использованием формул по вычислению дискриминанта и корней. Он обозначен красным цветом (привлекающим максимальное внимание), так как используется чаще других. Если вы решили действовать таким способом, то на карте имеется два алгоритма по три «развилки». Этот способ рассмотрен качественнее всего, потому что он более популярен, нежели другие.
3. По теореме Виета
Третьим способом является решение уравнения, опираясь на теорему Виета. Он представлен синим цветом, т.е. настраивает на эффективную продолжительную работу, потому что этот способ не очень простой и удобный (по моему мнению), в отличие от двух предыдущих.

Подчеркну, что для более эффективного применения данного метода обучения, необходимо следовать трём принципам:
1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
2. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.
3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
В дальнейшем, опираясь на знания по геральдике, я хочу изучить герб Илекского района и самому попытаться создать герб села Кардаилово; села, в котором я родился.

Хочу дать совет всем, кого заинтересовала эта тема: начните сами создавать свои ментальные карты, и вы не разочаруетесь.

Интеллект-карты не только помогут вам генерировать новые оригинальные идеи, планировать свою работу и жизнь, справляться с огромным потоком информации, решать сложные задачи, эффективно организовывать различные мероприятия, но и доставят вам немало удовольствия. Потому что сложное и непонятное с помощью интеллект-карт в миг превращается в простое и очевидное.

Литература
1. Антипов И. Н. Методика факультативных занятий в 9—10 классах: Избранные вопросы математики. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983.—176 с.
2. Бехтерев С. Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт.- М.: «Альпина Паблишерз», 2010. – 312 с.
3. Бунимович Е.А. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения Государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: Астрель, 2011. – 93 с.
4. Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Перевод с англ. Е.А. Самсонов. – 3-е изд. - Мн.: Попурри, 2006. – 304 с.
5. Семушин А. Д. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики: Обучение обобщению и конкретизации. Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1978, 64 с.
6. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решения задач и проблем: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2006г. - 319с.
7. Интернет-ресурсы.


Категория: Блоги | Добавил: IDubrova
Просмотров: 403 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог